Продуктивные виды речевой деятельности (говорение и письмо)
С целью определения уровня владения учащимися умениями говорить и писать на немецком языке используются задания открытого типа. В качестве основных показателей качества выполнения этих заданий выступают успешность решения коммуникативной задачи, содержательный аспект порожденного речевого высказывания с точки зрения его новизны, степени сложности, наличия и реализации собственного коммуникативного намерения, нормативность используемых при этом языковых средств, их разнообразие, а также степень самостоятельности учащегося в ходе порождения письменного или устного текста. Данные критерии являются основанием для оценки уровня развития продуктивных умений в устной и письменной речи на немецком языке.
ГОВОРЕНИЕ
Критерий | Оценка | |||
Качество выполнения коммуникативной задачи | 1) Высказывание полностью соответствует коммуникативной задаче, ситуации общения; тема раскрыта полностью. | |||
2) Высказывание не всегда соответствует коммуникативной задаче, ситуации общения; тема раскрыта недостаточно полно. | ||||
3) Высказывание не соответствует коммуникативной задаче, ситуации общения; тема не раскрыта. | ||||
Самостоятельность учащегося | 1) Учащийся инициативен, т. е. не нуждается в наводящих вопросах/подсказках. | |||
2) Учащийся недостаточно инициативен, но достаточно быстро реагирует на наводящие/дополнительные вопросы/подсказки. | ||||
3) Учащийся неинициативен, нуждается в наводящих/дополнительных вопросах/подсказках. | ||||
Гибкость и скорость выполнения задания | 1) Учащийся достаточно легко и быстро переключается с темы на тему. | |||
2) Учащийся испытывает некоторые трудности при переходе с темы на тему, делает это после некоторой паузы и наводящих вопросов/подсказок. | ||||
3) Учащийся не может легко и быстро перейти к новой теме разговора. | ||||
Качественная характеристика устной речи | 1) Учащийся уверенно и адекватно ситуации употребляет языковые средства; словарный запас достаточно богатый и разнообразный. | |||
2) Учащийся испытывает трудности в подборе адекватных языковых средств; иногда допускает неточности в их употреблении. | ||||
3) Учащийся испытывает большие трудности в употреблении языковых средств; словарный запас ограничен. | ||||
Произношение и темп речи | 1) Корректное произношение, естественный темп речи, учащийся высказывается достаточно бегло. | |||
2) Отдельные фонетические ошибки, темп речи несколько неестественно замедленный. | ||||
3) Грубые ошибки в произношении, медленный темп, неоправданные длительные паузы. | ||||
Грамматическая сторона речи | 1) Преимущественно корректная речь. | |||
2) Отдельные ошибки. | ||||
3) Часто встречающиеся грубые ошибки, нарушающие смысл высказывания. | ||||
ПИСЬМО
Критерий | Оценка | ||
Качество выполнения коммуникативной задачи | 1) Высказывание полностью соответствует коммуникативной задаче, ситуации общения, учитывает специфику адресата, нормы оформления письменного текста, принятые в стране изучаемого языка. 2) Высказывание не всегда соответствует коммуникативной задаче и ситуации общения, имеются отдельные нарушения норм оформления текста, принятых в стране изучаемого языка. 3) Высказывание не соответствует коммуникативной задаче, ситуации общения, не учитывает специфику адресата, нарушает нормы оформления текста, принятые в стране изучаемого языка. | ||
Качество содержательного аспекта письменного высказывания | 1) Тема раскрыта полностью. 2) Тема раскрыта недостаточно полно (на 80%). 3) Высказывание отражает содержание на 70%, т. е. тема раскрыта не полностью. 4) Тема не раскрыта (менее 50%). | ||
Качество текста как продукта речевой деятельности | 1) Текст построен логично, последовательно, имеет четкую структуру. 2) Имеются отдельные нарушения логики, последовательности, структура недостаточно четкая. 3) Отсутствие логики, имеются внутренние противоречия в построении текста, текст не структурирован. | ||
Лексическая сторона высказывания | 1) Уверенное употребление лексики; лексика богатая, используются вариативные средства выражения. 2) Слова употребляются не всегда уместно и правильно, словарный запас несколько ограничен. 3) Ограниченный запас слов, неуместное употребление лексики. | ||
Грамматическая сторона письменной речи | 1) Преимущественно без ошибок, если и встречаются отдельные ошибки, то они не искажают смысл высказывания. 2) Встречаются отдельные ошибки. 3) Большое количество ошибок. 4) Большинство предложений сформулировано неправильно. | ||
Объем письменного высказывания, имеющего креативный характер (например, сочинение) | 1) Более 80 слов. | ||
2) Менее 70 слов. | |||
3) Менее 60 слов. | |||
4) Менее 50 слов. | |||
5) Менее 40 слов. | |||