Звуковой строй и орфография английского языка
ЕРШОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
ВВОДНЫЙ КУРС
Пособие по технике чтения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие предназначено для студентов неязыковых специальностей вузов, ранее не изучавших английский язык или имеющих слабые умения и навыки в области практического владения им.
Любой подход к системе обучения английскому языку на начальном этапе основан на преемственности в системе «школа – вуз». Под преемственностью в этом случае понимается способность учитывать опыт изучения языка как иностранного, так и родного. При таком подходе умения и навыки, развиваемые на разных этапах обучения в школе, рассматриваются как взаимосвязанные части единой системы.
Пособие представляет собой вводно-фонетический курс, который составлен по принципу обучения произношению, свободному от грубых фонетических ошибок.
Предлагаемый в пособии фонетический минимум включает в себя основные звуковые и интонационные явления фонетического строя современного английского языка.
Коррективно-фонетический раздел представлен в объёме, достаточном и необходимом для отработки произносительных навыков, правил чтения букв и буквосочетаний, интонационных особенностей английского языка. Эти фонетические явления (в основном) рассматриваются в сопоставлении с русскими. Обучение чтению осуществляется на основе комплекса упражнений по правилам чтения. При этом основным принципом является формирование навыков чтения без знания значений слов, данных в упражнениях. Произносительные навыки формируются параллельно с навыками чтения.
Задания по практической фонетике и основным правилам чтения представлены в виде системы тренировочных упражнений, которые развивают навыки чтения букв и буквосочетаний с учётом графического и звукового образа слова. Эти упражнения рекомендуется выполнять вслух, повторяя их за диктором: 1) после диктора, 2) перед диктором, 3) вместе с диктором. Примеры в упражнениях подобраны таким образом, что каждое последующее упражнение базируется на предыдущих. Если Вы забыли какое-то правило, то Вы можете вернуться к предыдущему упражнению (в котором это правило представлено очень кратко), вспомнить это правило и продолжить работу над тренировочными упражнениями (Приложения 1, 2, 3).
ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС
ЗВУКОВОЙ СТРОЙ И ОРФОГРАФИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В любом языке слова состоят из звуков и букв. Буквы используются в письменной речи, а звуки – в устной.
Полное соответствие звуков и букв в большинстве языков отсутствует, что приводит к определённым различиям между написанием и произношением. Особенно велико это различие в английском языке, где орфография не изменялась примерно с 15 века, а звуковая форма претерпела с тех пор значительные изменения. Трудности чтения слов вызываются тем, что количество фонем в английском языке значительно превышает количество букв: 26 букв передают 44 фонемы (основное расхождение между количеством букв и фонем наблюдается в системе гласных: 6 букв – 20 гласных). Следовательно, одна и та же буква в разных положениях может обозначать разные звуки, и, наоборот, один и тот же звук может изображаться разными буквами и буквосочетаниями. Умение читать английские слова (не являющиеся исключениями) без обращения к фонетической транскрипции вырабатывается на основе правил чтения односложных, двусложных и многосложных слов. Всё это требует от студента прочного изначального овладения правилами чтения, а также знания фонетической транскрипции.
Под фонетической транскрипцией понимается международная система условных графических обозначений звуков, где каждому конкретному звуку соответствует один определённый знак. Чтобы не смешивать буквы со знаками транскрипции, последние берутся в квадратные [t] или косые /t/скобки. Фонетическая транскрипция слов в словарях даётся вслед за орфографическим значением слова, например: economy[I'kOnqmI]. Двоеточие [:] после гласного звука указывает на его долготу.
ПРАВИЛА СЛОГОДЕЛЕНИЯ
Обучение чтению в английском языке невозможно без знания правил слогоделения на письме (а не фонетически). Необходимо помнить о том, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных букв, слог может составить одна гласная. Слоговая граница “│“проходит:
1. перед согласной буквой: например, na│me│;
2. между согласными буквами: например, dam│pen│;
3. между гласными буквами (если это не устойчивое буквосочетание): например, di│et│;
4. если после гласной на конце слова имеется одна согласная буква, то она отходит к предыдущему слогу: например, mid│rib│;
5. на конце слова, например, cut│.
ТИПЫ СЛОГОВ
Гласные звуки. Монофтонги.
[J] Близок протяжному и:илиий.
[I] Близок краткому гласному и в слове игла.
[e] Близок звуку э в словах это, цепь.
[x] Звук долгий и напряжённый, средний между а и э. Кончик языка упирается в нижние зубы и толкает нижнюю челюсть вниз. Этот английский звук немного напоминает я в словах пять, мясо.
[R] Напоминает долгий звука а-а: га-а-лка.
[P]/ [O] Напоминает краткий звук о в слове тот.
[L] Напоминает протяжно произнесённое о-о в слове го-ол.
[W]/ [E:]Долгий звук, который в чём-то похож на русский звук /ы:/. Потяните русский звук /ы:/, затем не меняя положения губ, опустите заднюю часть языка, у вас получится правильный английский звук.
[q] Короткий, неясный, неударный звук. В русском языке слышится в безударных слогах в словах хата, пять комнат.
