Особенности обучения чтению и письму на ИЯ 2
Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку.
Звуковая сказка илизвукоподражательная игра может быть использована для постановки произношения и дальнейшей отработки произносительного навыка, она оживляет занятие, воспринимается учащимися как игра, снимает страх ошибки и помогает добиться хорошего результата.
Обучать детей письму можно с самых первых уроков. Ощутимую помощь может оказать так называемое пиктографическое письмо - картинки с буквами.
На начальном этапе написание даже несложных слов может вызвать у школьников большие трудности. Легче всего усваивается написание слов, подчиняющихся фонетическому принципу орфографии (как слышишь, так и пишешь). Формированию у учащихся указанных навыков способствуют все упражнения, выполняемые письменно. Кроме этого, рекомендуется использовать специальные упражнения, а именно:
Ø списывание слов, предложений, текстов;
Ø написание буквосочетаний, соответствующих услышанному в иностранном языке;
Ø конструирование слов из букв;
Ø заполнение пропусков в словах и предложениях;
Ø орфографические игры (кроссворды, загадки);
Ø диктанты (предупредительные, зрительные, самодиктанты).
Умение выражать свои мысли в письменной форме осуществляется на базе упражнений репродуктивного характера (написание текста с опорой на образец), репродуктивно-продуктивного (построение собственного письменного высказывания с использованием вербальных и вербально-изобразительных опор), продуктивного характера (без непосредственной опоры на вербальные элементы). Переход к свободному письму можно облегчить, используя шаблоны-карточки с неполными предложениями.
Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики, орфографии. Графические навыки связаны с овладением учащимися совокупностью основных графических свойств изучаемого языка (буквами, буквосочетаниями, диакритическими значками). В основе орфографических навыков лежит система способов написания слов, принятая в конкретном языке. Трудности, связанные с овладением названными навыками, объясняются тем, что в большинстве случаев алфавиты не совпадают. Сказки о буквах и возникновении алфавитанародном языке, а также специальные сказки, направленные на семантизацию буквосочетаний немецкого языкапризваны развивать у обучаемых лингвистическое отношение к слову, умение дифференцировать языковые графические элементы, наблюдательность и внимание.
При обучении письму на иностранном языке следует учитывать, что
Ø чем раньше (но обязательно с учётом психофизиологических особенностей) и чаще ребёнок приобщится к письму, тем грамотнее, увереннее он будет писать;
Ø регулярные записи мыслей, чувств, переживаний, наблюдений помогут устранить монотонность и языковой барьер;
Ø каждый тип порождаемого учащимися письменного текста имеет свои структурные особенности.
Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. В настоящее время представленные в Программе умения письменной речи свидетельствуют о её сложности как вида деятельности, следовательно, необходимости уделять в процессе обучения этому аспекту более пристальное внимание.
Ø произносительный навык формируется быстрее и отличается большей прочностью;
Ø младшие школьники осознаннее начинают читать, процесс автоматизации навыка проходит успешнее, правила чтения запоминаются легче и быстрее, их можно использовать как страховку от ошибок;
Ø школьники пишут осознаннее и с удовольствием, т.к. технический навык письма развивается не только на уроках, но и дома.
Ø чтение подкрепляется письмом, что важно для межкультурной коммуникации.
Самоконтроль и самооценка
В процессе обучения иностранному языку, как детям, так и взрослым постоянно приходится сталкиваться с такими понятиями, как самоконтроль и самооценка. И если взрослый, при желании, самостоятельно может решить свои проблемы, возникающие в период обучения, то ребенка нужно научить этому.
Для того чтобы решить поставленную перед нами задачу мы должны сами хорошо разбираться в этом вопросе, а начать следует с того, что самоконтроль – это не совсем то, что мы с вами себе представляем. Очень часто мы путаем понятия самоконтроль и самооценка и что из них важнее. Самоконтроль – это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью, а самооценка – это всего лишь результат самоконтроля.
И все же, что такое самоконтроль!
