К теме 2. Литературные школы и направления конца 19 века
Ознакомиться с работами одного из авторов (на выбор), подготовить конспект с комментариями, отражающий его эстетические взгляды:
*Арнольд М. Назначение критики в наше время // Писатели Англии о литературе. М., 1981.
*Рескин Дж. Прогулки по Флоренции: заметки о христианском искусстве для английских путешественников. СПб., 2007.
*Россетти Д.Г. Письма. СПб., 2005.
*Моррис У. Искусство и жизнь: избр. статьи, лекции, речи, письма. М., 1973.
*Уайльд О. Предисловие к роману «Портрет Дориана Грея». Замыслы: Диалог. Упадок лжи // Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. М., 1993.
*Шоу Дж. Б. О Драматургии и театре. М., 1963.
*Йейтс У.Б. Символизм в поэзии. Благородный театр Японии. Трагический театр // Йейтс У.Б.. Видение: поэтическое, драматическое, магическое. М., 2000.
К теме 3. Американская литература конца 19 – начала 20 вв.
1. Составить указатель имен, отражающий развитие американской литературы рубежа 19-20 вв. с указанием названий основных произведений и т.д. Используйте при работе: Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: в 2 т. М., 1997.
2. Ознакомиться с работами: Джеймс Г. записные книжки, дневники, письма, эссе // ИЛ – № 1 – 2011; Каули М. Два Генри Джеймса: естественная история американского натурализма // Каули М. Дом со многими окнами М., 1973.
3.Выписать цитаты, иллюстрирующие создание американского национального мифа в
романе «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена.
4. Раскройте понятие «фронтир».
МОДУЛЬ 2
К теме 4. Литература 1910–20-х гг. Модернизм
1. Составить глоссарий и выписать определения следующих терминов: авангард, аллюзия, блумсберийцы, вортицизм, дадаизм, имажизм, коллаж, космополитизм, модернизм, монтаж, неоклассицизм, объективный коррелят, поток сознания, сюрреализм, эпифании.
2. Составить указатель имен писателей-модернистов, с включением названий основных произведений и т.д.
2. Ознакомиться с научно-критическими статьями: Злочевская А. В. Феномен модернизма: философия и стиль эпохи // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – 2000. – №3.;Толмачев В.М. Типология модернизма в литературе Западной Европы и США // Современный роман: опыт исследования. М., 1990; Седакова О. Пауль Целан. Заметки переводчика // Иностранная литература. – 2005. – № 4; Ушакова О.М. Модернизм: о границах понятия // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2010. – № 6; Хоружий С.С. Человек и искусство в мире Джеймса Джойса // Вопросы философии. – 1993. – № 8. Сформулировать основные проблемы изучения модернизма в современном литературоведении.
1. Варианты тестовых заданий для самопроверки:
· Последовательность появления произведений модернистов:
– «Миссис Дэллоуэй» В. Вулф
– «Поминки по Финнегану» Дж. Джойса
– «Любовник леди Чаттерли» Д.Г. Лоуренса
– «Бесплодная земля» Т.С. Элиота
· В 1922 году впервые опубликованы роман Дж. Джойса «Улисс» и поэма Т.С. Элиота …
· Соответствие между автором и произведением:
– Дж. Джойс – «Превращение»
– В.Вулф – «Четыре квартета»
– Т.С. Элиот – «Волны»
– Д.Г. Лоуренс – «Кантос»
– Ф.Кафка – «Дублинцы»
– Э. Паунд – «Сыновья и любовники»
К теме 5. Английская литература 1930–60-х гг.
1. Составить указатель имен английских писателей данного периода с включением названий основных произведений и т.д.
