Скажите по-немецки, следите за ударением в сложном слове.
1. Габи Шмидт - учительница испанского языка. 2. Карин Шульц преподает музыку. 3. Он изучает русский язык у Марты Крайн. Она учительница русского языка. 4. Хайнц Флайшер преподает математику. 5. Они учительницы английского языка. 6. Вернер - учитель танцев. 7. Кто они по профессии? - Учительницы. 8. У него вечером урок английского языка. 9. Когда у нее урок литературы? 10. У них урок математики. 11. У Карин вечером урок музыки. 12. Дети, у вас урок танцев. 13. У кого урок шведского языка?
3. Попросите ваших товарищей выполнить следующие действия; употребите все формы императива:
а) объяснять правило, написать предложение, сказать правило, придумать пример, выучить текст, прилежно работать, хорошо учиться, спросить учителя, написать работу;
б) позвать Кристу, сыграть на пианино, станцевать с Франком, спеть с Утой, принести чаю, посидеть вместе.
4. Выразите «известное» и «новое» с помощью артикля:
1. Meine Schwester hat ... Kind. ... Kind heißt Werner. Sie haben ... Klavier. ... Kind spielt gern Klavier. 2. Rudi hat ... Bruder. Er heißt Reinhardt. ... Bruder studiert in Weimar. Reinhardt studiert ... Musik. 3. Monika ist ... Lehrerin. Sie hat ... Kinder gern. Sie erklärt ... Regeln. Sie schreibt ... Beispiele. 4. Kurt bildet ... Beispiel. Er schreibt ... Satz. Kurt! Da hast du ... Fehler. Sage bitte … Regel! 5. Erwin hat ... vier Fehler. Er lernt ... Regeln. Er schreibt ... Satze. Er hat ... Frage. Er fragt ... Lehrer. ... Lehrer erklärt ... Satz. 6. Inge Breitmann hat ... Mann. Herr Breitmann ist ... Englischlehrer. Er beherrscht.... Englisch gut. 7. Eva, rufe bitte … Bruder. Ihr habt ... Stunde. Lernt ... Text zusammen! 8. Birgit, bringe bitte ... Kaffee! - Bitte, Mutter! ... Kaffee ist warm ... Kaffee ist stark. 9. Was trinkst du, Renate? - ... Tee. - Wie schmeckt ... Tee? - Danke. Gut.
Закончите предложения, употребляя слова, данные справа.
1. Wir haben Fragen. - Fragen Sie...
2. Wie heißt der Lehrer? - Frage...
3. Wen ruft ihr? - Wir rufen... человек
4. Was ist Herr Stein? - Frage... аспирант
5. Was sagt er? - Er ruft... этот студент
6. Wer ist dieser Mann? - Fragt... господин
7. Erkläre bitte diese Regel! - Bitte... германист
8. Wie heißt englisch „der Tag”? - Frage...
9. Wie heißt diese Straße? – Fragen Sie...
ТЕКСТ
1. Спишите текст. Разметьте паузы и интонацию. Подготовьте фонетически правильное чтение.
Die Geschwister¹
Petra ist Studentin. Sie ist Musikstudentin. Sie studiert in Weimar. Sie spielt sehr gut Klavier.
Petra hat eine Schwester urid einen Bruder. Sie heißen Heidi und Heinz. Heidi ist Lehrerin. Sie ist Englischlehrerin. Sie beherrscht Englisch gut. Sie lehrt die Studenten Englisch. Heinz arbeitet und lebt in Berlin. Er ist Abendstudent. Er lernt Englisch. Er hat viele Fragen.
- Heidi, wie heißt englisch „Er ist Arbeiter"?
Heidi erklart die Regel.
- Nun², Heinz, bilde Beispiele!
Heinz bildet ein Beispiel. Er sagt den Satz englisch.
- Du hast da einen Fehler, Heinz. Wie ist die Regel?
Heinz sagt die Regel.
- Und nun ein Beispiel.
Heinz bildet einen Satz.
- Schreibe den Satz, Heinz. Nun lerne den Text.
Die Geschwister arbeiten lange zusammen.
Пояснения к тексту
1. die Geschwister - братья; сестры; брат и сестра; братья и сестры
2. nun - а теперь
2. Расспросите своего товарища, чем занимаются Петра, Хайнц, Хайди (см. текст „Die Geschwister").
3. Выскажите свои соображения, в ответах на вопросы (по содержанию текста).
1. Warum sitzen die Geschwister abends zusammen? 2. Wie lernt Heinz? 3. Wie beherrscht Heidi Englisch?
Расскажите о Петре, Хайди и Хайнце.
