Английская поэзия конца XIX века (поэты-викторианцы)
"45Викторианские поэты". Викторианская эпоха (1837-1901)- время правления королевы Виктории. Невозможно жестко ограничить это явление литературы.
После эпохи романтизма, отмеченной расцветом поэзии, этот вид литературного творчества приходит в упадок. Появление отдельных даровитых поэтов не меняет общего положения, обусловленного тем, что весь строй жизни, созданный буржуазией, оказался неблагоприятным для поэтического творчества.
Рассматривая развитие английской поэзии периода после романтизма, мы видим, что в ней получили отражение идейные процессы, общие для всей литературы столетия.
Утверждение реализма в романе привело к стремлению создать и поэзию, свободную от субъективизма. Эта тенденция получила выражение в творчестве Теннисона, Р. Браунинга и Э. Баррет-Браунинг. Романтическая поэзия была в преобладающей степени субъективной в том смысле, что личность поэта всегда занимала в ней большое место и лирический герой этой поэзии был идеализированным образом самого автора. Викторианские поэты, хотя они и отдали дань лиризму и субъективности, стремились создать поэзию позитивистски-объективного характера. В их творчестве значительное место занимают описания, они создают большие повествовательные поэмы, наконец, лирический герой в этой поэзии не обязательно близок к автору; во многих произведениях Теннисона и Браунинга даны образы людей, нарисованные как бы со стороны.
Поэзия Теннисона и Браунинга не столько выражала лирические эмоции, сколько стремилась сформулировать новое мировоззрение, выросшее на почве буржуазного общества. В ней встречаются пространные философско-этические рассуждения, в ряде случаев она имеет отвлечённый морально-аллегорический характер.
Наконец, если романтическая поэзия в достаточно непосредственной форме выражала эмоциональную настроенность её творцов, то викторианские поэты взамен этого стремились к воспроизведению различных душевных состояний человека и к анализу его переживаний
Знамением кризиса буржуазного искусства в тогдашней Англии была в основном и деятельность группы поэтов, объединившихся в так называемое "Прерафаэлитское братство". Объединение прерафаэлитов произошло на основе общего несогласия с установившимися формами в буржуазном искусстве "викторианского века".
Поднимая бунт против буржуазно-апологетического искусства, прерафаэлиты - Д. Г. Россетти, Г. Гент, Дж. Э. Милле, В. Моррис и другие - противопоставляли ему искусство мастеров раннего итальянского Возрождения - Джотто, Фра Анджелико, Ботичелли; образцом поэта ими был объявлен Джон Китс. В 1850 г. вышел первый номер органа прерафаэлитов журнала "Росток", в котором была напечатана программная повесть-аллегория Россетти "Рука и душа". Автор развивал здесь мысль, что истинный художник должен писать не только "рукой", но и "душой". "Рукой" - т. е. с полным совершенством техники воссоздавая образы мира, следуя лишь природе, отвергая все условное; "душой" - т. е. ища во внешнем мире созвучие внутреннему миру творца, сокрытой в нем
тайне.
Поэты данного направления односторонне воспринимали поэзию Китса, видя только ее эстетские черты. Один из преемников декадентской линии прерафаэлитского движения, О. Уайльд точно подметил, почему не к традициям революционного романтизма, не к творчеству Байрона или Шелли, а к творчеству Китса обратились прерафаэлиты, во многом искажая его смысл: именно Китс - чистый и безмятежный художник; так ясны и тихи его созерцания, так полно он владеет собой, так верно постигает красоту, так чувствует самодовлеющую сущность поэзии! - Да, он несомненно предтеча прерафаэлитской школы".
Прерафаэлиты, выразившие реакционно-романтический протест против викторианской Англии, вместе с тем проложили пути декадентскому искусству конца века. При всем видимом бунтарстве деятельность прерафаэлитов также свидетельствовала о деградации буржуазного искусства в Англии второй половины XIX столетия.
46 Альфред Теннисон (1809—1892) —. самый известный поэт "викторианской" Англии, и самый глубокий представитель идей и ценностей этой эпохи. Имел почётное звание поэта-лауреата. Принял пэрство от королевы Виктории, его горячей поклонницы, что сделало Теннисона лордом. Основу его творчества составляли исторические и философские поэмы
Характерные особенности всей поэзии Теннисона: консерватизм идеализация действительности. В целом, основные мотивы его поэзии перекликаются с настроением Викторианской эпохи. Темы эпохи становятся темами его поэзии. Он воспевает патриархальные нравы прошлого.
Сюжеты своих произведений он черпает из мировых преданий и легенд. Вершиной поэтического творчества Теннисона были «Королевские идиллии», в которых происходит артуровское возрождение. Она представляла собой серию из 12 поэтических рассказов на сюжеты легенд о короле Артуре и рыцарей Круглого стола. 3 группы по 4 поэмы. Если первые 4 возникновения и становление королевства Артура, срединные 4рассвет королевства, то последняя группа смерть Артура и распад королевства. Теннисон трактовал средневековые легенды в духе современной викторианской морали. Главная тема - викторианские семейные ценности. Если эти ценности нарушены в самом королевском замке (история любви Ланселота к Джиневре) Это и служит распаду королевства. Наивысшую верность королю проявляют люди, которые просто верят и не задают вопросов. Это и есть истинная вера, любовь и доблесть. Любопытно отметить что, хотя Теннисон не посягал на мещанские идеалы викторианской буржуазии, королева Виктория считала, что уже сама тематика «Королевских идиллий» является «фривольной».
