Постановка вопросов к отдельным членам предложения.
1. Our students work at the laboratory every Friday.
Наши студенты работают в лаборатории каждую пятницу.
а) Общий вопрос:
Do your students work at the laboratory every Friday? (Краткий ответ: Yes, they do. No, they do not.)
б) Специальные вопросы:
What students work at the laboratory every Friday?
Who works at the laboratory every Friday?
What do our students do at the laboratory every Friday?
Where do our students work every Friday?
When do our students work at the laboratory?
Какие студенты работают в лаборатории каждую пятницу?
Кто работает в лаборатории каждую пятницу?
Что делают наши студенты в лаборатории каждую пятницу?
Где наши студенты работают каждую пятницу?
Когда наши студенты работают в лаборатории?
2. My friend studies at our Institute.
Мой друг учится в нашем институте.
а) Общий вопрос (начинается глаголом):
Does your friend study at our Institute? (Краткий ответ: Yes, he does. No, he doesn't.)
б) Специальные вопросы (начинаются с вопросительного слова):
Whose friend studies at our Institute? Чей друг учится в нашем институте?
At what Institute does your friend study? В каком институте учится ваш
друг?
Where does your friend study? Где учится ваш друг?
Who studies at our Institute? Кто учится в нашем институте?
(вопрос к подлежащему отличается от других специальных вопросов: вместо подлежащего ставятся вопросительные слова Who? What? и не употребляются вспомогательные глаголы)
3. Comrade Petrov is a worker.
Товарищ Петров — рабочий.
а) Общий вопрос:
Is Comrade Petrov a worker? (Краткий ответ: Yes, he is. No, he is not.)
б) Специальные вопросы:
Who is a worker? Кто рабочий?
What is Comrade Petrov? Кто Петров? (по профессии)
4. Не can read English books. Он может читать английские книги.
а) Общий вопрос:
Can he read English books? (Краткий ответ: Yes, he can. No, he cannot.)
б) Специальные вопросы:
What books can he read? Какие книги он может читать?
What can he read? Что он может читать?
Who can read English books? Кто может читать английские книги?
5. They saw him here yesterday. Они видели его здесь вчера.
а) Общий вопрос:
Did they see him here yesterday? Они видели его здесь вчера?
б) Специальные вопросы:
Who(m) did they see here yesterday? Кого они видели здесь вчера?
Where did they see him yesterday? Где они видели его вчера?
When did they see him here? Когда они видели его здесь?
Who saw him here yesterday? Кто видел его здесь вчера?
УПОТРЕБЛЕНИЕ ОТРИЦАНИЙ.
1. В русском языке мы можем употребить несколько отрицаний в одном и том же отрицательном предложении. Например: Я никому ничего не говорил.
В английском языке допускается только одно отрицание, которое выражено либо отрицательной формой глагола, либо отрицательным местоимением. Например:
Не does notknow anything Он не знает ничего об этом.
about it.
Не knows nothingabout it. Он ничего не знает об этом. Neitherof us knows about it. Никто из нас не знает об этом. No man can do this work. Ни один человек не может сделать эту работу.
2. Место отрицания в английском предложении меняет смысл предложения:
Не could not order me to Он не мог приказать мне
do this work. сделать эту работу.
Не ordered me notto do Он приказал мне не делать
this work. эту работу.
3. Имеются также идиоматические выражения с отрицанием. Например:
I could not help laughing. Я не мог удержаться от смеха.
I could not but tell him about Я не мог не рассказать ему it. об этом.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
В английском языке существуют следующие основные способы словообразования:
1. Словосложение слов или основ слов.
2. Конверсия.
3. Аффиксация (префиксация и суффиксация).
В данном параграфе для обозначения структуры слов а виде моделей используются следующие сокращения:
А — adjective — прилагательное, Adv.— adverb — наречие,
N — noun — существительное, Num.— numeral — числительное, P. I — Participle I — причастие I, P. II — Participle II — причастие II, Prep — preposition — предлог, R — root — основа, корень V — verb — глагол
1. Словосложение является одним из основных способов пополнения словарного состава в английском языке. Образование нового слова происходит путем соединения двух и более слов в одно составное слово по следующим моделям:
а) сложные имена существительные:
N + N coal-field угольный бассейн
А + N blackboard классная доска
Prep + N inside внутренняя часть
V + N grindstone точило
N + Prep + N father-in-law тесть
б) сложные имена прилагательные:
А + A dark-red темно-красный
Num. + N first-class первоклассный
N + A waterproof водонепроницаемый
N + Р I water-bearing водоносный
А + Р- II whitewashed побеленный
Adv. + Р. II well-known хорошо известный
N + P. II man-made искусственный
в) сложные глаголы: А + V to broadcast передавать по радио
2. Конверсия — переход слова из одной части речи в другую.