Расспросите своего товарища о членах его семьи.
Расскажите о членах семьи своего товарища.
ДОМАШНИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Скажите по-немецки:
1. Позовите этого аспиранта. 2. Почему здесь сидит этот человек? 3. Спросите господина Штубе. 4. Как объясняет германист это правило? 5. Почему Вы спрашиваете этого германиста? 6. Что говорит этот студент? 7. Марта, позовите этого человека. 8. Попросите этого аспиранта. Он объяснит это правило.
2. Скажите по-немецки:
1. У кого есть вопрос? 2. Мартин, скажи правило. Придумай пример. Напиши предложение. 3. У нее один брат и одна сестра. Брата зовут Хайнц. Сестру зовут Сабине. 4. Когда у вас урок английского языка? - Спроси этого студента. 5. Попросите господина Брайтмана. Он объяснит вам этот текст. 6, Кто живет в Берлине? - Спроси учителя. Он скажет это. 7. Ута, позовите этого господина. - Как зовут этого господина? 8. Объясни, пожалуйста, этот пример. - Попроси какого-нибудь аспиранта. 9. Кто этот человек? - Его зовут господин Крамм. Чем он занимается? - Крамм - рабочий. 10. У меня есть вопрос. -Спроси этого германиста. Он хорошо владеет английским языком.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1. Напишите по-немецки. Обратите внимание на употребление артикля.
а) 1. У Хельги есть брат. Он работает. 2. У Хайнца есть сестра. Она учится. 3. У ребенка есть мяч. Он играет в мяч с Карин. 4. У них есть десять чашек. Принеси одну чашку. 5. У тебя здесь ошибка. Выучи правило. 6. У них есть пианино. Кто играет вечерами на пианино? 7. У тебя есть брат. Кто он по профессии? 8. Петра, напиши предложение. 9. Хайнц, придумай пример. 10. Хельга, принеси воды. 11. У Инги есть ребенок. Как зовут ребенка? 12. У кого есть сестра? 13. У Вернера есть сестра. - Как зовут сестру? - Ее зовут Сабина.
б) 1. У Вильгельма есть брат. Его зовут Рейнхардт. Он рабочий. Он работает в Эрфурте. Рейнхардт - студент-вечерник. Он учится с охотой. 2. Ева учит английский язык. Она много работает. Она учит правила. Она пишет примеры. 3. Кто Хайнц по профессии? - Он учитель музыки. Он хорошо играет на пианино и поет. 4. Как зовут эту студентку? - Ее зовут Эрика Вагнер. - Как она учится? - Очень хорошо. 5. У Эмиля есть сестры. Они учительницы. 6. Что учит Хайнц? - Он учит правила и тексты. - Что он пишет? - Хайнц придумывает примеры. Он пишет эти предложения. 7. Мать приносит чашки. Дети пьют чай. 8. Вальтер и Хельга, выучите правило.
2. Напишите по-немецки. Обратите внимание на существительные слабого склонения.
1. Чем занимается Эмиль Клейн? - Он германист. 2. Кто это? Это Ева. Она практикантка. 3. Это правило трудное. - Курт, попроси какого-нибудь аспиранта. Он объяснит это правило. 4. Как учится этот студент? - Хорошо. - Как по-английски «пример»? - Спросите, пожалуйста, этого студента. 5. Почему этот текст труден? - Попросите этого германиста. Он объяснит текст. 6. Кто зовет господина Бергера? Господин Бергер работает. 7. Позовите этого практиканта. 8. Когда у этого аспиранта урок английского языка? - Давайте спросим этого аспиранта. 9. Кого зовет господин Тышлер? - (одного) Студента. Его зовут Хайнц Кранн. 10. Что говорит этот германист? Он объясняет текст. 11. Кого он спрашивает? - Этого аспиранта. 12. Катрин и Криста, вы студентки. Вы учите шведский язык. Как по-шведски «мяч»?
Lektion 4
ИНТОНАЦИЯ
1. Отработайте чтение акцентных групп:
dreizehn ′Texte, vierzehn Regeln, sechzehn Fehler siebzehn Fragen, zwanzig Sätze, dreißig Jungen, vierzig Stunden, sechzig Mädchen, siebzig Ärzte
2. Отработайте чтение фраз:
′Tanzen Sie? Spielen Sie? Lernen Sie? Singen Sie? Schreiben Sie?
Und ′du? Nicht viel? Und er? Nicht gut? Nur hier?
Habt ihr einen ′Bruder? Hast du eine Tante? Hat er einen Fehler? Hast du eine Frage?
Lernen Sie ′hier? Zeichnet ihr gut? Helfen Sie Kurt? Bitten Sie Frank? Rufen Sie Karl?
