Песня русских скаутов-разведчиков.
Песня, как таковая, есть душа народа. Русский народ поет песню и в горе и в радости.
Разведчики тоже поют песни и свои, и народные и военные. В скаутских песнях, как в зеркале, отражаются идеалы, вера, надежда, мечты и дух скаутской Организации.
В песне раскрываются все тайники человеческой души, самое сокровенное... В наших песнях нет лжи.
Тема о России, в наших песнях, самая популярная. И этих песен слишком много...
Кто сочинил эта чудные, проникновенные песни? Кто их переложил на музыку? Ответить очень трудно, как и на вопрос о том, где начался ветер игривый, или куда летят искры скаутских костров!?
Песня украшает разведческие костры и поднимает скаутский дух; песня помогает преодолевать усталость в походе; песня облегчает работу на лагерной кухне...
Песня, в жизни и воспитании разведчика, занимает большое и почетное место, являясь идеологическим фоном, на котором воспитывается, растет и крепнет наша молодая смена.
РУССКАЯ ПЕСНЯ. В настоящее время мы охвачены великой опасностью - денационализацией. Наше нынешнее поколение почти целиком уходит в быт чужеземной жизни и теряет свой лик, свой русский корень. Сохранить этот лик русской молодежи - долг старшего поколения, верного своей исторической Русской Земле. На эту тему написано много интересных статей и солидных очерков, но мы остановимся на «мелочах». Эти «мелочи» наши русские песни. Как это не странно, но именно русские песни, в нашей русской судьбе, могут сыграть не последнюю роль.
Россия богата песнями. Русская музыка занимает почетное место в мировой культуре. То, что русский человек не мог, не хотел, или не смел высказать словами речи - он выражал в песне.
Русская песня, благодаря ее мелодичности, глубокой народности, красочной формулировке характерного русского отношения к проблемам жизни, одно из наиболее мощных средств национального воспитания.
Заселять молодую душу русскими мелодиями - это первый шаг к национализации нашей жизни. Отсюда великое значение русского хора - церковного и светского.
РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ. Разучивание песни следует начинать с ее показа (исполнения) перед разведчиками.
Как показывает опыт, бывает убедительнее, если исполняет песню сам вожак, хотя бы и не обладающий хорошим «певческим» голосом. Но можно пригласить для этой цели специалиста. При показе надо исполнять песню так, чтобы разведчики уловили ее мелодию, поняли содержание песни, почувствовали характер исполняемого произведения.
Если песня маршевая, то петь ее надо, как марш, если песня лирическая, напевная, то и петь её следует также напевно, подчеркивая ей характер.
При разучивании, песню разбивают по частям так, чтобы каждая из них имела законченную музыкальную фразу. Обычно это бывает мелодия на первые две строчки запева, а потом - на последующие слова запева, до припева. Если припев большой, он также делится на две части. После того, как разведчики запомнят текст, и будут четко произносить слова, ясно выговаривая согласные, вожак предлагает разведчикам еще раз прослушать внимательно мелодию на эти слова. Если песня разучивается в сопровождении, какого ни будь музыкального инструмента, то после исполнения этой части мелодии со словами, она исполняется только на музыкальном инструменте без голоса, а потом надо уже спеть эту часть запева всем хором. Сначала вместе с руководителем, а при повторении песни - самостоятельно, без руководителя.
Полезно также при разучивании спеть песню без музыкального сопровождения. Это укрепляет чистоту интонации и строя хора.
Когда часть запева выучена, можно переходить к следующей части.
Затем запев исполняется от начала до конца.
Когда выучен и припев, соедините его с запевом. Надо добиваться того, чтобы сразу же после музыкального вступления хор дружно начинал пение. Если это не получается, пусть хор прослушает запевалу или ту группу хора, которая вступает правильно.
Если хорошо выучен первый куплет, остальные куплеты разучиваются быстро и легко, так как мелодия песни уже знакома.
Большое значение при пении имеет правильное дыхание. Вот почему на занятиях (спевках) разведчики должны удобно и прямо сидеть и дышать полной грудью, не поднимая плеч.
Повторим, что песня, в жизни и воспитании скаута-разведчика занимает большое и почетное место, являясь тем идеологическим фоном, на котором воспитывается, растет и крепнет наша молодая смена.
* * *
СКАУТСКАЯ НАУКА. ЗАНЯТИЯ.