а) без изменения написания и произношения слова:
V — N — A to light — light — light освещать — свет —светлый
V — N to work — work работать — работа
V — A to free — free освобождать — свободный
б) с изменением конечного звука или ударения:
N — V 'increase — to in'crease увеличение — увеличивать, use [ju:s] —to use [ju:z] употребление — употреблять
3.Префиксация — образование новых слов с помощью префиксов:
а) re- [ri:] имеет значение повторности:
re + A/N/V recurrent повторяющийся, recast переделка, переработка, to re-read перечитывать
б) со- имеет значение общности:
co+A/N/Vco-existence сосуществование, to co-operate сотрудничать
в) out- имеет значение выхода за пределы чего-л.:
out + A/N/V outstanding выдающийся, outhouse флигель, to outweigh перевешивать
г) over- означает «сверх», «над», «пере-»: over + N overload перегрузка
д) рrе- имеет значение «до», «перед»: pre + N prewar довоенный
е) sub- имеет значение «под»: sub -f- N subsoil подпочва
ж) префиксы с отрицательным значением:
nоn -N/A non-aggression ненападение, non-existent несуществующий
un- + A uncommon необычный
mis- + V misunderstand неправильно понять
il/im/in/ir - + A/N illiterate неграмотный, impossible невозможный, incomplete неполный, irregular нерегулярный
4. Суффиксация — образование новых слов с помощью суффиксов.
а) Словообразовательные модели конкретных существительных, обозначающих профессию, национальность, лицо или производителя действия:
V/R + er/or/ent teacher учитель, elevator элеватор, student студент
N/R + ary/ist/ian revolutionary революционер, artist художник, librarian библиотекарь, Russian русский
б) Модели существительных, обозначающих отвлеченные понятия:
V/R + sion/ation/tion/ssion explosion взрыв, combination соединение, introduction введение, transmission передача
V/A/N + ance/ence/dom/ment/ness/ship/ure/hood appearance внешний вид, difference разница, freedom свобода, payment платеж, darkness темнота, friendship дружба, pressure давление, childhood детство
в) Модели имен прилагательных:
N/R + al/a(i)ble/ful/ic/a(e)nt/ive/ish/y central центральный, breakable ломкий, powerful сильный, patriotic патриотический, distant отдаленный, active активный, Polish польский, icy ледяной
г) Модели числительных:
Num + teen/ty/(e)th fourteen четырнадцать, forty сорок, fourth четвертый, fortieth сороковой
д) Модели наречий:
N + ly namely а именно; А + ly hardly вряд ли
е) Модели глаголов:
R/N/A + ate/ute/ish/(i)fy/ize/en to graduate from окончить вуз, to contribute внести вклад, to finish закончить, to purify очищать, to specialize специализироваться, to harden укреплять, твердеть
ж) Модели причастий:
V + ing/ed studying, played
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Бонк, Н.А., Лукьянова, Н.А. Учебник английского языка. «Де-Конт» - Рыбинский Дом печати», 1996, I ч. – 510 стр., II ч.- 639 стр.
2. Андрианова, Л.Н., Багрова, Н.Ю., Курс английского языка для вечерних и заочных технических вузов.М.:«Высшая школа», 2000, 463 стр.
3. Гузеева, К.А. Справочник по грамматике английского языка, «Союз» г.Санкт-Петербург,2001. - 286 стр.
4. Голицынский Ю.Б. «Грамматика. Сборник упражнений.», «КАРО», 1999, 475 стр.
5. Корнеева Е.А., Баграмова И.В., «Практика английского языка. Сборник упражнений по устной речи.», г. Санкт-Петербург, «Союз», 335 стр.
6. Цветкова И.В., Клепальченко И.А., «Английский язык для школьников, поступающих в ВУЗы и студентов.», «Глосса»,19995, 222 стр.