[A] Похож на русский ударный а в дам, более близок по произношению к русскому неударному звуку а в слове камыш. В английском языке – это ударный гласный.
[u]Близок к звуку у в слове тут.
[H] Близок к звуку у-у, произнесённому протяжно: у-угол.
Гласные звуки. Дифтонги.
[aI] Близок русскому ай в слове Байкал.
[eI] Близок русскому ей в слове шейка.
[OI] Близок русскому ой в слове тугой.
[au] Близок русскому ау в слове кáучук.
[Ou] Близок русскому оу в слове клоун или [qu] – близкое к русскому эу .
[Iq] Близок русскому иа с дарением на и.
[uq] Близок русскому уа с ударением на у.
[eq] Сочетание произносится примерно как эа с ударением на э.
Согласные звуки
Соответствуют русским
[p] какпс придыханием, то есть с громким выдохом перед ударной гласной, например, парк. Передаётся буквой Pp.
[b]какб в слове берег. Передаётся буквой Bb.
[m]как м в слове море; при произнесении английского согласного [m]губы смыкаются плотнее, чем при произнесении соответствующего русского звука. Передаётся буквой Mm.
[k]каккс придыханием, то есть громким выдохом, особенно перед ударным гласным и на конце слова звучит более отчётливо, например, карта.*
[g]как г в слове город, но менее напряжённо.*
[f]какф в слове фабрика, но более напряжённо, чем в русском языке. Передаётся буквой Ff.
[v]как в в слове вода. Передаётся буквой Vv.
[s] как с в слове сад, но более напряжённо, чем в русском языке.*
[z]как з в слове завуч. Передаётся буквой Zz.
[t]как т в слове ток, с придыханием, то есть с громким выдохом перед ударной гласной; кончик языка поднят и прижат к альвеолам* Передаётся буквой Tt.
[d]как д в слове дом; кончик языка поднят и прижат к альвеолам. Передаётся буквой Dd.
[n]как н в слове ноги; кончик языка поднят и прижат к альвеолам. Передаётся буквой Nn.
[l] приблизительно как л в слове лес;всегда произносится несколько мягче, чем твёрдый русский л, но твёрже, чем мягкий ль; кончик языка поднят и прижат к альвеолам. Передаётся буквой Ll.
[S]как ш в слове шесть.*
[Z]как ж в слове жесть*
[C]как ч в слове чек; звук произносится прикосновением кончика языка к альвеолам, одним произносительным усилием.*
[G]как дж в сочетании «жечьбы» /жэдж'бы/; звук произносится прикосновением кончика языка к альвеолам, одним произносительным усилием.*
[r] р без вибрации, как в слове жребий; кончик языка находится за альвеолярной выпуклостью, образуя с нею щель. Язык напряжён, а его кончик неподвижен. Передаётся буквой Rr.
[h]сильный выдох, напоминающий звукх.Передаётся буквой Hh.
[j]напоминает слабый русскиййперед гласными:если.*
[jH] долгое ю в словею-юрта.*
[je] ев слове ехать.*
[jO] ё в словеёкать.*
[jA] я в слове ягель.*
*Смотрите Приложение 1.
Следующие согласные звуки не имеют даже приблизительных соответствий в русском языке:
[w] При произнесении этого звонкого звука губы округлены и значительно выдвинуты вперёд. Струя выдыхаемого воздуха с силой проходит через образованную между губами щель. Губы энергично раздвигаются.
[N] Для того, чтобы научиться правильно произносить этот носовой звук, необходимо сделать вдох через нос с широко открытым ртом, при этом ни кончик языка, ни его передняя и средняя части не должны касаться нёба. Задняя часть языка смыкается с мягким нёбом, приблизительно так же как при произнесении русского /г/. Выдохнуть воздух из лёгких через нос.
[T].В русском языке подобного звука нет. Звук глухой, при его произнесении язык распластан и ненапряжён, кончик языка образует узкую плоскую щель со всем режущим краем верхних зубов, неплотно прижимаясь к нему. В эту щель с силой проходит струя воздуха. Кончик языка не должен сильно выступать за верхние зубы или слишком плотно прижиматься к зубам (иначе получится /т/). Зубы должны быть обнажены, особенно нижние, так чтобы нижняя губа не касалась верхних зубов и не приближалась к ним (иначе получится /ф/). Звук напоминает шепелявый русский /с/.
[D] В русском языке подобного звука нет. Звук звонкий, при его произнесении язык распластан и ненапряжён, кончик языка образует узкую плоскую щель со всем режущим краем верхних зубов, неплотно прижимаясь к нему. В эту щель проходит струя воздуха. Кончик языка не должен сильно выступать за верхние зубы или слишком плотно прижиматься к зубам (иначе получится /д/). Зубы должны быть обнажены, особенно нижние, так чтобы нижняя губа не касалась верхних зубов и не приближалась к ним (иначе получится /в/). Звук напоминает шепелявый русский /з/.
*Альвеолы – бугор в форме дуги или подковы у основания верхних зубов.
АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ
В печати | Название буквы | В печати | Название буквы |
A a | [ei] | N n | [en] |
B b | [bi:] | O o | [ou] |
C c | [si:] | P p | [pi:] |
D d | [di:] | Q q | [kju:] |
E e | [i:] | R r | [a:(r)] |
F f | [ef] | S s | [es] |
G g | [d3i:] | T t | [ti:] |
H h | [eitò] | U u | [ju:] |
I i | [ai] | V v | [vi:] |
J j | [d3ei] | W w | ['dÙblju:] |
K k | [kei] | X x | [eks] |
L l | [el] | Y y | [wai] |
M m | [em] | Z z | [zed] |
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ГЛАСНЫХ БУКВ
Чтение гласных зависит от ряда факторов:
1.от типа слога, в котором она стоит (открытый, закрытый, и т.д.);
2.от того, является она ударной или безударной;
3. от её положения среди других букв, т.е. сколько и какие буквы следуют за ней или предшествуют ей.
СЛОВЕСНОЕ УАРЕНИЕ
Выделение слога в слове называется словесным ударением.
Знак [']является обозначением словесного ударения и ставится перед ударным слогом. В зависимости от количества слогов слова разделяются на односложные (text, lot), двусложные (report, public)и многосложные (economic, accountant).
В двусложных словах ударным, как правило, является второй слог с конца, но приставки обычно бывают безударными. В трёхсложных словах, как правило, ударным является третий слог с конца. Многосложные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Это второстепенное, более слабое ударение обозначается тем же знаком, но внизу [,].
Правила и тренировочные упражнения даны в Приложении 2 на стр. 23 – 25.
АНГЛИЙСКАЯ ИНТОНАЦИЯ
Интонация – это сложное единство высоты голосового тона (мелодики), силы произнесения слов (фразового ударения), тембра, темпа и ритма.
Мелодика – это последовательное изменение тона голоса при произнесении слогов в предложении. Наиболее заметное изменение тона голоса происходит в конце предложения в последнем ударном слоге.
В английском языке, как и в русском, имеются две основные мелодии, два тона: нисходящийивосходящий.
Нисходящий тон выражает законченность высказывания, категоричность. Он характерен для повествовательных и повелительных предложений, а также вопросительных предложений, начинающихся с вопросительного слова. Первый ударный слог произносится самым высоким тоном, далее происходит плавное понижение тона, и последний ударный слог произносится с резким понижением тона (падение тона в английском языке резче и глубже, чем в русском).
Например: 'How do you pro'nounce this(word?
Восходящий тон выражает незаконченность высказывания, отсутствие категоричности. Он употребляется при перечислении, в общих вопросах, требующих ответа «да» или «нет», в первой части альтернативных вопросов, а также в конце смысловых групп, на которые делятся длинные предложения. Кроме того, восходящий тон употребляется при вежливом обращении в приветствиях, выражениях благодарности и т.п. При восходящей мелодии наблюдается плавное понижение тона от первого ударного слога, но последний ударный слог произносится с повышением тона, причём повышение голоса начинается с самого низкого тона.
Например: 'Do you 'play &football?
Фразовым ударением называется более сильное произнесение одних слов в предложении по сравнению с другими словами (неударными). В английском предложении ударением выделяются, как правило, знаменательные слова: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия, вопросительные и указательные местоимения. Неударными бывают служебные слова: артикли, союзы, предлоги, вспомогательные и модальные глаголы без отрицания, а также личные и притяжательные местоимения.
Например: I must 'go to the 'library to 'take that (book.
Ударные слоги в предложении образуют вместе с окружающими их слогами так называемую ритмическую группу. Для ритма английской речи характерно то, что ударные слоги в предложении произносятся через более или менее равные промежутки времени. Поэтому скорость произнесения неударных слогов зависит от того, сколько неударных слогов находится между двумя ударными: чем больше неударных слогов, тем быстрее они будут произноситься.
Например: I 'live in the 'centre of (Perm.
Ритмические группы следует отличать от смысловых групп, которые представляют собой отрезки предложения, объединённые общим смыслом. Каждая смысловая группа отличается от предыдущей изменением мелодии и паузой, обозначаемой вертикальной чертой.
Например: My 'English &friend│ 'often 'spends his &holidays│ 'traveling about (Russia.
Приложение 3.Тренировочное упражнение читайте на стр. 25.
Список использованной литературы
1. Аверина Е.Д. Иностранный за 200 часов. Система работы для самообучения. Санкт-Петербург, А.О. «Руди-Барс», 1994.
2. Арбекова Т.И. Английский – самостоятельно. Обзорно-коррективный курс. Книга II. Москва, «Телер», 1994.
3. Бонк Н.А., Котий Г.А., Лукьянова Н.А. Учебник английского языка. Часть 1. Москва, Товарищество «ДеКонт», 1994.
4. Бурова З.И. Учебник английского языка для гуманитарных специальностей вузов. Издание 6-е. Москва, «Айрис-Пресс», 2007.
5. Васильев В.А., Катанская А.Р., Лукина Н.Д., Маслова Л.П., Торсуева Е.И. Фонетика английского языка. Нормативный курс. Издание 2-е, переработанное. Москва, «Высшая школа», 1980.
