Пишем словосочетания и предложения
Завершающим этапом обучения «азам» я считаю чтение и запись первых словосочетаний и предложений.
В словосочетания, которые читают и пишут мои маленькие ученики, обычно входят названия цветов, слова "big" и "little", несколько числительных и все изученные существительные.
Итоговым упражнением является запись словосочетаний рядом с картинками. Например, рядом с нарисованной шестеркой и розовой мордочкой поросенка малыш пишет: "sixpinkpigs".
Для того чтобы ребенок понял, что от него требуется, достаточно показать ему образец. Промежуточные упражнения представляют собой всевозможные варианты этого задания.
Предложения также не отличаются разнообразием. На этом этапе мы осваиваем только три структуры: "Itis a…", "I have…" и "I like…".
Другое дело, что эти предложения могут быть длинными и включать в себя несколько словосочетаний: "I havetwolittleredrobotsandfivebigpinkpigs". К говорению и письменной речи это имеет довольно смутное отношение, но зато дает навык одновременного «удерживания» в памяти структуры, последовательности элементов, слов и грамматики.
Чтение и запись таких предложений подготавливает ребенка к чтению естественных предложений и вызывает иллюзию самостоятельного чтения длинных отрывков текста, что немаловажно для обучения. Малыши обычно в восторге от того, что могут прочитать и понять длиннющие предложения, и это подогревает их интерес к языку.
При работе с предложениями я прибегаю не только к картинкам, но и к переводу. Детям очень нравится «переводить». То, что они могут «переводить», добавляет к ним в их глазах авторитетности, а вам дает возможность разнообразить упражнения.
Например, всем моим ученикам нравится писать русско-английский диктант предложений, и письменный перевод фразы «Я люблю собак» выглядит в их глазах большим умением, что недалеко от правды.
Каждая исписанная вами с ребенком тетрадка в результате будет представлять собой пропись, словарик в картинках, учебник, книжку для чтения и рабочую тетрадь с упражнениями в одном лице.
Меня иногда спрашивают, почему я не оформляю упражнения при помощи компьютера. Ответ прост: во-первых, дети гораздо легче начинают писать в таких тетрадках; а во-вторых, каждую тетрадку я заполняю для ребенка по мере нашего продвижения вперед и могу корректировать планы в зависимости от наших успехов. Печатать упражнения я начинаю только тогда, когда мы переходим к чтению длинных предложений. Ребенку льстит, что он читает печатный текст.
Будет просто идеально, если вы спланируете занятия таким образом, что ребенок в результате этого этапа сможет прочитать текст знакомой ему простенькой песенки или стихотворения. Малыш прекрасно понимает, что недавно он мог только слушать эту песенку, а вот теперь он ее уже читает.
По завершению этого этапа обучения «азам» у ребенка все еще могут оставаться «трудные» буквы или путаница с похожими буквами, но стопроцентное вызубривание всех букв и не входит в планы этого этапа.
В результате ваших занятий для ребенка должен быть в принципе ясен алгоритм чтения, и он должен уметь читать и воспроизводить на письме большинство букв.
Он должен освоить «поле» чтения и письма, а отчеканить навыки и доприручить непослушные буквы и звуки он сможет и потом.
Следующим этапом может быть изучение языка по любому учебнику для малышей. Если вы не торопились и занимались основательно, то программа, предлагаемая учебником, уже не будет проходить у вашего ребенка сквозь пальцы. Он будет осмысленнее и плодотворнее осваивать программу, так как будет к ней подготовлен.
Нетрудно заметить, что слова, которые я привела в пример, предполагают азы понимания правила открытого и закрытого слога, а словосочетания и предложения – понимание начал грамматики. В следующей, завершающей, статье этого цикла я расскажу об алгоритме, которому я обычно следую при объяснении малышам этих и некоторых других премудростей, необходимых для дальнейшего изучения языка.
Часть 5
Чуть-чуть больше, чем азы
В диктовках, которые писала Динка, были всегда два главных недостатка:
у тех слов, которые почему-либо казались ей значительнее других,
она ставила даже в середине фразы заглавные буквы
и, кроме того, очень любила восклицательные знаки.
В. Осеева «Динка»