Список экзаменационных вопросов
I. Теоретический блок.
1. Германское и готское преломление
2. Первое передвижение согласных
3. Закон Вернера
4. Ингвеонское выпадение носовых и выпадение заднеязычного [ŋ]
5. Существительное в древнегерманских языках.
6. Прилагательное в древнегерманских языках.
7. Глагол в древнегерманских языках.
8. Общегерманская лексика.
9. Озвончение щелевых.
10. Выпадение согласных в некоторых положениях.
11. Переднеязычная перегласовка.
12. Заднеязычная перегласовка.
13. Удлинение гласных перед группами согласных.
14. Процесс образования шипящих.
15. Выпадение фонемы /Х/.
16. Образование нейтральных гласных в безударной позиции.
17. Сокращение долгих гласных в открытых слогах.
18. Вокализация согласного /R/.
19. Упрощение групп согласных.
20. Озвончение глухих щелевых в неударных слогах.
21. Великий сдвиг гласных.
22. Образование неопределенного артикля.
23. Образование определенного артикля.
24. Личные местоимения.
25. Указательные местоимения.
26. Притяжательные местоимения.
27. Общая характеристика морфологических категорий существительного в древнеанглийский период.
28. Система склонения существительных в древнеанглийский период.
29. Общая характеристика морфологических категорий существительного в среднеанглийский период.
30. Система склонения прилагательных в разные исторические периоды.
31. Степени сравнения прилагательных в разные исторические периоды.
32. Развитие системы глаголов с чередованием (сильные глаголы) в древнеанглийский период.
33. Развитие системы глаголов с чередованием (сильные глаголы) в среднеанглийский период.
34. Развитие системы глаголов с чередованием (сильные глаголы) в новоанглийский период.
35. Развитие системы глаголов с суффиксацией (слабые глаголы) в древнеанглийский период.
36. Развитие системы глаголов с суффиксацией (слабые глаголы) в среднеанглийский период.
37. Развитие системы глаголов с суффиксацией (слабые глаголы) в новоанглийский период.
38. Развитие претерито-презентных глаголов.
39. Развитие неличных форм глагола (причастие, инфинитив).
40. Развитие древнеанглийского синтаксиса.
II. Практический блок.
1. Определите причину удлинения корневого гласного в словах: OE ōðer (Gth anðar), OE ūs (OHG uns), OE fīf (Gth fimf).
2. Определите закономерные соответствия согласных в германских языках и других индоевропейских языках: Lat. pater, Greek patér - Gth. fadar, OE.father; Lat. tres, Rus. три – Gth. þreis, OE þreo.
3. Какое комбинаторное изменение иллюстрируют следующие пары слов: OE siolufr – silufr OE cwiocu – cwicu.
4. Чем объясняется несовпадение согласных у английского church и немецкого Kirche?
5. Какой согласный предшествовал звуку /∫/ в словах shake, shame, shield в древнеанглийском языке?
6. В древнеанглийском языке слова strong и long имели написание через «а» (OE stranз, OE lanз). Чем объясняется более позднее написание и современное произношение этих слов с «о»?
7. Как произносится буква f в древнеанглийском слове bufan? Объясните почему.
8. Объясните несовпадение корневых гласных и следующих однокоренных слов: OE full OE fyllan, OE talu OE tellan, OE dom OE deman?
9. Дайте объяснение несовпадению огласовки в формах to feel (felt), to sleep (slept).
10. Чем объясняется замена буквы “c” на “k” в слове to keep (OE cepan)?
11. Объясните различия в произношении слов night и laugh?
12. Объясните причину удлинения корневого гласного в следующих словах: OE hopa, OE nosu, OE caru?
13. Иллюстрацией какого фонетического изменения могут служить данные пары слов: OE fæჳer – ME fair, OE seჳlan – ME seyen?
14. Объясните современное произношение следующих слов: knife, know, wrong?
15. Какое фонетическое изменение наблюдается при сопоставлении следующих слов: exhibition – exhibit?
16. Объясните отсутствие перехода /u/ в /Λ/ в словах: pull, push, butcher, bullet, bush?
17. Объясните различия в произношении гласных в словах flood и blood с одной стороны, и book и look, с другой?
18. Объясните различия в произношении и написании современных английских слов parson и person, если известно, что оба они восходят к латинскому persona.
19. Какие названия гласных букв в английском алфавите отражают изменения по великому сдвигу гласных?
20. Приведите примеры слов, в которых в результате вокализации /R/ в 16 веке появился гласный /ə/.
Рекомендуемая литератур
Основная литература
1. Аракин В.Д. История английского языка. – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 288 с.
3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь. – СПб., 1998. – 512 с.
4. Ильиш Б.А. История английского языка. – Л.: Просвещение, 1972. – 351 с.
Дополнительная литература
5. Алексеева Л.С. Древнеанглийский язык. – М.: Высшая школа, 1964. – 208 с.
6. Берков В.П. Введение в германистику. – М.: Высшая школа, 2006. – 199 с.
7. Бруннер К. История английского языка: в двух томах. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 720 с.
8. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. –Тбилиси, 1987.
9. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. Практикум по истории английского языка. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2005. – 192 с.
10. Ильиш Б.А. История английского языка. – Л.: Просвещение, 1972. – 351 с.
11. Павленко Л.Г. История английского языка. Практикум для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. – 63 с.
12. Расторгуева Т.А. История английского языка. – М., 2003. – 248 с.
13. Резник Р.В., Сорокина Т.С., Резник И.В. A History of the English Language. История английского языка. – М., 2003. – 496 с.
14. Смирницкий А.И.Лекции по истории английского языка (средний и новый период). – М.: Добросвет, 2000. – 238 с.
15. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 288 с.
16. Gorlach M. Introduction to Early Modern English. Cambridge, 1991.
17. McCrum R. The story of English. – London – Boston: Farber & Farber, 1987.