6. Ершова Т.И. "Системный подход к обучению начинающих как залог успехов студента" Тезисы "Системный подход к обучению начинающих как залог успехов студента" Сборник конференции Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ "Ценностно-мотивационные и содержательные аспекты преподавания иностранных языков в неязыковом вузе" Нижний Новгород Ноябрь 2000г.
7. Ершова Т.И.«Учебный текст как основа обучения студентов на первом этапе овладения иностранным языком» Статья Дискуссионный клуб FLT: современные тенденции и опыт профессионалов. Сб. научных статей./ Под ред. Ю. Б. Кузьменковой. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004. - Вып. 5. Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе.
8. Каспин В.И., Сегаль М.М., Шевяков В.Н. Говорим по-американски. Учебное пособие по английскому языку (американский вариант). Книга I. Тексты и комментарий. Л., 1990.
9. Хведченя Л.В., Хорень Р.В. Английский язык для поступающих в вузы. 5-е издание, стереотипное. Минск, «Вышэйшая школа», 1996
10. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. 1. Москва, «Просвещение», 1981.
Приложение 1
№ | Упражнения в чтении | № | Упражнения в чтении | ||||||
e | Открытый слог | Закрытый слог | eve, me, mete, Pete, net, lend, bet, pen, spend, bent, bend, left, bede, let, den, bed, men, ten, best, eke, be, kept, slept, met, melt, zest, step, test, mend, bell, less, fell, tent | a | Открытый слог | Закрытый слог | blame, pale, mate, fate, make, fat, van, lad, name, fame, lamp, lake, bad, late, plan, ale, date, vale, bat, nave, tape, pan, fan, blade, lane, mass, lass, add, ass, hate, has запомните:have [hxv]* | ||
[J] Pete be | [e] left met | [eI] made ape | [x] land man | ||||||
3 i,y | Открытый слог | Закрытый слог | bye, dye, my, tie, if, nip, tip, fit, tin, mine, fine, dive, pine, life, lift, pipe, tide, kid, like, time, tint, tyke, by, dyke, dike, did, nine, type, kill, till, miss, mill, kiss, him, hill, hide, hike, hip запомните: live[lIv], give [gIv], ski [skJ] | 4 o | Открытый слог | Закрытый слог | no, lot, not, on, dome, vote, note, off, odd, doll, pole, dot, hole, home, spot, globe, woke, plot, hope, tod, trope, trot, floe, flog, floss, fro, pro, frog, from, frost, lot запомните: do [du:], to [tu] | ||
[aI] five type | [I] bit tryst | [qV] go smoke | [O] Tom doll | ||||||
u | Открытый слог | Закрытый слог | cut, mud, dust, duke, use, run, fuse, dune, tune, tube, dump, fume, fun, hue, due, hut, stuff, nude, cup, gun, putty, duty, husk, crust, bluff, blunt запомните: put [put] | ee , ea [ J] | meat, feet, need, neat, lead, sleep, deed, feed, fleet, leave, zeal, bead, keep, feel, pea, deal, leaf, mean, eat, ease, east, eel, bee, beef, been, beet, tea, team, teen | ||||
[jH] mute due | [A] hut bud | see sea | |||||||
с | Перед e, i, y | В остальн. случаях | cat, can, face, lace, cap, cliff, cell, cent, cite, clap, cyst, clean, nice, mice, cyme, cape, candle, camp, cane, cattle, clamp, cede, slice, back, lack, nick, black, deck, slack, neck, pack, peck | g | Перед e, i, y | В остальн. cлучаях | gale, page, cage, big, badge, age, stage, stag, god, glim, sage, dig, got, go, glide, glad, gene, gybe, gym, gas, gentle, gem, log, dog запомните: give [gIv], get [get] | ||
[G] gin page | [g] gap bag | ||||||||
[s] face cyst | [k] can fact | ||||||||
* Слова, выделенные жирным шрифтом, перевести и выучить наизусть
y | в начале слов | в конце cлов без ударения | yet, yell, 'lady, yes, yak, yelk, yeast, 'kitty, yam, yap, 'lazy, yen, 'needy, 'neatly, yelp, yelt, 'sticky, yipe, 'tiny, yock, yo, yode, 'fancy, yoke, yon, yond, yill, yin, 'fifty, yede, yegg, 'zany, yale, yap, 'easy, 'silly | ai, ay, ey [eI] mail grey day | pain, bey, vain, nail, day, lain, may, pay, say, hey, clay, aim, nay, mail, fail, sail, dey, bay, prey, lay, claim, plain, laid, grey, gay, gain, hay, hail, jail, Kay, lay, pray, play, ray, saint, Seine, tail, запомните: key [kJ], aisle [QIl] | |
[j] yes, yap | [I] silly, daddy | |||||
sh [S] shine dish | she, ship, shad, shunt, dish, shelf, shaggy, shell, crush, shake, sham, sheaf, cosh, shook, shame, shave, sheep, shine, fish, shop, clash, shape, shack, shiny, shock, shrug, shy, crash, dash | ch, tch [C] cheap match | chime, chest, crutch, check, chafe, champ, crotch, chap, lynch, catch, clutch, chat, cheap, inch, aitch, chick, chide, chilly, ditch, china, stitch, choke, chum, cinch, match, Dutch | |||
