Чтение гласных букв в ударном слоге
Существует четыре типа ударного слога. В каждом из них одна и та же гласная читается по-разному.
I тип – открытый слог, оканчивающийся на гласную. Например: time, home, make, me, tune.
II тип – закрытый слог, оканчивающийся на согласную. Например: hot, less, bit, plan, fun.
III тип – закрытый слог, где за ударной гласной следует буква “r”. Например: turn, firm, car. sport.
IV тип – слог, где за ударной гласной с буквой “r” следует ещё одна гласная. here, fire, pure, care
Ударная гласная в открытом слоге читается так, как называется в алфавите. В закрытом слоге ей соответствует краткий звук. Сравните:
Открытый слог закрытый слог
[eI] a [x]
[J] e [e]
[aI] I [I]
[ou] o [O]
[jH] u [A]
[aI] y [I]
Приложение 1:Тренировочные упражнения 1, 2, 3, 4, 5 на это правило даны на стр. 17.
Примечание: Указания по работе с этими упражнениями даны в Предисловии, стр. 1-2.
ЧТЕНИЕ ГЛАСНЫХ БУКВ В ОСНОВНЫХ ТИПАХ УДАРНЫХ СЛОГОВ
гласные буквы | a[ei] | o[ou] | e[i:] | i[ai] | y[wai] | u[ju:] |
I | [ei] name | [ou] note | [i:] be | [ai] fine | [ai] my | [ju:] tune |
II | [æ] map | [O] not | [e] bell | [i] sit | [i] tryst | [Ù] cup |
Ш | [a:] park | [ L] fork | term | [W] firm | byrd | turn |
IV | [eq] care | [L] more | [iq] here | [aiq] fire | tyre | [juq] pure; during |
Приложение 1: Тренировочные упражнения 16 – 20 на эти правила даны на стр. 18 - 19.
ЧТЕНИЕ ГЛАСНЫХ БУКВ В БЕЗУДАРНОМ СЛОГЕ
В безударном положении (перед ударным слогом и после него) гласные звуки произносятся иначе, чем в ударной позиции. Безударные гласные звучат менее отчётливо, чем ударные гласные, изменяя своё качество и долготу. В целом ряде случаев в результате такого изменения (редукции) гласный звук в слове может выпасть совсем. Следует отметить, что некоторые звуки весьма устойчивы и даже в безударном слоге сохраняют своё обычное звучание.
Правила чтения гласных в безударном слоге схематично могут быть представлены следующим образом:
Гласная | Произношениe | Примеры |
a o u | [q] | again [q'geIn], servant ['sWvqnt], control [kqn'troul], second ['sekqnd], product ['prOdqkt], difficult ['dIfIkqlt] |
u o | [jH] [ou] | institute ['InstItjHt], unite [jH'naIt] metro ['metrou], photo ['foutou] |
e i y | [I] | become [bI'kAm], decide [dI'saId], Inert [I'nWt], indignity [In'dIgnItI], library ['laIbrqrI], city ['sItI] |
e перед n + согласная | [q] | students ['stjHdqnts], absent ['xbsqnt] |
e+конечная l, n | [-] | seven ['sevn], tunnel [tAnl] |
i+конечная l | [-] | pupil ['pjHpl] |
o+конечная n | [-] | lesson ['lesn], button ['bAtn] |
Неопределённый артикль a, an | [q] | a man [q'mxn], a block [q'blOk], an orange [qn'OrInG] |
Определённый артикль the | [Dq] перед согласными [DI] перед гласными | the heart [Dq'hRt], the art [DI'Rt] |
Приложение 1:Тренировочные упражнения читайте на стр. 17-22.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ СОГЛАСНЫХ БУКВ И БУКВОСОЧЕТАНИЙ
Чтение согласной определяется её положением среди других букв. Вне буквосочетаний только три согласные из 20 имеют по два варианта чтения: c - [s], [k]; g - [g], [G]; s - [s], [z].Многие согласные, однако, входят в состав различных буквосочетаний и в зависимости от этого по-разному читаются.
Приложение 1. Тренировочные упражнения 7, 8, 11, 12, 13, 14, 21 и др. даны на стр. 17 – 22.
СЛОВЕСНОЕ УАРЕНИЕ
Выделение слога в слове называется словесным ударением.
Знак [']является обозначением словесного ударения и ставится перед ударным слогом. В зависимости от количества слогов слова разделяются на односложные (text, lot), двусложные (report, public)и многосложные (economic, accountant).
В двусложных словах ударным, как правило, является второй слог с конца, но приставки обычно бывают безударными. В трёхсложных словах, как правило, ударным является третий слог с конца. Многосложные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Это второстепенное, более слабое ударение обозначается тем же знаком, но внизу [,].
Правила и тренировочные упражнения даны в Приложении 2 на стр. 23 – 25.
АНГЛИЙСКАЯ ИНТОНАЦИЯ
Интонация – это сложное единство высоты голосового тона (мелодики), силы произнесения слов (фразового ударения), тембра, темпа и ритма.
Мелодика – это последовательное изменение тона голоса при произнесении слогов в предложении. Наиболее заметное изменение тона голоса происходит в конце предложения в последнем ударном слоге.
В английском языке, как и в русском, имеются две основные мелодии, два тона: нисходящийивосходящий.
Нисходящий тон выражает законченность высказывания, категоричность. Он характерен для повествовательных и повелительных предложений, а также вопросительных предложений, начинающихся с вопросительного слова. Первый ударный слог произносится самым высоким тоном, далее происходит плавное понижение тона, и последний ударный слог произносится с резким понижением тона (падение тона в английском языке резче и глубже, чем в русском).
Например: 'How do you pro'nounce this(word?
Восходящий тон выражает незаконченность высказывания, отсутствие категоричности. Он употребляется при перечислении, в общих вопросах, требующих ответа «да» или «нет», в первой части альтернативных вопросов, а также в конце смысловых групп, на которые делятся длинные предложения. Кроме того, восходящий тон употребляется при вежливом обращении в приветствиях, выражениях благодарности и т.п. При восходящей мелодии наблюдается плавное понижение тона от первого ударного слога, но последний ударный слог произносится с повышением тона, причём повышение голоса начинается с самого низкого тона.
Например: 'Do you 'play &football?
Фразовым ударением называется более сильное произнесение одних слов в предложении по сравнению с другими словами (неударными). В английском предложении ударением выделяются, как правило, знаменательные слова: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия, вопросительные и указательные местоимения. Неударными бывают служебные слова: артикли, союзы, предлоги, вспомогательные и модальные глаголы без отрицания, а также личные и притяжательные местоимения.
Например: I must 'go to the 'library to 'take that (book.
Ударные слоги в предложении образуют вместе с окружающими их слогами так называемую ритмическую группу. Для ритма английской речи характерно то, что ударные слоги в предложении произносятся через более или менее равные промежутки времени. Поэтому скорость произнесения неударных слогов зависит от того, сколько неударных слогов находится между двумя ударными: чем больше неударных слогов, тем быстрее они будут произноситься.
Например: I 'live in the 'centre of (Perm.
Ритмические группы следует отличать от смысловых групп, которые представляют собой отрезки предложения, объединённые общим смыслом. Каждая смысловая группа отличается от предыдущей изменением мелодии и паузой, обозначаемой вертикальной чертой.
Например: My 'English &friend│ 'often 'spends his &holidays│ 'traveling about (Russia.
Приложение 3.Тренировочное упражнение читайте на стр. 25.