Методы экономического и научного шпионажа
Разведки, исходя из самой своей структуры, обязаны получать информацию “секретным путем”. Но это вовсе не означает, что все доступные каждому человеку сведения не привлекают их интереса. Как раз наоборот: сбор открытых сведений, проводимый систематически, приносит большой информационный выигрыш и к тому же обладает тем преимуществом, что он совершенно не связан с риском. Поэтому разведки в значительной степени занимаются получением сведений из открытых источников. Оно происходит тем эффективнее, чем демократичнее и либеральней страна-цель. Если это не так, то без тайного сбора сведений не обойтись..
Возможности получения информации из открытых источников разнообразны. Они начинаются с обучения в высококвалифицированных научно-исследовательских учреждениях страны-цели, с создания совместных предприятий (“Joint Venture”), продолжаются в виде систематического анализа специальной литературы, которую теперь с помощью современных коммуникационных средств можно быстро и надежно запросить в любой точке мира, анализа патентов и лицензий - до научных конференций. Нужно заметить, что при переговорах по большим индустриальным проектам от предлагающей стороны обычно требуют предоставить все нужные документы, с самыми детальными сведениями о ее мощности и производительности, о ее технологии, о стандарте ее научных разработок. Предлагающая сторона охотно отвечает - ведь она хочет получить заказ.
На границе между открытым и секретным получением информации находится “снятие”. Один собеседник, “по главной своей работе ученый”, управляется разведкой, никак это не показывая. Другой собеседник - доверчивый - ведет со своим коллегой разговор на профессиональные темы и указывает при этом на свои научные успехи, ,объясняя все до мельчайших подробностей. При этом необходимость защиты своей информации имеет для него лишь вторичное значение.
Если какая-то информация не открыта для свободного доступа, то начинается использование разведывательных средств: запись телефонных разговоров, спутниковое наблюдение, подслушивание в цехах, лабораториях или квартирах, и, наконец, использование ”агентов”. Последнее - центр усилий любой разведывательной деятельности. В этой сфере возможны самые разные способы.
Есть возможность внедрить на подлежащий разведнаблюдению объект доверенное лицо: мужчину или женщину. Агент при этом может выступать как под своим настоящим именем, так и под фальшивым. Последним часто и успешно пользовались в течение многих лет разведки ГДР, обеспечивая граждан ГДР паспортами и биографиями выехавших граждан ФРГ. В разделенной стране это относительно легко. Нужно только знать точно о работе института регистрации граждан.
Другая возможность состоит в “вербовке” в качестве агента уже работающего на объекте сотрудника. В политическом шпионаже разведки противника достигли в этом больших успехов, завоевывая с помощью своих “Ромео” (хорошо выглядевших восточных немцев с документами граждан ФРГ), сердца секретарш федеральных министерств, ведомств и штаб-квартир политических партий и получая доступ к их секретам.
При разведке в сфере экономики и науки такой метод применяется редко. Разведки по опыту поняли, что агент, выполняющий подчиненную функцию на предприятии, не всегда в состоянии объяснить значение поставляемых им документов, объяснить противоречия или прокомментировать данные (в политическом шпионаже документы говорят сами за себя!). То есть, необходим выход на сотрудника. занимающего на предприятии достаточно высокую должность . например, работающего в отделе “Исследования и разработки”, который поэтому в состоянии объяснить очень сложные формулы и расчеты. Но руководство предприятия как цель вербовки не подходит. Опыт показывает, что самоидентификация высшего звена с возглавляемым им предприятием делает любой вербовочный подход бесперспективным.
У среднего звена менеджмента помимо лучших возможностей доступа присутствует важное обстоятельство, облегчающее вербовку. Нередко работники чувствуют, что их научно-техническая работа недооценивается их работодателями. Здесь разведка и забрасывает крючок с наживкой. Она убеждает вербовочный объект, что сможет по достоинству оценить его успехи и, само собой разумеется, соответственно за них заплатить.
Как уже указывалось, в этом секторе шпионажа “документ” играет решающую роль. Сведения, которые надо получить, настолько сложны, что простой устный отчет будет полон ошибок и прорех. Кроме передачи ведущему офицеру, при передаче документов часто используются, прежде всего, “мертвые почтовые ящики”, то есть тайники, в которые сравнительно без риска кладутся и откуда забираются передаваемые документы.