13 th | [T] theme в начале и конце знаменат. слов; | [D] this в начале и конце служебн. слов и между гласными | thick, three, breathe, cloth, clothe, thin, theme, depth, tenth, fifth, sixth, width, bathe, teeth, thane, thank, wi'thin, thatch, theft, thimble, think, thrash, three, bath, blithe, thrash, throne, thrice, myth, moth, kith, seethe, Smith these, they, then, with, them, those, thus, this, that, the, than, their | w , wh [w] way while | wine, wide, will, win, well, wage, wig, wish, way, whine, whip, white, why, wheel, whale, when, which, whim, wheat, waist, waive, wade, waif, wail, wain, wait, wake, weal, weave, web, wedge, wet, we, wave, wax, weak, weep, went, wept запомните: w+ho-[h]-who[hu:], whose[hu:z], whole[houl], whom[hu:m] |
15oo | [H]food [u] foot | soon, loop, spoon, tool, pool, too, zoo, bloom, bloop, boo, rood, boom, boon, tooth, boost, room, booze, hoof, coop, troop, croon, drool, droop, fool, foozle, gloom, food, choose, loose [lHs] look, took, hook, brook, book, good, foot, crook | ore, or [L] more nor shore north | cord, fork, score, port, sport, more, born, core, store, short, lore, sort, 'forty, fore, sore, horde, for, ex'plore, bore, shore, pore, chore, lord, pork, lorn, morn, morse, yore, York | |||
открытый слог are [Fq] mare dare | закрытый слог ar [R] car large | rare, hare, cart, hard, blare, bar, care, square, stare, large, flare, yard, share, spare, charm, harm, dark, star, bare, bard, scare, yarn искл.: are [R] | открытый слог (y)ire [QIq] tire tyre | закрытый cлог (y)ir [W] firm myrtle | 'tired, mire, shirt, sir, first, 'thirty, third, 'dirty, wire, lyre, skirt, hire, whirl, bird, tyre, birth, fire, fir, dire, gyre, ire | ||
открытый слог ure [juq] | закрытый слог ur [W] | lure, burn, en'dure, se'cure, pure, turn, curl, hurt, turtle, spur, nurse, curd, curdle, burst, purse, fur, mure, lurch, church, cure | открытый слог ere [Iq] | закрытый слог er [W] | herd, sere, nerve, hers, here, term, serf, terse, serve, mere, sere, her, cere, fere, ferm, ferny, Bern, berth, mercy |
в конце слов безуд. -er, -or, ur ,-ar [q] (как русская безударная “а”:в слове хата) | 'teacher, 'reader, 'member, 'doctor, 'actoг polar, cinder, `number, sponsor, traitor, sensor, spider, collar | Неопределенный артикль и безударные гласные [q] | a book, a house, a boy, a pen, an end, an arm, a port, a term, an ox, a bit, an apple a'ttend, 'pupal, 'factum, 'faggot, a'buse, 'contact, con'tact, `tyrant, data, ac'count, con'tract | ||||||||||||||
ew [jH] new pew | pew, mew, mewl, mews, new, news, newt, tew, dew, ewe, hew, hewn, few 'dewy, 'pewit, 'pewter, 'newel, 'newish, 'newly, 'Newton, 'ewer, 'fewer, 'fewest | qu [kw]+гласная в начале или середине слова quick squeeze | quest, quite, quill, quote, queen, quake, quack, quaky, quench, quiddle, quiet, quiz, quackle, queasy, quell, quern, quick, quid, quiff, quince, quod | ||||||||||||||
igh [aI] right eigh [eI] eight | fight, light, might, night, sight, high, flight, 'frighten, bright, bight, blight, fright, lightish, mighty, nightly, right, rightist, slight, tight, wight eight, eighty, eighteen, eighth, weight, neigh, neighbor, weigh, weigher, weighty | wa [wO] want war [wL] warm | was [z] , wash, wast, watch, wand, 'wander, 'wanton, want, waft, what, waff, wad, waddle, 'waddy, wabble, waffle, wan, 'washy, 'water, watt, wattle warm, war, ward, re'ward, warn, warp, 'warper, wart | ||||||||||||||
Буква а +nge, a+ste обычно имеет алфавитное чтение [eI]. | range, strange, a'rrange, change, ex'change, 'danger taste, waste, haste | a [R]перед th | [D] father, rather [T] path, bath, lath, rath | ||||||||||||||
ng [N] song nk [Nk] link | bang, ding, dung, pang, bank, wing, blank, thing, wink, fang, pink, tank, bong, bring, ink, sink, song, think, ankle, sing, ding-dong, dunk, funk, drink, long, lank, plank, morning, building, donkey, 'sitting, 'taking, bringing, 'singing, | o [A]перед m, n, th, v | dove, some, won, front, month, come, love, glove, son, one /w/, once /w/, oven, other, 'mother, plover, 'wonder, 'brother, a`bove, 'comfort, other,'cover, 'company, coven, monkey | ||||||||||||||
