Раздел 5. Возвысить человека
Проблемы
1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) вдуховной жизни общества
2. Воздействие искусства на духовное становление человека
3. Воспитательная функция искусства
Утверждающие тезисы
1. Подлинное искусство облагораживает человека.
2. Искусство учит человека любить жизнь.
3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.
4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.
Цитаты
1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).
2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).
3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).
4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).
5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).
6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).
7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).
8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).
9. Искусство - это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник).
10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).
11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).
12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).
13. Дело художника- рождать радость (К Паустовский, русский писатель).
Аргументы
1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
2) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.
3) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.
4) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.
5) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д' Артаньян - эти герои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины.
Раздел 6. «Не потеряйте человека!»
Проблемы
1.Образование и культура
2. Воспитание человека
3. Роль науки в современной жизни
4. Человек и научный прогресс
5. Духовные последствия научных открытий
6. Борьба нового и старого как источник развития
Утверждающие тезисы
1. Познание мира ничем нельзя остановить.
2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека.
3. Цель науки - делать человека счастливым.
Цитаты
1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).
2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).
7. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).
8. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).
Аргументы