Главашестая.ОБОЖЕСТВЕННОМВЛИЯНИИВПОЛИТИЧЕСКИХКОНСТИТУЦИЯХ.
Человекможетизменитьвсевобластисвоейдеятельности,нооннесоздаетничего:таковегозаконкаквматериальном,такивморальномсмысле.Человекможет,безсомнения,посадитьсаженец,выраститьдерево,улучшитьегоспомощьюпрививкииподстригатьегосотнямиспособов;ноникогдаонневообразитсебе,чтообладаетвластьюсоздатьдерево.Какжеонвообразилсебе,чтообладаетвластьюсоздатьконституцию?неблагодарялиопыту?Давайтежепосмотрим,чемуоннасучит.
Всесвободныеконституции,известныевовселенной,образовалисьдвумяспособами.Иногдаони,еслиможнотаквыразиться,незаметно,благодарясоединениюмножестваобстоятельств,которыемыназываемслучайными,пускалиростки;аиногдаунихимеетсяединственныйтворец,которыйпоявляетсякакчудоприродыизаставляетповиноватьсясебе.Вотспомощьюкакихпризнаков,приуказанныхдвухпредположениях,Богпредупреждаетнасонашейслабостииоправе,котороеоноставляетзасобойвобразованииправлений.1.Никакаяконституциянеследуетизобсуждения;праванародовникогданебываютписаными,или,покрайнеймере,писаныеучредительныеактыилиосновныезаконывсегдасутьлишьдокументы,объявляющиеопредшествующихправах,окоторыхможносказатьлишьто,чтоонисуществуютпотому,чтоонисуществуют.2.ПосколькуБогнесчелсвоевременнымупотребитьвэтомделесверхъестественныесредства,онпокрайнеймереограничиваетчеловеческиедеяниястем,чтобыприобразованииконституцийобстоятельствабыливсем,алюдиявлялисьтолькообстоятельствами.Довольночастополучаетсядажетак,чтостремяськопределеннойцели,онидостигаютдругойцели,какэтомывиделиванглийскойконституции.3.ПраванародавсобственномсмыследовольночастовытекаютизпожалованийСуверенов,ивэтомслучаеихможнообосноватьисторически;ноуправсуверенаиаристократии,покрайнеймереосновных,учредительныхикоренных,еслипозволительнотаквыразиться,прав,нетнидаты,нитворцов.4.ДажепожалованиямСуверенавсегдапредшествовалосостояниевещей,котороеделалоихнеобходимымиикотороеотнегонезависело.5.Хотяписаныезаконывсегдаявляютсялишьобъявлениямипредыдущихправ,надобно,однако,многоедлятого,чтобывсе,чтоможетбытьзаписано,становилосьтаковым;ивсегдавкаждойконституцииестьдаженечтотакое,чтонеможетбытьзаписаноичтонеобходимооставитьвтемнойипочитаемойнеясностиподстрахомсверженияГосударства.6.Чемболеепишется,темболееучреждениеоказываетсяслабым;причинаэтогоясна.Законыявляютсялишьзаявлениямиоправах,аправазаявляютсялишьтогда,когдананихнаступают;такчтомножествописаныхконституционныхзаконовсвидетельствуетлишьомножествепотрясенийиобопасностираспада…7.Ниоднанациянеможетдароватьсебесвободу,еслионаеенеимеет.Когдаонаначинаетразмышлятьосебесамой,еезаконысозданы.Человеческоевлияниенепростираетсязапределыразвитиясуществующихправ,которые,однако,недооценивалисьилиоспаривались.Еслилюдинеблагоразумныепреступаютэтиграницыбезрассуднымиреформами,тонациятеряетто,чтоонаимела,недостигаятого,чегоонажелает.Отсюдавытекаетнеобходимостьлишькрайнередкогообновления,всегдапроводимогосумеренностьюитрепетом.8.ЕслиПровидениеповелелобыстрееобразоватьполитическуюконституцию,топоявляетсячеловек,наделенныйнепостижимоймощью:онговоритионзаставляетсебеповиноваться;ноэтинеобыкновенныелюдипринадлежат,бытьможет,мируантичномуивременаммолодостинаций.Какбытамнибыло,вототличительнаячертасихзаконодателейпопреимуществу:этокоролииливвысшейстепениблагородныелюди…9.Дажеэтизаконодатели,обладавшиенеобыкновенноймощью,всегдалишьсобиралиранеесуществовавшиеэлементывобычаяхинравахнародов;ноэтообъединение,этобыстроеобразование,походящиенасоздание,осуществляютсялишьвоимяГосподне.Политикаирелигияобразуютединыйсплав:струдомотличаютзаконодателяотсвященнослужителя;иэтиполитическиеучреждениязаключаютсяглавнымобразомврелигиозныхзанятияхицеремониях.10.Свободавкаком-тосмыслевсегдабыладаромКоролей,ибовсесвободныенацииобразованыбылиКоролями…11.Никогданесуществоваласвободнаянация,котораянеимелабывсвоейестественнойконституциистольжедревние,каконасама,зародышисвободы;ивсегдалишьтеправа,которыесуществоваливестественнойконституциинации,ейудавалосьуспешноразвиватьпутемпринятияписаныхосновныхзаконов.12.Какоебытонибылособраниелюдейнеможетобразоватьнацию…13.…этизаконодателиникогданеявляютсятеми,когоназываютученымимужами,чтоониничегонепишут,чтоонидействуют,опираясьболеенаинстинктинапобуждение,чемнарассудок,чтоунихнетиногоорудиядействия,кактольконекаядуховнаясила,котораясмиряетволиподобноветру,гнущемутраву…Яукажулишьнаошибкувтеории,котораяпослужилаосновойэтойконституцииикотораяввелавзаблуждениеФранцузовссамогоначалаихРеволюции.Конституция1795года,точнотакже,какпоявившиесяранее,созданадлячеловека.Однаковмиреотнюдьнетобщечеловека.ВсвоейжизнимнедовелосьвидетьФранцузов,Итальянцев,Русскихит.Д.…,нокасательнообщечеловекаязаявляю,чтоневстречалтаковоговсвоейжизни;еслионисуществует,томнеобэтомневедомо…Ноконституция,котораясозданадлявсехнаций,негодитсянидляодной:эточистаяабстракция,схоластическоепроизведение,выполненноедляупражненияумасогласноидеальнойгипотезеискоторымнадобнообращатьсякобщечеловекувтехвоображаемыхпространствах,гдеонобитает.Чтожеестьконституция?неявляетсялионарешениемследующейзадачи?Призаданныхнаселении,нравах,религии,географическомположении,политическихотношениях,богатствах,добрыхидурныхсвойствахкакой-тоопределеннойнациинайтизаконы,ейподходящие.Однакоэтазадачанебыладажепоставленавконституции1795года,котораяпомышлялалишьобобщечеловеке.Всевообразимыедоводыобъединяютсярадиустановлениятого,чтобожественнаяпечатьнекоснуласьэтогопроизведения.Этовсеголишьтема.Такимобразом,ужевнастоящиймомент–сколькопризнаковразрушения!