Эволюция преданий о короле Артуре и рыцарях круглого стола.
Галльфрид Монмутский придумал короля Лира, он родоначальник артурологии (сначала во Франции потом в Британии)
-политический момент
-история любви
-мудрые советы Мерлина (мистический момент)
-тема святого Грааля (христианский элемент)
Гальфред придаёт Артуру исторический статус, но был ли он в действительности? Артур-Карл Великий. В исторических хрониках Артур появляется ещё в 9В. Монах Кений упоминает Артура как выдающегося героя, но не короля. Упоминание об Артуре в 9 веке(роберт Ваас, пявляется круглый стол. В начале 6 века появляется мода на имя Артур. Кельтское общество подменяется обществом куртуазным. Чувствуется золотой век в истории Британии - именно в Камелоте царят справедливость и торжествуют рыцарские идеалы. Неизвестно существовал ли Камелот, многие историки сходятся, что естественно существовал прообраз. Британский вождь Артур и его дружина «никогда не существовали и никогда не был построен, и тем не менее построен навечно». В 20В. Миф разрабатывался с самых разных позиций, с политической - возникала необходимость в неком централизующем мире.
Могила Артура обнаружена в аббатстве Гластенбери1190г. На могиле надпись - Здесь лежит Артур-король былого и предыдущего.» В цикл романов о рыцарях Круглого Стола входил и рассказ о Святом Граале, который оберегает на суде и в битве, он светится и витает в воздухе, отделяет праведников от грешников, питает и исцеляет, что впервые обнаружилось во время заточения Иосифа Аримафейского. Эта черта, играющая важную роль в легендах, сближает Святой Грааль с мифологическими символами изобилия (в греческой мифологии это рог Амалфеи, в мифах и ритуалах кельтов это котел), а также с таинствами причащения "как хлеба ангелов" и манны небесной.
Исконную древность первоначальных сказаний о Граале найти теперь довольно трудно, а в средневековой рыцарской литературе мотив Грааля начинает возникать в конце XII века. В романе поэта Вольфрама фон Эшенбаха "Парцифаль" Святой Грааль - это не чаша, а камень, привнесенный ангелами на землю и обладающий чудесной силой.
Обладание Святым Граалем всегда считалось заветной мечтой многих рыцарских орденов. Рыцари Круглого стола, тамплиеры, тевтонские рыцари - все они безуспешно занимались поисками этого мистического сосуда, чтобы овладеть тончайшими энергиями.
Одно из первых стихотворных произведений об Артуре и Граале — роман–хроника "Брут" — создал в 1155 году французский трубадур Вас, живший при дворе английских королей. Здесь нет упоминания о волшебном кубке, но считается, что именно популярный "Брут" положил начало развитию рыцарского романа в Европе. К середине XIII века было невообразимое множество посвященных Граалю текстов. Сказания цикла Гpааля позднее оказали огромное влияние на культуру. Про один из романов этой серии — знаменитую "Смерть Артура"(1469) Томаса Мэлори — секретарь королевы Елизаветы I с возмущением отзывался: "Эта книга изгоняет из покоев государей Библию!"
Рыцарские романы Артура вобрали тематику войны, турниров, магию, любовь. Особое значение для дальнейшего развития средневековой литературы имела “История бриттов”(1132— 1137) Гальфрида Монмаугского, содержащая наиболее раннюю обработку кельтских легенд о короле Артуре, которые несколько позднее станут достоянием других европейских литератур. В многотомной “Истории бриттов” впервые появляются образы короля Артура, волшебника Мерлина, феи Морганы, королевы Гвиневры и отважных рыцарей, которые займут столь важное место в рыцарской поэзии на французском и английском языках. Отсюда берут свое начало романы артуровского цикла. Здесь впервые двор короля бриттов изображен как центр доблестного рыцарства, воплощающего идеалы благородства, а полулегендарный Артур показан мудрым и могучим правителем. Гальфрид Монмаутский сделал первую литературную обработку легенды о короле Лире и его дочерях. В конце XII в. появился труд Гальфрида Англичанина о правилах стихосложения , представляющей интерес как ранний образец трактата об основах поэтического искусства.