s | [s] после глух. согласных и в начале слова | [z] после гласных и звонк. согласных | sad, feeds, bells, sends, cats, lets, meets, sets, sat, bees, sleeps, spends, mends, sells, stops, is, pens, beds, plans, dolls, zest, test, sake, sand, stamps, sale, style, side, sin, less, mass, lass, miss, mess, ness, ass, kiss | аw; au [L] shawl be'cause | аw, аu, law, bawbee, dawdle, fawn, hawk, mawkish, draw, paw, pawn, August prawn, taw, trawl, drawn paw, saw, raw, audio, audit, caw, gawp, auger, daw, dawn, 'saucer, cause, auk, 'aural, 'augur, 'audit, bauble, lawn, maw, daub, fawny, gawk, dauby, daunt, bawd, bawl, faucet, fault, faun, gaud, haw, gaunt, jaw, lawk, gauze | ||||||||||||
cats set | tins bees, | ||||||||||||||||
Гласные под ударением перед согласной + leчитаются как в алфавите: ta+ble, ti+tle, no+ble cy+cle | cycle, table, stable, title, able, idle, maple, Bible, sable, stifle, trifle, ably, bridle, cable, fable, gable, noble, sidle | Гласные i, o перед nd, ld читаются как в алфавите: ki+nd, mi+ld, o+ld | kind, cold, mild, find, mind, old, bold, sold, told, bind, gold, fold, hold, blind | ||||||||||||||
a [R]перед s+согл. (брит.) ([x]амер.) | pass, class, task, fast, grass, grasp, last, vast, cast, hasp, hassle, past, rasp, 'raspy, 'vastly, 'nasty, glass, ask | a+lk [Lk] chalk, walk a+ll [Ll] tall | talk, walk, chalk, balk, balky gall, hall, ball, fall, all, wall, call, pall, tall, mall | ||||||||||||||
wr [r] в начале слов | write, wrist, wretch, wry, writ, wrap, wrong, wrack, wraith, wrangle, wreak, wreath, wreathe, wreck, wren, wrench, wrest, wrestle, wrick, wriggle, wright, wring, wrinkle, wrote | kn [n] в начале слов | knew, knit, knell, knife, knight, knack, knag, knap, knar, knave, knead, knee, knick-knack, knob, knock, knot, knuckle, knur, knurl | ||||||||||||||
w+ or [wW]work | word, worse, world, worst, 'worship, 'network, worth, 'worthy, worm, 'worsen, wort, `wordy, work, `working, `worldly, `wormy, `subword | ear [Iq] | еar+согл. [W] | 'early, earth, learn, earn, ear, hear, near, fear, year, dear, earl, clear, blear, bleary, g[g]ear, earthly, heard, pearl, rear, | |||||||||||||
fear | earl | ||||||||||||||||
air [Fq] на конце слова air+гласн. [FqrI] | air, chair, fair, hair, lair, pair, bairn, braird 'dairy, fairy, fairly, Nairn, prairie, | ei , ie [J] | 'ceiling, seize,, re'ceive, de'ceive, bein, niece, field, piece, priest, chief, brief, briefly, mien, kief, fief, thief искл.: friend [frend], leisure ['leZq] | ||||||||||||||
ow, ou [aV] town out | down, gown, brown, how, bow, row, bow-wow, now, owl, brow, browse, cow, crowd, crown, mow, pow, powder, power, vow, vowel, towel, tower loud, round, a'bout, a'mount, foul, found, bounce, bound, bounty, bout, couch, council, count, douse, fount, gouge, gout, house, mouse, mouth, blouse, noun | oa, ow [qV] slow boat | [ou] slow, low, row, snow, bow, yellow, own, bowl, owe, crow, mow, tow, trow, throw, thrower, grow, grown, growth, blow boat, load, road, soap, throat, coast, boast, broach, bloat, coat, coach, coal, coax, cloak, foam, foal, goal, goat, gloat, groan, poach, throat | ||||||||||||||
[H]ou, ue, u в открытом слоге, ui [V] u в закрытом слоге | [u:] soup, group, ouzel, route, cougar, coupon, foumart, Louis[lHI], loup [u:]true, rude, fruit, blue, brute, glue, rule, suit [u] pull, full, bush, push, bull, put | ou [A] ou+gh [Af] | couple, young, 'country, trouble, couplet, courage, cousin, double, Douglas, flourish rough, e'nough, tough | ||||||||||||||
e [I]в безударном положении в начале и конце слов (классический вариант, е [q]в современном варианте) | e'lect, en'joy, 'goodness, de'ny, 'pocket, re'peat, re'sult, ec'lipse, ef'face, ef'fect, e'ject, e'leven, e'lope, em'bark, em'battle, em'bay, em'boss, e'mit, em'ploy, en'able, en'rich, re'quest, be'dim, be'come, be'fore, be'half, be'hind, be'hold, be'long, be'low, be'neath, be'sides, be'tray, be'yond | x | [gz] перед ударной гласной | [ks] в остальн. случаях | e'xist, e'xact, e'xempt, e'xult, e'xude, e`xam, e`xert, e`xotic box, next, ex'cept, ex'pect, wax, 'excellent, six, fix, tax, ex'ceed, ex'cel, ex'change, ex'claim, 'exile, ex'pand, ex'pence, ex'plain, fax, oxen, ax, exit | ||||||||||||
e'xam | text | ||||||||||||||||
ea [e] | dead, bread, deaf, 'ready, 'heavy, meant, dread, in1stead, spread, ‘steady, ‘deadlock | oor_____[L]___our | door, floor, your, four, pour запомните: our[aVq] | ||||||||||||||
