Принципы разработки учебного мультимедийного комплекса

Центральным предметом психолого-педагогических исследований в последние годы стала проблема разработки и внедрения педагогических технологий, так как именно в этой области встречаются взаимные интересы теории и практики воспитания и обучения. Конструирование и реализация педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе требуют разработки практических рекомендаций для их использования в общеобразовательной школе. Однако такие рекомендации являются результатом соответствующих теоретических и экспериментальных исследований.

Необходимо изменить традиционные представления об основных функциях школьного учебного проекта: современные учебные проекты должны помимо текста включать в себя ссылки на web–источники, мультимедийные программы и т.д.

Эффективность использования современных образовательных технологий определяет результат, полученный в процессе обучения и воспитания. Сегодня становится актуальной новая парадигма образования: ученик - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) – учитель. Решить проблему адаптации школьников к современному миру, реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях помогают новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволяет изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях [6].

Мы считаем, что при разработке учебного мультимедийного комплекса необходимо опираться на основные дидактические принципы педагогики, такие как научность, наглядность, сознательность, самостоятельность в обучении иностранных языков и прочность усвоения знаний, и развитие познавательных интересов учащихся, единство педагогического и компьютерного обучения и другие. Мы будем рассматривать только те принципы, которые связаны с использованием информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных языков.

Развитие и совершенствование образования приводят к тому, что преподаватель должен реализовать некий системный подход при создании мультимедийной технологии обучения. При этом следует различать такие понятия, как «электронный курс» (ЭК) и «учебный мультимедийный комплекс».

Назначение электронного курса - обеспечивать информационное сопровождение обучающегося при изучении конкретного предмета. Структура электронного курса достаточно проста и состоит из модулей, встроенных в учебник (учебное пособие, курс лекций) по дисциплине. Это электронное издание условно можно разделить на три части.

Первая часть включает теоретические материалы:

· электронный учебник - предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала, представленного в виде гипертекста. Весь текст разбит на мелкие структурные единицы, что предоставляет возможность прямой и обратной навигации между ними, главами и параграфами. К темам Е-учебника "подшита" законодательная база данных;

· иллюстрации - рисунки, слайды, графики, таблицы и диаграммы. Они дополняют материалы Е-учебника, способствуют повышению интереса к обучению, позволяя выбрать ту или иную форму представления учебной информации;

· резюме - краткие выводы по теме (главе) учебного курса. Выводы представлены как в форме текста, так и в звуковом формате.

Вторая часть содержит модули для оценки и проверки знаний:

· тесты, которые, как правило, группируются по темам или главам Е-учебника. Обучаемым предоставляется возможность с помощью гиперссылок ознакомиться с правильными ответами на эти тесты;

· задачи, как и тесты, компонуются по темам или главам. Имеется возможность проверить ход решения задач и ответы на них.

Третья часть носит информационно-справочный характер:

· законодательная база – содержит электронные тексты кодексов, постановлений, решений и иных нормативных правовых актов. В каждом из этих источников сделаны закладки по разделам, главам и статьям, на которые имеются ссылки в рассмотренных выше блоках;

· глоссарий – словарь узкоспециализированных терминов по данной дисциплине с их толкованием. (Также это может быть словник и словарь более широкого профиля с комментариями и примерами).

Структура учебного мультимедийного комплекса значительно шире. Она кроме модулей электронного курса дополнительно включает:

· организационно-методические документы- образовательные стандарты, рабочие программы, тематический учебно - производственный план, расписание консультаций и т. п.;

· презентации лекций, в которых используются: текст, графика, фотографии, анимация, звуковые эффекты, ресурсы интернет. Работая с материалами, можно перемещаться по гипертекстовым связям, прослушать звуковые обзоры, прочитать статьи и т.д.;

· проверка знаний, которая осуществляется с помощью программ тестирования, автоматизированного приема зачетов и экзаменов;

· специализированный сайт, работа с которым позволяет оперативно актуализировать и дополнять методические материалы, помещать текущую информацию по учебной дисциплине, оповещать обучающихся об организации учебного процесса, проводить консультирование в рамках дисциплины и др. В состав сайта также включаются индивидуальные web-страницы преподавателей [18].