На латинском языке в XII—XIII вв. создаются также произведения сатирического характера. К их числу относятся пятитомные сочинения Вальтера Мапа “О забавных разговорах придворных”. Мап использовал в своей книге и пересказы произведений фольклорного характера (легенды, саги, песни). Всё начинается с Бутта, короля Бригов (распространённый миф у англичан, кот вели свою историю от древних троянцев.12-13 век расцвет рыцарского романа, куртуазная любовь. Идеалы феодального общества получили свое отражение и в рыцарском романе. На английском языке первые рыцарские романы появились в XIII в. В конце XIV в. создан наиболее известный английский рыцарский роман “Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь”. Героями этого поэтического произведения являются рыцари, превыше всего ставящие свою честь и рыцарское достоинство. Таков король Артур и его приближенные, таков и появляющийся однажды при дворе Артура таинственный Зеленый рыцарь. Источником повестей о короле Артуре явились кельтские легенды. Полулегендарный персонаж стал героем многих средневековых преданий. Образ короля Артура объединил большой цикл рыцарских романов, трансформируясь и изменяясь в различные исторические эпохи.
На основе легенд о короле Артуре созданы романы “Артур”, “Артур и Мерлин” , “Ланселот Озерный” и др. Предания о его подвигах были популярны не только в рыцарской, но и в народной среде. Существовало поверье, что король Артур восстанет из гробницы и вернется на землю.
C легендами о короле Артуре и его рыцарях связаны сюжеты многих французских и английских романов. Наряду с рыцарями действуют волшебник Мерлин и фея Моргана. Сказочный элемент придает особую занимательность повествованию.
Перекликаясь в сюжетном отношении с французскими рыцарскими романами, английские романы артуровского цикла имеют свои особенности. Французским романам свойственна большая изысканность; тема куртуазной любви занимает в них основное место и разработана с особой тщательностью. В английских вариантах при разработке аналогичных сюжетов сохраняются эпическое и героическое начала, характерные для легенд, послуживших источниками их создания; в гораздо большей степени передано ощущение реальной жизни с ее жестокостью, грубыми нравами, с ее драматизмом. В 60-х годах XV в. Томас Мэлори (1417— 1471) собрал, систематизировал и обработал романы артуровского цикла. Он пересказал их содержание в книге “Смерть Артура” (1469), которая в 1485 г. была напечатана издателем Кэкстоном и сразу же стала популярной. Книга Мэлори — наиболее значительное произведение английской художественной прозы XV в. Свободно обращаясь с источниками, сокращая длинноты, умело комбинируя занимательные приключения, привнося многое от себя, Мэлори великолепно передает дух куртуазных рыцарских романов. Он увлекательно излагает историю жизни и подвигов короля Артура и его рыцарей, объединяя в своей книге то лучшее, что было свойственно и французским, и английским рыцарским романам.
20 в.—попытки интерпретировать артур легенды с точки зрения женской психологии (М.З. Брэдли, Р Стклифф). Т. Уайт «Король былого и грядущего», идеи поцефизма и гуманизма. Марк Твен—пародия на викторианские ценности, высмеивает не только артур, но и современный мир. « Янки из Коннектикута при дворе кор Артура». Современный мир лучше. Ближе к середине 20 в. в артурологию включаются женщины. Мэри Стюарт –4 романа—переработка артур легенд. Точный исторический фон, связующее звено между историческим средневековьем и современностью—образ главного героя Мерлина, кот опережает своё время—гуманист 20 в. У писательниц-женщин—смещение акцентов—передают персонажей с т. зрения женского взгляда. М. Брэдли «Туманы Авалона»—артур предания рассказываются с т.зр. сестры Артура. Моргана представлена как зрелая колдунья. Противостояние мира языческого—оплот древней мудрости, и христианского. Мир христианский—нечто ограниченное, непривлекательное, зачёркивает древнюю мудрость. Мифический Камелот Артура—не национальная столица, а дом Артура. А—единственный правитель. Проекция одного мифического героя на пространство и время.