Дополнительная:
7. Чистик М.Я.,«Английский язык для политехнических ВУЗов»,М:. «Высшая школа», 1988, 351стр.
8. Блинова С.И., Чарекова, Е.П. Практика английского языка. Сборник упражнений по грамматике. Санкт-Петербург: «Издательство Союз», 2000. - 384 стр.
9. Бурова “Практикум по английскому языку. 60 разговорных тем” г. Санкт-Петербург, 2001
10. Raymond, Murphy, Essential Grammar in Use. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
Для успешного выполнения контрольной работы №1 необходимо изучить параграфы 1, 2, 3, 7.1, 7.2, 7.3(1), 7.4(1), 8.1, 8.2, 10, 13 раздела «Грамматический материал».
TEST PAPER 1
Variant 1
I. Прочитайте текст
An English Family.
The Cornfords live in Rugby at 28 Green Street. John Cornford is a rich businessman of about fourty-five. He’s tall and dark. He wears dark suits but at the weekends he wears casual clothes. He usually gets up at six and he never gets back before ten o’clock at night, so he doesn’t see much of his family. He is interested in collecting pictures of horses. At the moment he is traveling in America because he’s opening an office over there next year.
Jane, Mr.Cornford’s wife, is fourty. She is an attractive woman with blond hair and blue eyes. She is kind and gentle, very practical and full of common sense. Jane is a housewife. She looks after the house and the family.
The Cornfords have two children: a son and a daughter. Their son’s name is Steve. He is twenty. He is a clever young man. He works at a design office. He is a very outdoor person – he is a keen sailor and a member of the local yacht club. He plays football sometimes for a Rugby team, but prefers watching the game, either on television or at the local ground. Steve has a number of close friends and a beautiful girl-friend, Pauline by name.
Steve’s sister, Mary, is a lovely, quiet, serious girl. She goes to grammar school. She is a bright girl and does very well at school. Mary reads a lot, she is fond of music.
All the members of the family love and respect each other.
II. Ответьте письменно на вопросы к тексту:
1. What is John Cornford interested in?
2. What does his wife do?
3. How many children do they have?
4. What kind of person is their son Ted?
5. Does Ted’s sister, Mary, work?
III. Найдите а) русские эквиваленты и б) английские эквиваленты следующих слов и выражений:
а) tall, to wear, casual clothes, to be interested in, to wear, to collect, to travel on business, a design office, gentle, a housewife, keen, to prefer, quiet, to be fond of, to respect, attractive, a bright girl
б) интересоваться, команда, яхт-клуб, отличный моряк, работать, заботиться, конструкторское бюро, местный, близкие друзья, хорошо успевать, предпочитать, человек, любящий проводить время в прогулках походах, добрый, практичный
IV. Вставьте нужные предлоги там, где необходимо:
1. John is interested … collecting pictures.
2. His wife looks … the house and the family.
3. He is a member … the local yacht club and often takes part … competitions.
4. Steve has a number … close friends, he likes them … very much.
5. His sister does very well … school.
V. Вставьте подходящие местоимения в нужной форме:
1. She is an attractive woman, … hair is blod.
2. … son’s name is Steve.
3. … has many friends, … friends are very kind.
4. Mary studies well, … marks at school are good.
VI. Раскройте скобки, поставив глагол в нужном времени и правильной форме:
a. He usually (to get) up at six every day.
b. He (to travel) to America at the moment.
c. Jane (to have) two children, a son and a daughter.
d. Their children (to be) serious and clever.
e. Now Steve (to watch) a football game on TV.
f. At this moment Mary (to prepare) for the test.
VII. Напишите данные предложения в страдательном залоге:
ACTIVE | PASSIVE |
1. Jane looks after the house and the family. | 1. The house and the family … |
2. He is opening a new office over their next year. | 2. A new office … |
3. Steve often watches football games on TV. | 3. … |
4. He is repairing his yacht now. | 4. … |
VIII. Переведите предложения с русского языка на английский, используя изученные грамматические структуры:
1. Обычно он идет на работу в девять часов утра.
2. Сейчас он просматривает утреннюю газету.
3. Его сын не учится, он работает в конструкторском бюро.
4. У нее много работы, она очень занята.
5. Сейчас его жена готовит ужин на кухне.