Разработка учебного мультимедийного комплекса ведется с учетом следующих принципиальных требований:

· ориентация содержания на материал, связанная с примерной программой общего курса;

· опора на различные учебные пособия, при возможности обучаемого определить основные учебники; визуализация основных моментов содержания курса с помощью наглядных, легко обозримых и запоминающихся логико-структурных схем и вспомогательного иллюстративного материала, такого как графики, анимационные сюжеты и др., сопровождаемые максимально лаконичными надписями;

· обеспечение возможности использования визуальных материалов как в индивидуальной работе обучаемого, так и при коллективном обучении, практических занятий;

· применение звукового лекционного сопровождения, позволяющего вместе с использованием визуальных средств избежать чтения длинных текстов с экрана компьютера и создать своего рода эффект присутствия;

· использование интерактивных учебных заданий, нацеленных на закрепление изучаемого материала и его лучшее понимание, рубежных и итоговых контрольных заданий;

· предоставление обучаемому текстовых учебных и учебно-вспомогательных материалов в виде гипертекста с целью эффективного справочно-информационного обслуживания в процессе работы с электронным учебником [28].

Для того чтобы облегчить вхождение учащихся в новую и непривычную для них систему мультимедиа, при создании учебного мультимедийного комплекса, М. Морозов предлагает использовать авторскую систему ЛЕКТОР-ММ, разработанная в Марийском государственном техническом университете [34, c.792].

Основанная на сценарной парадигме, эта авторская система позволяет сосредоточиться на использовании выразительных средств для визуализации представления учебного материала, решения проблемы, связанные с навигацией, применение встроенных средств презентационного проекта системы. Благодаря этому, учащие смогут избежать сложных вопросов построения систем и реализации навигации структур учебного мультимедийного комплекса [19].

Благодаря проведенному исследованию Егорова Ю.Н. выяснила, что главные трудности у учителей в школе и у самих учащихся возникли не в обучении навыками создания базовых элементов учебного мультимедийного комплекса и даже не в освоении современной авторской системы. Сложным было обучить преобразованию информации в учебную мультимедийную комплексную структуру и современным методам навигации в гиперпространстве. Учебный мультимедийный комплекс не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда учащиеся дополняют друг друга. Некоторые из учащихся на уроке английского языка ориентируются на текст и на графику, в то время как другие ориентируются на звук, анимации и видео.

Для проведения подобной работы на уроке английского языка, были предложены задания следующего типа:

· сформулировать свои цели при изучении иностранного языка;

· вспомнить основные трудности при изучении иностранного языка и способы, которыми их можно преодолеть;

· предложить схему для решения задач на каждом уроке иностранного языка.

Для того чтобы повысить внимательность учеников на уроке английского языка, с использованием учебного мультимедийного комплекса показывающего, что на всех этапах уроках английского языка преимущество в организации внимания учащихся имеет мультимедийная подача знаний. И при этом повышается динамика внимания учеников на уроке. Долгое время в силу ограниченных технических возможностей компьютеров, было возможно только качественное отображение текста и графики, а для самих разработчиков книга служила удобным и привычным способом изложения материала. С ростом производительности компьютеров появилась возможность использования более мощных выразительных средств, таких как трехмерная графика и виртуальная реальность. Главная идея, положенная в реализацию мультимедийных представлений, которые были использованы при обучении, заключается в том, что экран компьютера не представление книжной страницы, а «окно в новый мир. Новый мир – это трехмерный мир, где все информационные объекты имеют свои формы и поведение. Поведение каждого объекта определяется как его внешним видом, так и функциональным назначением» [34, c.792].

На протяжении нескольких лет в экспериментальной школе №18 в городе Йошкар-Ола с 1995 года Ю.Н. Егорова, совместно с Лабораторией систем мультимедиа МарГТУ проводят факультативные занятия по предмету «Мультимедиа-Гипермедиа». Экспериментальное исследование выявило некоторую специфику запоминания и динамики сохранения и воспроизведения вербального и мультимедийного материала. Одна и та же учебная тема изучалась в одной группе традиционным способом, с использованием учебника, а в другой с использованием средств учебного мультимедийного комплекса. Воспроизведение через год показало, что по изученной теме смогли что-то вспомнить лишь ученики, работающие со средствами мультимедиа. Сначала они утверждали, что не только ничего не помнят из прошлогодней темы, но даже из того, что учат сейчас, все забывают. Когда им напомнили о том, что они работали над данным материалом с использованием мультимедиа, то напряженно вспоминая, многие смогли, правда, частично, восстановить до 60% всех конкретных образцов. Эти наблюдения позволяют предположить, что представление материала с использованием мультимедиа имеет определенное преимущество, включая в систему запоминания образную и эмоциональную память, в которой материал сохраняется дольше, чем в словесно-логической .

По мнению Ю.Н. Егоровой, для восприятия учебной информации, ее обдумывания необходима активность ученика. Мышление требует, прежде всего, внутренней личностной активности, удивления благодаря которому начинается мышление. Чтобы мыслить, ученик должен принять проблему, пережить ее как практически нужную для себя, эмоционально значимую. Побудить ученика решить познавательную задачу можно лишь при условии, если она окажется личностно значимой для него. Все это можно реализовать при использовании учебного мультимедийного комплекса на уроках иностранных языков [19].

