Постановка вопросов в дискуссии

Составной частью любой дискуссии является постановка вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос позволит получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающих, активизировать внимание, направить обсуждение в нужное русло.

Открытые (восполняющие) вопросы подходят для начала дискуссии, формируются в свободной форме, направлены на выяснение новых характеристик явлений, событий; начинаются со слов «как», «где» «когда», «почему», «что»: «Что является условиями сегментирования рынка?»

Закрытыми (уточняющими) вопросами называются вопросы, которые требуют однозначного ответа, часто состоящего из одного слова «да» или «нет». Они направлены на выяснение истинности или ложности высказываний, проверку информации: «Правильно ли Вы сказали, что …?». Однако следует избегать большого количества таких вопросов, так как они уменьшают степень участия отвечающего и напоминают допрос.

Наводящие вопросы служат для того, чтобы подвести участника дискуссии к ответу, который ожидается услышать: «Разве Вы не считаете, что поведение людей является наученным?»

Вопросы с подтекстом препятствуют ответ того человека, которому адресованы, они снимают давление с респондента и переносят его на ответ, находящийся в подтексте: «Вы согласны, что спрос на потребительские товары зависит от состава семьи и возраста ее членов?»

Возвратные вопросы используются для того, чтобы показать понимание, продемонстрировать вовлеченность в беседу, поддержать ее ход: «Вы сказали, что эту проблему нельзя решить?».

Тренировочные вопросы содействуют заинтересованности, направляют ее активность, усиливают вовлеченность в работу, поощряют мышление: «Кто же, хотя бы изредка, не сталкивался с проблемой взаимодействия людей в коллективе?».

Возможные проблемы, возникающие при

Проведении дискуссий

При организации и проведении дискуссий могут возникнуть определенные проблемы.

1 Перевод дискуссии на иную, не менее актуальную для ее участников тему.

Поскольку поощряется генерирование любых идей, участвующие в дискуссии часто уходят от поставленной проблемы. Поэтому в начале работы следует зафиксировать тему дискуссии письменно (на доске, плакате, в раздаточном материале), четко определить тему, предмет и условия дискуссии, делать промежуточные обобщения.

2 Чрезмерная активность отдельных участников дискуссии.

При обмене мнениями следует следить за тем, чтобы никто из участников не монополизировал дискуссию, чтобы каждый из желающих смог внести свой вклад.

Если приводимые доводы становятся расплывчатыми, можно попросить у говорящего разъяснений тех моментов, которые обозначены только поверхностно. Возможно письменное изложение мнений участников.

Особо активным участникам можно поручить подготовить и высказать свое мнение при проведении итогов дискуссии.

3. Пассивность участников.

Причиной этого может быть неактуальность обсуждаемой проблемы, пессимистический настрой аудитории относительно возможных вариантов выхода из нее. Отсутствие соответствующей подготовки может вызвать страх оказаться несостоятельными, что также снижает творческую активность.

Для активизации дискуссии следует поощрять неожиданные, неординарные суждения, представляющие противоположные точки зрения, что создает ситуацию эмоционального напряжения, стимулирующего творческое воображение, мышление участников дискуссии.

Следует показать значимость и полезность обсуждаемой темы для всех участников, ориентировать на принятие группового решения. Особо пассивных можно попросить привести в качестве примеров несколько фактов, показать их значимость для дискуссии.

1. Сильная зависимость некоторых участников от группы.

Качество дискуссии в значительной степени определяется глубиной знаний, опытом; поэтому следует уделить внимание подбору участников с приблизительно равными способностями. Снижает зависимость от группы использование письменной дискуссии. Вместе с тем отдельные участники могут занять неверную позицию. Конечно, дискуссия дает возможность убедить кого-либо взглянуть на проблему по-новому; возможно также укрепление участников в своих убеждениях.

2.Взаимные обвинения участников.

Слишком острый характер дискуссии возможен, если обсуждаемая проблема касается жизненных принципов участников, их личных переживаний.Чтобы спор не вышел за рамки дискуссий, следует подводить итог рассуждениям всех сторон, обсудить сходства и различия позиций.

3. Нарушение режима времени.

Оно может возникнуть, если ведущий дискуссию увлечется и поддержит навязанный кем-либо из участников темы. Поэтому следует четко определить время темы на обсуждение каждого вопроса либо назначить «хранителя времени» из участников работы.

Одно из главных значений дискуссии – побуждение участников задуматься над темой, осуществление пересмотра своих убеждений и представлений, уточнение и определение своей позиции, умение аргументировано отстаивать собственную точку зрения, осознавать право другого иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, и в то же время быть индивидуальностью.

Наши рекомендации