Начнем с того, что человек наделен уникальной способностью, управлять своей деятельностью, т. е. совершать действия и контролировать их. Поэтому действия человека скоординированы и рациональны.
На бытовом уровне такие действия, начиная с младенческого возраста, осваиваются через собственный опыт, через общение со средой, через воздействие семейного окружения. Так, каждый из нас не раз наблюдал как ребенок, будучи еще маленьким, но, уже приобретя определенный опыт взаимодействия со средой, сознательно не сунет руку в огонь, обойдет или перешагнет через предмет, о который он может споткнуться. Это значит, он научился внутренне контролировать свои внешние действия.
В определенной степени таким же образом ребенок овладевает и речевой деятельностью. Так, четырехлетний малыш, например, еще не знает правил грамматики на родном языке, но достаточно правильно грамматически оформляет свою речь. Хотя ребенок специально и не заучивает слова, его речь обогащается день ото дня.
Говоря языком науки, у него формируется внутренний механизм, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Этот внутренний механизм называется самоконтролем, и он формируется стихийно до определенного момента. Так часто происходит в реальной человеческой деятельности, особенно бытовой. Однако стихийное становление этой способности требует больших затрат времени и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым, целенаправленным, это задача, которую ставит перед собой учитель на каждом уроке.
Развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности, осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Иностранный язык, как учебный предмет, пользуется своими специфическими приемами обучения самоконтролю. Это тренировочные упражнения: лексические и грамматические, рецептивные и продуктивные.
Некоторые методисты, так, например М.Е.Брейгина в своей статье «Самоконтроль» журнале ИЯШ №2 2002., утверждают, что плохое владение иностраннымязыком после окончания школы или другого учебного заведения, обусловлено несформированностью механизма самоконтроля. Конечно, с этим мнением можно поспорить. У каждого из нас, практикующего учителя, есть своя точка зрения о причине низких результатов в изучении иностранных языков. И все, безусловно, будут правы. Но с одним мы должны согласиться, это то, что при целенаправленном обучении иностранному языку именно мы - преподаватели должны сформировать у обучаемых навыки самоконтроля и научить пользоваться им. Для того чтобы более четко осознать эту задачу, необходимо понять, что овладение иностранным языком — это процесс, растянутый во времени, предполагающий дозирование при освоении учебного материала, управление процессом освоения, внешний контроль за освоением каждой дозы материала. Другими словами, учащиеся овладевают иностранным языком постепенно, шаг за шагом, приобретая знания, навыки, умения, продвигаясь вперед и используя опору на изученное и освоенное ранее.
А поскольку, самоконтроль — это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью,он формируется при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), и языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией).
Стоит так же отметить что, самоконтроль в своем развитии имеет две формы реализации —непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная форма характеризуется тем, что в момент актуализации механизма самоконтроля сознательный компонент деятельности уходит на фоновый ypoвень, находясь как бы на страже, готовый в случае нарушения корректности речевой деятельности вступить в активную зону мыслительной деятельности учащегося.
В то же время, самоконтроль в непроизвольной форме, менее совершенен, чем в произвольной, поскольку в учебной деятельности имеют место колебания, некоторая нестабильность в выполнении учебных действий и иногда происходит переключение на произвольный самоконтроль.
Произвольная форма самоконтроля становится главной тогда, когда происходит первоначальное овладение правилами выполнения действий либо когда нарушается правилосообразность действий с учебным материалом.
Произвольный самоконтроль связан с осознанностью, произвольностью внимания. Непроизвольный самоконтроль — это подсознательная деятельность.
Для обучения иностранному языку из высказанных положений вытекает следующее: обучение самоконтролю следует начинать с опоры на произвольное внимание, ведущее к произвольному самоконтролю. Переход на уровень непроизвольного самоконтроля будет совершаться по мере свертывания внутренних умственных действий учащихся в учебной деятельности. По существу можно утверждать, что произвольный самоконтроль готовит учащихся к автоматизированным речевым действиям. Непроизвольный самоконтроль актуализирует речевые действия учащихся, когда уже имеется в наличии коммуникативная компетенция. Перед овладением следующим речевым действием опять вступает произвольный самоконтроль.