Биография накладывается на творчество Теннисона. В Кембридже он дружил с талантливым студентом Артуром Хэллом, который был помолвлен с сестрой Теннисона. Его смерть стала для поэта ударом. С этого момента в его творчестве звучит тема Артура. Другого Артура. В Артуровском цикле, Артур идеальный король и воевода, а черты его схожи с Артуром Хэлом.
Он неоднократно касался общественных вопросов. Теннисон открыто заявлял о своём консерватизме и враждебности к революционным движениям. Он выступал в качестве сторонника медленной и постепенной эволюции, считая, однако, что эта эволюция ни в коей мере не должна затронуть основу собственнического общества.
В поэме «Принцесса» (The Princess, 1847) Теннисом коснулся женского вопроса, трактуя его на средневековом романтическом сюжете. Поэт, в сущности, выступил против женской эмансипации.
Секрет популярности- он обращается к ценностям, близким всем англичанам викторианской эпохи. Например. Баллада «Леди Клер» сюжет баллады: главная героиня (лирич) радуется завтрашней свадьбе с лордом Рональдом, ей портит настроение горничная, которая рассказывает, что Клер её дочь. Клер переодевается в костюм простолюдинки чтобы рассказать своему жениху о своём происхождении. Лорд говорит, что ему всё равно, что она больше не является владелицей всех земель. Это наглядное подтверждение подлинному благородству сословия. Мы видим, как состояние лир. Героя перекликается с природой. Лучшие свойства поэзии Теннисона : глубокий лиризм, чутье природы, уменье воссоздавать все особенные чары спокойного английского пейзажа, описывать английскую жизнь во всех её видах, как замки баронов, так и избы крестьян. Сентиментальная по своему характеру, поэзия Теннисона отличается музыкальностью и живописностью. Консервативные, охранительные тенденции обеспечили поэзии Теннисона популярность у буржуазного читателя.
Его последним стихотворением было «Crossing the Bar» — религиозные строфы, говорившие о примирении со смертью; переложенные на музыку, они были исполнены в день его похорон, где он погребён в «уголке поэтов
Роберт Браунинг
(1812-1889 )поэт викторианской эпохи. Сын банкира, который получил хорошее домашнее воспитание, с детства решил посвятить себя поэтической деятельности. В отличие от Теннисона, он не сразу завоевал признание, ибо стихи его отличались усложнённостью. Женился на поэтессе Элизабет Баррет и до конца жизни жил главным образом в Италии.
С наибольшей силой поэтическое дарование Браунинга проявилось в жанре созданного им «драматического монолога», который подразумевает драматическое действие, сложную гамму чувств и философских размышлений. В момент душевного кризиса высказываются сокровенные мысли, выявляется персонаж и его внутренний мир. Своих персонажей он заимствует из эпохи Средневековья или эпохи Возрождения. В своём анализе переживаний героев Браунинг проявил себя вдумчивым психологом. Вместе с тем ему удалось найти интересные формы для показа характера людей самого различного психического склада. Он запечатлевал эмоциональный мир своих героев, избегая оценки их поведения и предоставляя читателю самому определить свое отношение к ним.
Он показывает в неприкрашенном виде хищных и жадных прелатов церкви, властолюбивых жестоких феодальных князей; предоставляя им слово, он заставляет их обнажать перед читателями темные страсти, владеющие их душой. Так, в монологе "Покойная герцогиня" овдовевший герцог постепенно признается в том, что убил свою красавицу-жену, заподозрив ее в любви к
художнику, написавшему ее портрет.
В монологе "Епископ заказывает себе гробницу в церкви святой Пракседы" в бессвязных словах умирающего епископа раскрывается надменная, алчная и завистливая натура себялюбца, призывающего на помощь искусство ваятелей, чтобы и могила его служила посрамлению его врагов.
В произведении «Монологе испанского монастыря» безымянный монах необъяснимо ненавидит брата Лоренцо. Мы видем котраст между предполагаемой атмосферой благочестивости и жестокой реальностью. ( Души не видно, виден лишь сгусток неависти).
Одним из наиболее характерных произведений Браунинга, где последовательно выразились его моральные и эстетические взгляды, была драма "Пиппа проходит" (1841). (Пиппа сама не осознаёт своей миссии. Она является символом самосовершенствования жизни) Это, собственно, четыре одноактные пьесы, объединенные общим замыслом и фигурой героини, скромной итальянской работницы Пиппы. Образ Пиппы приобретает у Браунинга символический смысл, становясь воплощением стихийного доброго начала. Раз в году, в свой единственный праздничный день, Пиппа, напевая, бродит по городу, и ее
бесхитростные песенки, распутывают самые сложные жизненные конфликты. При этом победа добра над злом происходит в драме Браунинга крайне легко и схематично. Под влиянием благодетельного пения Пиппы, Оттима и Сибальд раскаиваются в страсти, приведшей их к преступлению; архиепископ, запутавшийся в собственных кознях и лжи, не совершает бесчестного, но выгодного для него поступка; художник Джулио примиряется с женой, которую хотел покинуть, узнав о ее темном прошлом; революционер Луиджи, преодолевая свои колебания и сомнения, принимает твердое решение убить тирана, угнетателя страны.
«О том, как доставили добрую весть из Гента в Аахен" В чем заключалась весть мы не узнаём, зато, интересен душевный подъём главного героя. Мы понимаем, что весть несёт в себе глобальные перемены. Часто автор концентрируется не на сюжете а на эмоциях и состоянии души главных героев.
Браунинга увлекала задача поэтического -.изображения духовного мира людей, их страстей и мыслей. Его привлекали сильные характеры и большие страсти.
Браунинг избегал острых социальных проблем, а если и обращался к ним, то трактовал их в морально-этическом плане, всячески подтверждая необходимость примирения противоречий.