I. Неопределенно-личное местоимение man.
Неопределенно-личное местоимение man употребляется в предложении всегда только в функции подлежащего и следовательно не склоняется. Man согласуется со сказуемым в 3-м лице ед. числа. Притяжательное местоимение для man — sein: Wie verbringt man seine Freizeit?
II. Порядок слов в предложениях, содержащих прямую речь
а) В словах автора глагол в личной форме стоит на втором месте, если слова автора стоят перед словами персонажа. Слова автора могут иметь интонацию завершенности или незавершенности.
Er sagt: „Ich komme bald."
Dann sagt er: „Ich komme bald."
б) Если слова автора стоят после слов персонажа или прерывают их, то глагол в личной форме стоит в словах автора на первом месте.
„Ich habe bald Urlaub", sagt Monika.
„Die Umgebung von Berlin", sagt Kurt, „ist sehr schön."
AUFGABEN
1. Скажите по-немецки:
1. Здесь изучают иностранные языки. 2. Там танцуют и поют. 3. Здесь можно купить только молоко. 4. Его можно навестить только в субботу. 5. Это нужно перевести только так. 6. Надо усердно заниматься. 7. Это следует сделать так. 8. Здесь играют в мяч. 9. Надо попросить аспиранта.
2. Спросите вашего друга:
как сказать это по-немецки, как написать эти слова, как сварить кофе, как спросить это по-английски, где можно купить здесь чемодан, где можно найти дорожную сумку, где здесь можно подождать, как можно это сделать, как можно это объяснить, кого нужно попросить, как нужно это сделать, сколько нужно подождать, что нужно еще купить, как это следует понимать
3. Составьте микродиалоги, подберите реплики по смыслу:
Warum lernt Jens nicht fleißig?
Es ist schon 7 Uhr. Und Jörg ist
noch nicht da .Warum?
Warum willst du hier arbeiten?
Du sagst nie (никогда) alles.
Das Mädchen versteht das nicht.
Ich habe Fieber.
Man kann hier ruhig sitzen.
Alles kann man nicht erzählen.
Man muß das Inge erklären.
Man muß Tee mit Milch trinken.
Das muß man ihn fragen!
Das kann man nicht erklären.
4. Дополните предложения, употребите отглагольные существительные.
Образец: Er reagiert schnell. Seine ... ist richtig.
- Seine Reaktion ist richtig.
1. Argumentieren Sie Ihre Antwort. Ihre ... ist für uns wichtig. 2. Der Pianist improvisiert dieses Thema sehr interessant. Er beherrscht ... gut. 3. Die Textstelle ist schwer. Der Lehrer interpretiert sie. Seine... verstehen wir alle. 4. Unser Institut delegiert viele Studenten nach Berlin. Unsere ... ist groß. 5. Der Ingenieur N. konstruiert ein Auto. Seine ... ist modern. 6. Er deklamiert gut. Ich höre seine ... gern. 7. Man kann schwarz und weiß kombinieren. Diese ... ist jetzt Mode.
5. Назовите производящие основы в следующих словах. Определите род имен существительных. Переведите слова на русский язык:
Chemiebetrieb, Notenheft, Hörer, Öffnung, Prüfer, Hörsaal, glücklich, Prüfmethode, Wartesaal, ängstlich, Tanzabend, sportlich, Kinderbuch, medizinisch, Tänzerin, bulgarisch, tänzerisch, Prüfungsaufgabe, Handbuch, fraglich, Kleinkind, Bauarbeiter, Chemiearbeiter, Übungsheft
6. Oпределите значение следующих производных слов:
arbeitslos, endlos, hilflos, elternlos, mutterlos, kinderlos, planlos, wortlos, vaterlos, saftlos, leblos, interesselos, sprachlos, ziellos
7. Посоветуйте вашему коллеге, где и как можно провести отпуск. Употребите неопределенно-личное местоимение man:
а) зимой, провести отпуск, остаться дома; посещать музеи, театры, кино; навещать друзей; заниматься спортом; летом, ухаживать за своим садом;
б) зимой/летом поехать в Венгрию; посетить Будапешт, Токай; осмотреть музеи; совершить прогулку на пароходе;
в) убедите вашего коллегу отдохнуть летом в Сочи: пробыть там 3 недели; много купаться; заниматься спортом, играть в мяч; много танцевать; путешествовать пешком; совершить прогулку на пароходе; осмотреть окрестности
8. Скажите, что нужно сделать в таких случаях? Употребите неопределенно-личное местоимение man:
1. Ich verstehe nicht alles. 2. Sabine macht noch viele Fehler. 3. Ich will Englisch beherrschen. 4. Mein Kind hustet und hat Fieber. 5. Wir wollen dieses Museum besuchen. Aber sonntags gibt es dort viele Menschen. 6. Meine Freunde wollen heute das Wachtangow-Theater besuchen. Aber es gibt keine Theaterkarten. 7. Wer spielt heute die Hauptrolle? Ich bin gespannt.
9. Тренируйтесь вдвоем. Переводите реплики по очереди, проверяя друг друга по ключу (справа):
1. - Окрестности Берлина красивые. 1. - Die Umgebung von Berlin ist schön.
А там есть озера? Gibt es dort Seen?
- Под Берлином много озер. Там - Bei Berlin gibt es viele Seen. Dort
можно совершить прогулку на пароходе. kann man eine Dampferfahrt machen.
2. - Ларс, что идет сегодня в театре? 2. - Lars, was gibt man heute? Gibt
Есть ли еще билеты? es noch Theaterkarten?
- Сегодня идет «Мамаша Кураж и ее дети». - Heute gibt man „Mutter Courage und
А билеты надо купить в кассе ihre Kinder". Und Theaterkarten muß
предварительной продажи. man im Vorverkauf besorgen.
3. - Здесь много музеев. Все они 3. - Hier gibt es viele Museen. Sie sind
интересные. Когда их можно осмотреть? alle interessant. Wann kann man sie
besichtigen?
- По воскресеньям и субботам там - Sonntags und sonnabends gibt es dort
всегда много народа. Музеи надо посещать immer viele Menschen. Man muß
в будние дни. Museen wochentags besuchen.
4. - Этот город небольшой, но современный. 4. - Diese Stadt ist nicht groß, aber
Здесь много деревьев и цветов. Это modern. Hier gibt es viele Bäume und
украшает город. Blumen. Das macht die Stadt schön.
- Да, здесь любят цветы и ухаживают за - Ja, man liebt und pflegt (hier)
ними. Здесь и строят много. die Blumen. Hier baut man auch viel.
- А где здесь можно провести выходные - Und wo kann man hier das Wochenende
дни? Есть здесь театр или концертный зал? verbringen? Gibt es hier ein Theater
oder eine Konzerthalle?
10. Постройте микродиалоги. Выразите ваш нетерпеливый интерес к тому, как решится вопрос:
1. Завтра вы пишите контрольную. Интересно, какую оценку Вы получите? 2. Вы в театре с подругой. Идет пьеса Шекспира. Сегодня играет ваш друг? 3. Ваша подруга получает квартиру, хочет купить современную мебель, в частности, «стенку». 4. Вы хотите купить себе платье. Вашей подруге интересно, какое вы выберете.
ТЕКСТ
1. Спишите текст. Разметьте паузы и интонацию. Подготовьте фонетически правильное чтение.