Соотношение произвольного и непроизвольного самоконтроля регулируется сложностью учебного материала, трудностями, которые он вызывает у обучаемых, степенью адекватности приемов обучения.
Здесь уместно напомнить, что сложность и трудность имеют разную психолингвистическую природу. Сложность материала — это объективное явление, она определяется количеством и характером состава действий, которые должен выполнить учащийся при усвоении той или иной языковой единицы. Трудность - категория субъективная, ее появление зависит от индивидуальных знаний и умений учащихся. Как правило, одна и та же языковая единица, у некоторых учащихся вызывает трудности, а другие без труда справляются с заданием.
Учитель должен различать названные категории и научиться прогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучаемых, опираясь при этом на свой опыт и наблюдения. Они позволяют ему отметить, моменты, наиболее часто вызывающие затруднения у школьников и ведущие к ошибочным действиям. Что касается определения степени сложности языковой или речевой единицы, то преподаватель должен научиться разлагать ее на составляющие действия, тем самым, облегчая усвоение.
Покажем на конкретном примере, как следует вычленять действия в речевой единице, предназначенной для овладения. Практически учителя иностранного языка постоянно делают это на уроках, просто не всегда мы осознаем, что это и есть формирование самоконтроля у обучающихся.
Практическое владение иностранным языком - одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Россия становится надежным партнером на международной арене. В системе отношений особое значение имеют связи между российскими университетами и вузами зарубежных стран. Возникают различного рода совместные проекты, программы, в процессе которых приобретаются новые теоретические знания и практический опыт.
Успешное усвоение иностранного языка необходимо не только для установления и развития контактов между людьми и народами, но и для овладения разноплановой информацией, без которой невозможно полноценное, многогранное, личностное развитие человека.
В бурный век развития науки, быстрого обновления информации и знаний не представляется возможным передать обучаемому все знания, умения и навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Возникает необходимость развития у студентов мотивации к накоплению знаний, и, соответственно, к последующему непрерывному процессу самообразования.
Овладение иностранным языком требует постоянной, систематической работы обучаемых и требует не столько знаний, сколько умений. При сокращении часов, отведенных на аудиторную работу, большую значимость и необходимость для становления учебно-познавательной мотивации приобретает целенаправленная самостоятельная работа студентов во внеурочное время. Поэтому постоянной заботой преподавателя должно быть формирование и поддержание интереса студента к познанию материала, как действенного мотива его деятельности.
Постоянный контроль со стороны преподавателя приучает студента к безответственности: его ошибки обнаруживает преподаватель, а не он сам. Изменения в проведении контроля должны связываться с повышением роли самоконтроля и самооценки студентов. Необходимо дать студенту возможность не только усваивать содержание учебного материала, но и самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность. Изучение языка невозможно без осуществления самоконтроля, так как чтобы изучить что-нибудь, надо оценить уже имеющиеся знания и понять, как их можно обогатить. По мнению многих исследователей (А.Г. Ковалев, П.И. Пи-дкасистый, А.К. Осницкий) самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста — типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся учащихся.
Самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы. Во время самоконтроля происходит изменение позиции студента: увеличивается доля его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине, а также изменяются формы сотрудничества преподавателя с обучаемым. Образовательная деятельность студента становится полностью саморегулируемой.
Формирование самоконтроля у студентов будет способствовать становлению у них адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом.
При самооценке студент дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения, а также решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.
Для развития самоконтроля большое значение имеет осуществление проектной деятельности во время подготовки к олимпиаде, ежегодно проводимой кафедрой. Работа над проектом полностью активизирует творческую деятельность учащихся: студент анализирует и оценивает все этапы своей работы, развивает критическое и творческое мышление и профессиональный интерес.