Джозефа Эндруса и его друга мистера Абрагама Адамса» (The History of the
Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr.Abraham Adams, 1742) и
«История Тома Джонса, найденыша» (The History of Tom Jones, a Foundling,
1749). В них открывается настоящая энциклопедия английской жизни
середины XVIII в.
Традиции плутовского романа соединяются с традициями романа
просветительского. Описание путешествия Тома Джонса сопряжено с
созданием картины английской жизни того времени.
Тобайас Джордж Смоллетт (Tobias George Smollett,1721-1771) – врач
и писатель, автор пьес, стихотворений, романов, путевых заметок, научных
сочинений, издатель газет и журналов. В творчестве Смоллетта отразились
новые тенденции в развитии просветительской литературы. Ему
свойственна гораздо более пессимистическая оценка человека, его разума,
доброты, его возможностей. Он полагал, что человеческая природа
несовершенна, несовершенство это врожденное, изначальное, именно им и
объясняется общественное зло. В результате в его произведениях
преобладает сатира, направленная на частную и общественную жизнь.
Смоллетт использует форму плутовского романа, повествуя о жизни и
приключениях героев, не отмеченных высокой нравственностью,
испытывающих порочное воздействие обстоятельств. Таковы персонажи
романов «Приключения Родерика Рэндома» (The Adventures of Roderick
Random,1748) и «Приключения Перегрина Пикля» (The Adventures of
Peregrine Pickle,1751). Герои принадлежат к различным слоям общества, но
наделены похожими судьбами: от юношеской неопытности и наивности они
приходят к утрате иллюзий, разочарованию, приобретают пороки
окружающего их мира, становясь черствыми, эгоистичными людьми.
Счастливые финалы у Смоллетта выглядят не более чем случайностями.
ЛИТЕРАТУРА ПОЗДНЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Период Позднего Просвещения в Англии приходится на 60–80-е гг.
XVIII в. Развитие позднего английского Просвещения определяется
существенными социальными, философскими, художественно-эстетическим
переменами, отразившимися, прежде всего, в новом литературном
направлении – сентиментализме. Сентиментализм с характерным для него
анализом внутреннего мира, созерцательностью, элегической тональностью
родился именно в Англии. Свое название это направление получило после
Выхода в свет в 1768 г. романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по
Франции и Италии».
Поэтика сентиментализма складывалась как реакция на нормативность
эстетики классицизма и рассудочность просветительского реализма.
Сентименталисты стремились воздействовать на эмоции читателей.Они
рисовали идиллические картины сельской жизни, восторгались красотой природы, оплакивая ее гибель под воздействием цивилизации. Они
стремились к простоте и непосредственности выражения чувств;заставляли
читателя сопереживать героям и сочувствовать им.
В романе английского сентиментализма (прежде всего в творчестве
Стерна) человек изображен в его противоречивости и сложности; его
«природа» лишена той определенности и преобладающей «господствующей
страсти», которые декларировались Драйденом и другими писателями
классицизма. Сентименталисты не стремятся к изображению общего, к
изображению «вида»; их интересует неповторимое, конкретное, частное во
всей его прихотливой и неожиданной сложности. В передаче чувств
сентименталисты с вниманием относятся к их переходам, к их движению. В
связи с этим важное значение приобретают оттенки слов и интонация,
помогающие передать многогранность чувства. Произведениям
сентименталистов свойственна лирическая проникновенность.
Первые сентименталистские тенденции появились еще в 1830-е гг. в
английской поэзии: обостренная чувствительность, склонность к
созерцательности, к размышлениям на лоне природы, меланхолические
настроения, поэтизация смерти. Это была в том числе так называемая
кладбищенская поэзия, в которой земная жизнь человека – это бесконечные
страдания, счастливы лишь мертвецы «в безмолвье мертвом». Утешение же
находится в мысли о бессмертии души. Две основные темы сентиментализма
– смерть и природа.
Позднееэлементы сентиментализма проникают в прозу. Формируется