I. Неопределенно-личное местоимение man.

Неопределен­но-личное местоимение man употребляется в предложении всегда только в функции подлежащего и следовательно не склоняется. Man согласуется со сказуемым в 3-м лице ед. числа. Притяжательное местоимение для man — sein: Wie verbringt man seine Freizeit?

II. Порядок слов в предложениях, содержащих прямую речь

а) В словах автора глагол в личной форме стоит на вто­ром месте, если слова автора стоят перед словами персона­жа. Слова автора могут иметь интонацию завершенности или незавершенности.

Er sagt: „Ich komme bald."

Dann sagt er: „Ich komme bald."

б) Если слова автора стоят после слов персонажа или прерывают их, то глагол в личной форме стоит в словах автора на первом месте.

„Ich habe bald Urlaub", sagt Monika.

„Die Umgebung von Berlin", sagt Kurt, „ist sehr schön."

AUFGABEN

1. Скажите по-немецки:

1. Здесь изучают иностранные языки. 2. Там танцуют и поют. 3. Здесь можно купить только молоко. 4. Его можно навестить только в субботу. 5. Это нужно перевести только так. 6. Надо усердно заниматься. 7. Это следует сделать так. 8. Здесь играют в мяч. 9. Надо попросить аспиранта.

2. Спросите вашего друга:

как сказать это по-немецки, как написать эти слова, как сварить кофе, как спросить это по-английски, где можно купить здесь чемодан, где можно найти дорожную сумку, где здесь можно подождать, как можно это сделать, как можно это объяснить, кого нужно попросить, как нужно это сделать, сколько нужно подождать, что нужно еще купить, как это следует понимать

3. Составьте микродиалоги, подберите реплики по смыслу:

Warum lernt Jens nicht fleißig?

Es ist schon 7 Uhr. Und Jörg ist

noch nicht da .Warum?

Warum willst du hier ar­beiten?

Du sagst nie (никогда) alles.

Das Mädchen versteht das nicht.

Ich habe Fieber.

Man kann hier ruhig sitzen.

Alles kann man nicht erzäh­len.

Man muß das Inge erklären.

Man muß Tee mit Milch trin­ken.

Das muß man ihn fragen!

Das kann man nicht erklä­ren.

4. Дополните предложения, употребите отглагольные суще­ствительные.

Образец: Er reagiert schnell. Seine ... ist richtig.

- Seine Reaktion ist richtig.

1. Argumentieren Sie Ihre Antwort. Ihre ... ist für uns wichtig. 2. Der Pianist improvisiert dieses Thema sehr inter­essant. Er beherrscht ... gut. 3. Die Textstelle ist schwer. Der Lehrer interpretiert sie. Seine... verstehen wir alle. 4. Unser Institut delegiert viele Studenten nach Berlin. Unsere ... ist groß. 5. Der Ingenieur N. konstruiert ein Auto. Seine ... ist modern. 6. Er deklamiert gut. Ich höre seine ... gern. 7. Man kann schwarz und weiß kombinieren. Diese ... ist jetzt Mode.

5. Назовите производящие основы в следующих словах. Определите род имен существительных. Переведите сло­ва на русский язык:

Chemiebetrieb, Notenheft, Hörer, Öffnung, Prü­fer, Hörsaal, glücklich, Prüfmethode, Wartesaal, ängstlich, Tanzabend, sportlich, Kinderbuch, medizinisch, Tänzerin, bul­garisch, tänzerisch, Prüfungsaufgabe, Handbuch, fraglich, Klein­kind, Bauarbeiter, Chemiearbeiter, Übungsheft

6. Oпределите значение следую­щих производных слов:

arbeitslos, endlos, hilflos, elternlos, mutterlos, kinderlos, planlos, wortlos, vaterlos, saftlos, leblos, interesselos, sprach­los, ziellos

7. Посоветуйте вашему коллеге, где и как можно провести отпуск. Употребите неопределенно-личное местоимение man:

а) зимой, провести отпуск, остаться дома; посещать му­зеи, театры, кино; навещать друзей; заниматься спортом; летом, ухаживать за своим садом;

б) зимой/летом поехать в Венгрию; посетить Будапешт, Токай; осмотреть музеи; совершить прогулку на пароходе;

в) убедите вашего коллегу отдохнуть летом в Сочи: про­быть там 3 недели; много купаться; заниматься спортом, играть в мяч; много танцевать; путешествовать пешком; со­вершить прогулку на пароходе; осмотреть окрестности

8. Скажите, что нужно сделать в таких случаях? Употре­бите неопределенно-личное местоимение man:

1. Ich verstehe nicht alles. 2. Sabine macht noch viele Fehler. 3. Ich will Englisch beherrschen. 4. Mein Kind hu­stet und hat Fieber. 5. Wir wollen dieses Museum besuchen. Aber sonntags gibt es dort viele Menschen. 6. Meine Freun­de wollen heute das Wachtangow-Theater besuchen. Aber es gibt keine Theaterkarten. 7. Wer spielt heute die Hauptrol­le? Ich bin gespannt.

9. Тренируйтесь вдвоем. Переводите реплики по очереди, проверяя друг друга по ключу (справа):

1. - Окрестности Берлина красивые. 1. - Die Umgebung von Berlin ist schön.
А там есть озера? Gibt es dort Seen?

- Под Берлином много озер. Там - Bei Berlin gibt es vie­le Seen. Dort

можно со­вершить прогулку на пароходе. kann man eine Dampferfahrt machen.

2. - Ларс, что идет сегод­ня в театре? 2. - Lars, was gibt man heute? Gibt

Есть ли еще билеты? es noch Theaterkarten?

- Сегодня идет «Мама­ша Кураж и ее дети». - Heute gibt man „Mut­ter Courage und

А билеты надо купить в кассе ihre Kinder". Und Theaterkarten muß

предваритель­ной продажи. man im Vorverkauf besorgen.

3. - Здесь много музеев. Все они 3. - Hier gibt es viele Museen. Sie sind

интересные. Когда их можно осмот­реть? alle interessant. Wann kann man sie

besichtigen?

- По воскресеньям и субботам там - Sonntags und sonn­abends gibt es dort

всегда много народа. Музеи надо посещать im­mer viele Menschen. Man muß

в буд­ние дни. Museen wo­chentags besuchen.

4. - Этот город небольшой, но современный. 4. - Diese Stadt ist nicht groß, aber

Здесь много деревьев и цве­тов. Это modern. Hier gibt es viele Bäu­me und

украшает го­род. Blumen. Das macht die Stadt schön.

- Да, здесь любят цве­ты и ухаживают за - Ja, man liebt und pflegt (hier)

ними. Здесь и строят много. die Blu­men. Hier baut man auch viel.

- А где здесь можно провести выходные - Und wo kann man hier das Wochenende

дни? Есть здесь театр или концертный зал? ver­bringen? Gibt es hier ein Theater

oder eine Konzerthalle?

10. Постройте микродиалоги. Выразите ваш нетерпеливый интерес к тому, как решится вопрос:

1. Завтра вы пишите контрольную. Интересно, какую оценку Вы получите? 2. Вы в театре с подругой. Идет пьеса Шекспира. Сегодня играет ваш друг? 3. Ваша подру­га получает квартиру, хочет купить современную мебель, в частности, «стенку». 4. Вы хотите купить себе платье. Ва­шей подруге интересно, какое вы выберете.

ТЕКСТ

1. Спишите текст. Разметь­те паузы и интонацию. Подготовьте фонетически пра­вильное чтение.

Наши рекомендации