2. Впишите вместо точек имена авторов: «Доминантой литературного процесса 1930-50-х годов является возрождение и развитие литературы с религиозной тенденцией. Это наиболее художественно значимый, эстетически и мировоззренчески цельный феномен данного периода. Обращение к религии как «субстанции культуры» отличает многих английских писателей 1930-50-х годов. Простое перечисление имен и фактов позволяет выявить эту тенденцию в развитии английской литературы: поэзия …, начиная с конца 1920-х годов, христианская апологетика (…), католический роман (....), детская литература (…), движение поэтической драмы (…), детективная литература и т.д.».
2. Выучить наизусть одно из стихотворений Т.С. Элиота, У.Х. Одена, Д. Томаса, Ф. Ларкина. Т. Хьюза (на выбор).
К теме 6. Американская литература 1930–60-х гг.
1. Составить указатель имен американских писателей данного периода с включением названий основных произведений и т.д.
2.Выучить наизусть одно из стихотворений Э. Паунда, Х. Дулитл, Э. Лоуэлл, У.К. Уильямса, Р. Фроста, А. Гинзберга (на выбор).
3.Сравнить книгу и ее экранизацию: «Завтрак у Тиффани», «Пролетая над кукушкиным гнездом», «Трамвай «Желание».
4. Проанализировать переводы стихотворения Р. Фроста на русский язык, представить свой вариант перевода, написать комментарии к тексту, опираясь на материалы «Зимним вечером у леса» Р. Фроста: четыре разбора» (См.: Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2009. – № 4). Создать собственный проект «Художественный мир одного стихотворения» по модели, предложенной в указанном издании (см. также другие выпуски Вестника).
МОДУЛЬ 3
К теме 7. Постмодернизм в британской и американской литературах
1. Составить глоссарий и выписать определения следующих терминов и понятий: гипертекст, интертекстуальность, маргинальность, метарассказ, пастиш, постмодернизм, цитатное мышление.
2. Ознакомиться с работами (на выбор) и составить краткий конспект, выявив основные идеи, характеризующие культуру постмодерна:
* Ильин И. Постмодернизм как концепция «духа времени» конца ХХ века // Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. С.198-234.
* Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // ИЛ. 1994. № 1.
* Затонский Д.В. Постмодернизм: гипотезы возникновения // ИЛ. 1996. №2. С.273-283.
*Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре ХХ века // НЛО. № 16. 1995.
*Постмодернизм и культура (круглый стол) // Вопросы философии. 1999. №3.
К теме 8. Феномен мультикультурализма в британской и американской литературах
1.Составить глоссарий и выписать определения следующих терминов: гибридность, глобализация, глобальная деревня, инаковость, колониализм, колониальный дискурс, культурное пограничье, мейнстрим, многополярная модель мира, мультикультурализм, ориентализм, «плавильный котел», политическая корректность, постиндустриальное общество, постколониализм, постколониальные исследования, посткультура, расизм, регионализм, «салатная миска», самоидентификация, «спенглиш», субкультура, субтрадиция, толерантность, транснациональный, феминизм, цивилизационный сдвиг, чиканос, этноцентризм..
2. Представить анализ одной из теоретических работ по проблемам мультикультурализма: Абсалямова А. "Мультикультурализм": к определению понятия // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2005. – № 5; Малахов В. Парадоксы мультикультурализма // ИЛ –1997 – № 11; Тлостанова М.В. Движение идей мультикультурализма в США конца ХХ века // США. Канада: Экономика, политика, культура. – 2000. – № 10.
3. Ознакомиться с работами: Саид Э. Ориентализм. М., 2006; Сидорова О.Г. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века. Екатеринбург, 2005; Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца ХХ века. М., 2000.
3. Сделать презентацию творческой работы (видеоклип, рецензия, эссе и т. п.) по проблемам мультикультурализма в современной литературе и искусстве.
4. Варианты тестовых заданий для самопроверки:
Последовательность появления произведений:
– З. Смит «Белые зубы»
– Т. Моррисон «Возлюбленная»
– В. Найпол «Полужизнь»
– Р. Эллисон «Человек-невидимка»