В словах греческого и латинского. происхождения.ch [k] | chrome, chord, chordal, cho'ristic character, `echo, 'epoch, hi-tech, 'technical, 'architect | В словах греческого и латинского происхождения ph [f] | photo, phone, phrase, physics, phantom, 'pharmacy, phase, `phasic, `phial, phlox, phosphor, photon, typhus | ||||||||||||||
ture [Cq] tur - между гласными [C(q)r] | 'nature, 'future, ' structure, 'picture, lecture 'natural, 'structural | sure [Zq] ea [e] перед sure ssure [Sq] | pleasure, measure, treasure pressure | ||||||||||||||
Приложение 2
№ п/п | Словесное ударение, чтение приставок и суффиксов | ||||
Правила чтения | Упражнения в чтении | ||||
1. | В двусложных словах ударение, как правило, падает на первый слог. Ударная гласная читается согласно своему положению в слоге: открытом или закрытом. | 'sofa, 'murder, 'stupid, 'stipend, 'absent, 'artist, 'worker, 'letter, 'turner, 'whisper, 'student, 'window, 'member, 'number, 'napkin, 'paper, 'writer | 2. | В трех- и четырехсложных словах ударение обычно падает на третий слог от конца, причем ударная гласная произносится кратко, согласно своему чтению в закрытом слоге. | 'document, 'different, 'general, 'popular, 'policy, 'natural, 'family, 'victory, 'capital, a'bility, de'velopment, po'litical, ac'tivity, ne'cessity, 'difficult, ex'tremity |
3. | В существительных c cyффиксом –tion [Sn], -sion [Zn],-ssion [Sn] главное ударение падает на гласную, предшествующую суффиксу. Перед суффиксами -tion, -sion буквы а, o, uчитаются согласно своему чтению в открытом слоге. | 'station, de'cision, po'sition, di'vision, re'lation, pre'cision, con'dition, pro'duction, pro'vision, a'ffection, con'clusion, a'ddition, in'clusion, in'jection, o'ccasion, i,magi'nation, ,inte'rruption, in'vasion, ,tele'vision, ex'plosion, de'votion | 4. | Если слово состоит из четырех и более слогов, то oно обычно имеет два ударения: главное – на третьем слоге от конца, и второстепенное – на первом слоге от начала слова или на пятом от конца слога. | ,uni’versity, ,possi’bility, ,elec’tricity, o,rigi’nality, e,xami’nation ,conver’sation, ,revo’lution, ,into’nation, in,tracta’bility, intro’ductory, ,indi’visible, ,anni’versary |
5. | В словах с суффиксом -ic ударение, как правило, падает на предпоследний слог. Ударная гласная произносится кратко. В четырехсложных словах два ударения. | His'toric, spe'cific, 'comic, 'clinic, 'classic, syn'thetic, 'ethnic, 'traffic ,demo'cratic, ,eco'nomic, ,eco'logic, ,syste'matic, ,diplo'matic, ,patri'otic, ,rea'listic | 6. | Конечная буква у в существительных и прилагательных, имеющих два слога и более, обычно произносится [I]. Глагольный суффикс -y произносится [aI]. | 'hobby, 'lobby, 'treaty, 'easy, 'city 'history, 'industry, 'policy, 'contrary mo'nopoly, e'conomy, a'cademy, a'pology 'ratify, 'satisfy, 'fortify, 'occupy su'pply, re'ly, re'ply, im'ply, a'pply, de'ny |
7. | Суффиксы существительных и прилагательных -ate, -ite обычно произносятся [It]. Суффикс глагола -ateпроизносится [eIt]. | 'definite, 'delicate, 'opposite, 'delegate, 'candidate, cer'tificate, ‘separate'educate, 'liberate, 'separate, 'concentrate, 'penetrate, 'devastate, 'hesitate, 'emigrate, 'immigrate, 'illustrate | 8. | Суффикс -age читается [IG] или [qG]. Предшествующий гласный имеет краткое произношение. | 'damage, 'image, 'package, 'luggage, 'message, 'marriage, 'carriage, 'shortage, 'village, 'passage, 'hostage | |||||
9. | В предударных и послеударных слогах гласные а, о, е обычно передают нейтральный звук [q]. | В предударном слоге: a'go, a'gain, a'way, a'gainst, a'cross, a'bout, a'long, a'side, a'fraid, a'sleep, a'rrange, o'ffend, pro'tect, pro'duce, pro'nounce, per'mit, o'mit, co'mmit, com'plain В послеударном слоге: 'doctor, 'trailer, 'collar, 'dollar, 'cover, 'enter, 'offer, 'suffer, 'order, 'better, 'further, 'rather, 'servant, 'distant, 'common | 10. | В двусложных словах, начинающихся с буквосочетаний be-, de-, con-, com-, cor-, ad-, dis-, mis-, in-, im-, pre- а также с буквы а-, ударным, как правило, является второй слог. | be'gin [g], be'come [^], be'lieve, be'long, be'tray,because, besides de'fend, de'pend, de'tain, de'feat, de'scribe, de'press, de'vote con'cern, con'tain, con'clude, con'struct, confirm,consist com'mand, commit, complain cor'rect, cor'rupt a'broad, ad'mit, ad'vise,ad'vance, attract, attack, appear, approach, achieve mis'take, insist, impress, prepare | |||||