Spielen Sie Ball?
Ja, sie ′singt. Ja, sie lernt. Ja, er tanzt.
Nein, sie ′singt nicht. Nein, er schreibt nicht. Nein, sie spielt nicht. Nein, er lernt nicht.
a) Das ist nicht ′gut. Das ist nicht leicht.
Das ist nicht schlecht. Das ist nicht viel.
b) Das ist nicht ′wichtig. Er ist nicht ruhig.
Das ist nicht richtig. Sie ist nicht fleißig.
Ich schreibe keinen ′Satz. Wir haben kein Klavier. Ich habe keine Vieren. Sie haben keine Dreien.
Er spielt nicht Kla′vier. Sie lernt nicht Musik.
3. Прочтите пары реплик. Интонируйте реплику - вопрос в соответствии с содержанием реплики - ответа:
а) Hat er eine ′Tante? - Ja, Tante ′Erika.
Hat er ′eine Tante? - Nein, ′zwei.
б) Hat ihr einen Bruder? -Ja, er ist sechzehn. Er heißt Erich.
Habt ihr einen Bruder? - Ja, nur einen. (Kein, zwei.)
в) Hast du eine Eins in Geschichte? - Nein, keine. Nur Zweien.
Hast, du eine Eins in Geschichte? - Ja, nur eine.
ЛЕКСИКА
berichtigen исправлять (ошибки): Berichtige den Fehler.
leiten руководить, вести: Sie leitet ein Seminar.
unterrichten преподавать: Er unterrichtet Englisch.
verstehen понимать: Verstehst du das nicht?
Zeichnen рисовать: Er zeichnet gut.
der Architekt (die Architekten) архитектор: Fragen wir den Architekten!
das Bild (die Bilder) картина: Er zeichnet ein Bild.
die Chemie химия: Wir studieren Chemie.
der Chemiker (die Chemiker) химик: Willi ist Chemiker.
die Eltern Pl. родители: Er hat keine Eltern.
die Fehlerberichtigung (die Fehlerberichtigungen) исправление ошибок: Ich schreibe eine
Fehlerberichtigung.
die Geschichte история (предмет): Er studiert Geschichte.
der Junge (die Jungen) мальчик, юноша: Rufe diesen Jungen!
das Mädchen (die Mädchen) девочка, девушка: Das Mädchen ist klein.
das Referat (die Referate) реферат: Sie schreibt ein Referat.
das Seminar (die Seminare) семинар: Ihr habt jetzt ein Seminar.
die Zeit время: Ich habe keine Zeit.
alle все: Alle Studenten studieren gern.
alles всё: Alles ist gut.
bald скоро: Sie bringt bald Tee.
etwas что-нибудь: Verstehst du etwas nicht?
fertig готов: Er ist fertig.
fleißig прилежный; прилежно: Das Mädchen ist fleißig.
frei свободный; свободно: Ich bin bald frei.
jeder, jedes, jede (Sg.) каждый, каждая, каждое (склоняется как dieser): Jeder versteht das.
При обозначении времени используется аккузатив: jeden Tag, jede Stunde jedes
Jahr (каждый год): Er zeichnet jeden Tag. (Во множественном числе соответствует
местоимение alle: alle Studenten).
jener, jene, jenes тот, та, то (склоняется как dieser): Jenes Bild ist schlecht.
jetzt сейчас: Sind Sie jetzt frei?
leicht легкий; легко: Sie lernt alles leicht.
nur только, лишь: Ich verstehe nur diesen Satz nicht.
richtig правильный; правильно: Der Satz ist richtig.
ruhig спокойный; спокойно: Die Mutter ist ruhig.
viel много: Er arbeitet viel. Sie hat viel Zeit. (с глаголами и неисчисляемыми
существительными)
viele много, многие: Viele Studenten sind hier. (с исчисляемыми существительными)
wenig мало: Er hat wenig Zeit, см.: viel
die Eins (die Einsen) единица (нем.) = пятерка (рус.): Sie hat eine Eins in Chemie. У нее по
химии пятерка.
die Zwei (die Zweien) двойка (нем.) = четверка (рус.)
die Drei (die Dreien) тройка (нем., рус.)
die Vier (die Vieren) четверка (нем.) = двойка (рус.)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
основа существительного + -chen |
обозначает уменьшительность
der Tisch — das Tischchen (столик)
die Tasse — das Täßchen (чашечка)
1. Скажите, от каких существительных образованы эти слова. Переведите их на русский язык:
Bänkchen, Bällchen, Gläschen, Schwesterchen, Fischchen, Täschchen
ГРАММАТИКА