Многие отечественные ученые, такие как Ю. Н. Егорова, М.Н. Морозов и другие считают, что обучение начинается с работы над проектом, с решения реальной проблемы. Индивидуальное творчество учеников в процессе обучения переходит в непосредственную творческую деятельность. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. По их мнению, благодаря когнитивным способностям (эмоциональное-образное, логическое, смысловое видение, разноплановое видение, способности задавать вопросы, высказывать прогнозы, формулировать гипотезы, конструировать правила, создавать символы, знаки) ученики выстраивают индивидуальную траекторию по изучению данного предмета. Таким образом, мультимедиа является средством повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе, так как она дает возможность учащимся и учителю вести самостоятельный научный поиск и делать собственные научные открытия.

Для того чтобы расширить метод учебного мультимедийного комплекса В.А. Стародубцев, разработал специальные электронные учебные пособия двух типов.

Первый тип пособий, обычно называемый АУК АОС автоматизированный обучающий курс (обучающая система)- отличается тем, что в нем переход к новому разделу происходить (разрешается) только после набора вполне определенной сумме баллов оценки в квалификационном тестировании пользователя (рубежное тестирование).

Во втором типе электронных учебных пособий (далее ЭУП) тестирование, в основном играет роль самоконтроля или тренировки, поскольку рубежное и аттестационное тестирование в системе открытого дистанционного образования предусматривает создание специализированного программного обеспечения-адаптавной системы тестирования (АСТ). Тем не менее, возможно создание электронных обучающих систем, адаптирующихся к уровню достижений пользователя – это самые сложные по программному и методическому обеспечению электронные учебные пособия [48].

Как указывалось выше, мультимедийные обучающие программы позволяют соединить текстовые файлы, графические и анимационные характеры с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики и принцип наглядности.

При организации учебного процесса с использованием мультимедийных обучающих программ очень важным фактором является подбор профессионального программного обеспечения для учебного мультимедийного комплекса. B. Dahmer утверждает, что «программное обеспечение к мультимедийным аппаратным средствам, что бензин для автомобиля. Программное обеспечение делает аппаратные средства управляемыми. Без него аппаратные средства в профессиональном образовании становятся практически бесполезными» [57, c.47]. Этот факт делает выбор программного обеспечения очень важным, так как характеристики мультимедийных обучающих программ должны быть подобраны в соответствии не только с елями и задачами обучения, но и с индивидуальными особенностями учащихся [16, c.121].

Выбрать подходящее программное обеспечение не так просто, как может показаться, ведь каждый день выходить в свет все больше обучающих программ. E.C. DeLaurentis, перечисляет следующие критерии для оценки мультимедийных обучающих программ с точки зрения их применения в средней школе и высшей учебной заведении:

· соответствие целям и задачам профессионального образования;

· учет уровня знаний, умений и навыков учащихся;

· возможность самостоятельной работы;

· наличие обратной связи (интерактивность);

· наличие навигационных инструментальных средств (ссылки на текстовые, аудио и видео файлы и т.д.);

· с точки зрения программирования - понятый интерфейс, качественная графика, правильная конфигурация программы [58].

Для учебного мультимедийного комплекса, мы выбрали электронный курс «Face2face Intermediate», разработанный специалистами университета Кембридж. Данные мультимедийные обучающие программы отвечают вышеуказанным критериям и следующим требованиям, обусловленным использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовательных учреждений:

1) Дидактическим:

· развитие интеллектуального потенциала обучаемого и формирование необходимых компетенций;

· интерактивность обучения;

· реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации;

· адаптивность к индивидуальным возможностям обучаемого;

· системность и структурно-функциональная связанность представления учебного материала;

· обеспечение полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения;

2) Методическим:

Методические требования к данным программам предполагают учет

своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на которые рассчитаны программы, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования ее закономерностей, возможностей реализации современных методов обработки информации. Мультимедийные обучающие программы «Face2face Intermediate» удовлетворяют нижеследующим методическим требованиям:

· представляют учебный материал с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления;

· отражают систему терминов учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка;

· предоставляют обучаемому возможности выполнения разнообразных контролируемых тренировочных действий;

3) Психологическим:

Выделяют ряд психологических требований к разработке и использованию мультимедийных обучающих программ, влияющих на успешность и качество их создания:

· последовательный учет психолингвистических основ обучения,

т.е. специфических особенностей формирования иноязычной речевой деятельности;

· учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей студентов, уровень развития их речевых умений на иностранном языке;

· поддержка положительной мотивации к изучаемому материалу;

· формирование профессионального интереса в условиях коллективной и самостоятельной работы [24].

Наши рекомендации