11. | Суффикс -cian произносится [Sqn]. | mu'sician, phy'sician, ,poli'tician, a,cade'mician, ma,thema'tician | 12. | Суффикс -cial произносится [Sql]. | 'social, 'racial, 'special, o'fficial, com'mercial | |||||
13. | Буква s в приставке dis- читается обычно [s], в том числе перед гласными и звонкими согласными. | disa'gree, diso'bey, dis'like, dis'grace, 'disres'pect | 14. | Суффикс –ous произносится [qs]. | 'famous, 'nervous, 'dangerous, monstrous, ‘previous, 'various, glorious, | |||||
15. | В двусложных словах, начинающихся с буквосочетания re- (в том случае, если оно не является приставкой, означающей повторность действия), ударение, как правило, падает на второй слог. | re'sult, re'port, re'gret, re'mind, re'ly, res'pect, ref'lect, reject, retreat, reform, resort, receive, relieve, request, require, regard, reduce, reserve, remain, repair, restore, resist, react, refuse | 16. | В двусложных глаголах с приставками и буквосочетаниями ex-, for- ударным обычно является второй слог. | ex'pect, ex'press, ex'plain, ex'pose, extend, explode, expand, expire, explore for'give [g], for'get [g], for'bid | |||||
17. | В словах с одинаковым корнем ударение может зависеть от части речи. | В существительных: 'import, 'export, 'record [e], 'rebel [e], 'contact В глаголах: to im'port, to ex'port, to re'cord,to re'bel | 18. | В сложных существительных, как правило, ударение падает на первый слог. | 'bookcase, 'blackboard, 'something, 'newspaper, 'bookshelf, 'textbook, 'notebook, 'classroom, 'Englishman, 'grandfather, 'blacksmith | |||||
Приложение 3
Прочитайте английские предложения и сопоставьте их с русскими эквивалентами:
'John can 'go 'home a(lone. | Джон может идти домой один. |
It is a 'long (road. | Это длинная дорога. |
'Pat has a 'long 'red &coat│ and a 'green (cloak. | У Пэт есть длинное красное пальто и зелёный плащ. |
It is 'not a (dog,│ it is a (stone on the "road. | Это не собака, это камень на дороге. |
We 'know the 'clock can (stop. | Мы знаем, что часы могут остановиться. |
'Lily has a 'hot 'pot on the (stove. | У Лили горячий горшок на плите. |
I 'know 'Tom is 'not a (boxer,│ he is a 'nice (doctor. | Я знаю, Том не боксёр, он хороший доктор. |
I 'know 'Pete can 'grow (oats. | Я знаю, Пит может вырастить овёс. |
'Ann has a 'red 'rose in a 'nice 'bowl on the (table. | У Анны красная роза в красивой чаше на столе. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………….1
Вводно-фонетический курс…………………………………………………...2
Звуковой строй и орфография английского языка………………………..2
Правила слогоделения. Типы слогов. Долгие и краткие гласные звуки.2
Звуки английского языка и указания к их произношению. Гласные звуки. Согласные звуки………………………………………………………..4
Английский алфавит…………………………………………………………..7
Правила чтения гласных букв. Чтение гласных букв в ударных слогах. Чтение гласных букв в основных типах ударных слогов. Чтение гласных букв в безударном слоге…………………………………………….7
Правила чтения согласных букв и буквосочетаний……………………….9
Словесное ударение…………………………………………………………..10
Английская интонация……………………………………………………….10
Методические указания для преподавателя……………………………….11
Список использованной литературы………………………………………16
Приложение 1…………………………………………………………………17
Приложение 2 ………………………………………………………………...23
Приложение 3…………………………………………………………………25
ЕРШОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
ВВОДНЫЙ КУРС
Пособие по технике чтения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие предназначено для студентов неязыковых специальностей вузов, ранее не изучавших английский язык или имеющих слабые умения и навыки в области практического владения им.
Любой подход к системе обучения английскому языку на начальном этапе основан на преемственности в системе «школа – вуз». Под преемственностью в этом случае понимается способность учитывать опыт изучения языка как иностранного, так и родного. При таком подходе умения и навыки, развиваемые на разных этапах обучения в школе, рассматриваются как взаимосвязанные части единой системы.
Пособие представляет собой вводно-фонетический курс, который составлен по принципу обучения произношению, свободному от грубых фонетических ошибок.
Предлагаемый в пособии фонетический минимум включает в себя осн