Одна из самых важных обязанностей вожака, помочь своим разведчикам успешно изучать разведческую науку. Не по разведчески стоять на месте. Скаутинг - это движение вперед! Когда одна Цель достигнута, то другая уже зовет вдали. Настоящий, хороший вожак добьется, чтобы все разведчики его звена сдали на 3й и 2й разряды, а лучшие из них и на 1й разряд. Третий и второй разряды должны пройти все разведчики, т.к. именно второй разряд делает из мальчика настоящего скаута-разведчика. Понятно, что это вожак может достигнуть при условии, что он сам также двигается вперед и очень основательно знает третий и второй разряды. Если заинтересуетесь разведческой наукой, то увидите, что прохождение разрядов не есть что-то отдельное от разведчества. Напротив, разведчество - это главным образом разряды. Когда идете на прогулку, в походы или едете в лагерь, то все время замечаете, что предметы, пройденные в разрядах. Постоянно встречаются вам на пути (и вы убеждаетесь, насколько они вам нужны) и эти знания все время помогают вам. С достаточным количеством разведческих знаний ваши мальчики не могут не иметь успеха. Разведческих знаний нельзя ничем заменить. Понятно, необходимы также наблюдательность, исполнительность, смекалка, энергия и воля к победе, но без солидных разведческих знаний всего этого недостаточно. Вся разведческая наука разбита на три разряда.
ТРЕТИЙ РАЗРЯД. Программа 3го разряда рассчитана на скаутов в возрасте от 11-13 лет. Она вводит мальчика или девочку в Организацию и дает основные понятия о скаутинге - законы, форма, простейшие узлы, дорожные знаки, кое-что и очень кратко из истории и т.д. Чтобы иметь право сдавать на 3й разряд надо пробыть не менее трех месяцев новичком и в течение этого времени добросовестно вести скаутскую работу. Третий разряд полагается сдать не позже чем через 6 месяцев после вступления в Организацию. Совершенно не допустимо, чтобы ребенок более года состоял в Организации и все еще не был полноправным скаутом, т.е. еще не сдал на 3й разряд, не дал Торжественного Обещания и не имеет право носить полную скаутскую форму. Если новичок, в течение 1-го года, не сдал на 3й разряд, то ему нечего делать в скаутской Организации. Дело вожака следить, чтобы в его звене таких случаев никогда не было. Третий разряд можно пройти за 10-12 сборов.
ВТОРОЙ РАЗРЯД. Работа по подготовке к испытаниям на 2й разряд не легка и требует, со стороны вожака, умение и знание. Необходимо тщательно продумать и составить программу и ясно представлять себе конечную цель paботы. Все предметы программы должны чередоваться между собой. Необходимо также помнить, что теоретические сведения будут только тогда иметь значение и ценность, если будут применяться на деле - на практике. Программа 2го разряда рассчитана на скаутов в возрасте 13-15 лет. Это главный скаутский разряд и самый важный, т.к. он содержит в себе большую часть практических разведческих знаний. Походная и лагерная практика. Первая помощь и перевязки. Четыре способа сигнализации (флажками, фонарем, свистком и стуком) и прием сигнализации. Ориентация - компас, карта, звезды и т.д. Варка пищи на костре. Палатки, лагерные постройки и пр. Типы костров. Следопытство - черная и белая тропа. Законы лесной жизни и лесные скаутские игры. Измерение высоты дерева и ширины реки. Животный мир. Растительный мир и т.д. Можно смело сказать, что именно 2-ой разряд создает настоящих разведчиков. Понятно, настоящие скауты получаются, если, они этот разряд проходят ПОДРОБНО и ДОБРОСОВЕСТНО, а также лишь тогда, если они НЕПРЕРЫВНО упражняются (тренировка, состязания...) в ПРАКТИЧЕСКОМ применении этих знаний. Чтобы быть допущенным к испытаниям по 2-му разряду, надо пробыть не менее 6-ти месяцев скаутом 3го разряда, и в течении этого времени вести регулярно разведческую работe. Кроме того, он должен пробыть в одном скаутском лагере или по мере, участвовать в 3-х походах с ночевкой.
Второй разряд самый интересный скаутский разряд! Торопиться с прохождением второго разряда не следует, важно, чтобы этот разряд был основательно и подробно пройден. Только если ребята поздно поступили в Организацию, (в возрасте 15-16 лет), в этом случае, можно их поторопить с прохождением этого разряда, чтобы они его сдали до перевода их в старшие разведчики.
ПЕРВЫЙ РАЗРЯД. Программа первого разряда рассчитана на скаутов в возрасте 15 - 17 лет. Углубление скаутских знаний и окончательная шлифовка их. Скаутской практике уделено сравнительно мало места, только топография и повышение знаний в сигнализации и первой помощи. Много места уделено теоретическим и идеологическим вопросам. Много из русской истории и религии. Первый разряд есть подготовка к общественной и руководительской работе. Этот разряд необходим для тех разведчиков, которые собираются продолжать свою разведческую работу как руководители. Чтобы получить право сдавать на первый разряд, надо пробыть не менее года скаутом 2-го разряда и вести в течении этого времени регулярно скаутскую работу. Кроме того, надо доказать, всем своим поведением добросовестное выполнение скаутских законов.
СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Главное различие между разрядами и специальностями заключается в том, что ВСЕ ЗНАНИЯ, которые входят в программы разрядов обязательны для всех скаутов, а специальности не обязательны, но желательны и каждый скаут может выбирать по своему желанию такие специальности, которые его интересуют, к которым он чувствует влечение. Поэтому на сборах специальности не изучают, за исключением такого случая, когда ВСЁ звено желает изучить какую-то специальность.
ОБУЧЕНИЕ ЗВЕНА. Вожак должен хорошо знать то, чему он собирается обучать скаутов своего звена. Перед сбором он должен проверить, твердо ли он знает то, что собирается на этом сборе рассказать и показать скаутам и готовил ли он нужный инвентарь (веревки, флажки, косынки, бинты и т.д.) всегда, пример вожака подтолкнет скаутов на работу. Главное - надо заинтересовать ребят скаутской наукой - тогда они все выучат и преодолеют трудности. Надо уметь интересно рассказать, объясняя ту или иную скаутскую премудрость. Надо рассказать интересный случай практического применения этого знания. ОБЯЗАТЕЛЬНО всегда после объяснения, необходимо дать скаутам самим испробовать применения этого задания на практике. Например, показав что-либо, требуйте, чтобы разведчики попробовали это сделать, и выполнили эту работу.
Объясните устройство веревочной лестницы, покажите нужный узел и покажите, как её вязать. После этого предложите каждому сделать этот узел несколько раз, а затем, разделив их по два человека, поручите изготовить эту лестницу. Так надо действовать при прохождении всех пунктов практической скаутской науки. Кратко, но только объяснить. Медленно, не торопясь показать. Потом, каждый, по несколько раз, должен выполнить показанное.
Большая часть скаутских знаний может быть хорошо усвоена только практическими упражнениями. Знать азбуку Морзе еще совсем не значит, уметь хорошо сигнализировать и уметь принимать сигнализацию. Знать теоретически первую помощь, еще совсем не значит уметь эти знания применять на практике. Знать следопытство по книжке - еще совсем не значит уметь находить и различать следы в природе. Вообще, что-либо знать - еще совершенно не значит уметь применить это знание на практике. Между «знать» и «уметь» большая разница! Поэтому необходимо практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться. Практика имеет еще и то преимущество, что она повышает интерес и вызывает чувство соревнования. Кто скорее и лучше научится! Почти во всех отраслях скаутских знаний можно устроить состязания между скаутами. Такие состязания сильно повышают интерес к разведческой работе и науки и способствуют развитию в разведчиках энергии и воли к достижению победы. Если в звене каждый скаут хочет быть первым - быть лучшим, то такое звено, наверное, будет лучшим в отряде.
Как можно больше ПРАКТИКОВАТЬСЯ, как можно больше СОСТЯЗАТЬСЯ между собой - это лучший путь к созданию СИЛЬНОГО звена. Вожак только должен внимательно следить, чтобы соревнования никогда не вызывали плохих чувств — злобы или зависти. Все соревнования должны проходить в веселой, дружеской атмосфере. Хорошо, если в отряде (или в дружине) происходят ежегодные состязания между звеньями, тогда, любое звено, может выйти на первое место! Вожак может в своем звене организовать ежегодные состязания на звание лучшего разведчика. Программу такого состязания составляют на звеньевом сборе - в этом участвуют все разведчики, вожак только вносит свой проект, но не диктует.
ПОВТОРЕНИЯ. Скаутские знания легко забываются и поэтому их периодически надо повторять. Однако повторения всегда скучны и поэтому всегда должны иметь вид игр и соревнований. Надо избегать словесных повторений. Вожак, путем игр и соревнований, должен стремиться сделать повторения интересными.
НА СБОРАХ НЕТ ЗРИТЕЛЕЙ. На сборе все скауты непрерывно заняты. В звене часто будут одновременно новички, скауты 3го разряда и скауты 2го разряда. Все должны работать! В то время, как вожак (или его помощник) проходят с новичком 3й разряд, скауты 3го разряда упражняются со скаутами 2го разряда (для тех это повторение) в какой либо отрасли 2го разряда. Потом все вместе играют, все вместе поют и вместе выполняют, задания. Не допустимо иметь на сборах и в играх скучающих или зрителей - все играют, все работают!
* * *
Счастливой разведки!