Методические указания по проведению практических занятий (лабораторных работ)
Семинар – форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел дисциплины дисциплины, входящей в состав учебного плана. Это один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя. Семинар – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов.
При подготовке к семинарским занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.
На семинарских занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике семинарских занятий.
Выделяют три типа семинаров, принятых в высшем учебном заведении:
1. Семинар с целью углубленного изучения определенного тематического курса,
2. Семинар, проводимый для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы,
3. Спецсеминар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки для углубления их разработки.
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию: 1. Проработать конспект лекций; 2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу; 3. Ответить на вопросы плана семинарского занятия; 4. Выполнить домашнее задание; 5. Проработать тестовые задания и задачи; 6. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Порядок ведения семинара (общая схема): выступление (доклад) по основному вопросу; вопросы к выступающему; обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему; заключительное слово докладчика; заключение преподавателя.
Требования к выступлениям студентов. 1. Связь выступления с предшествующими темой или вопросом. 2. Раскрытие сущности проблемы.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность,
непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Семинарские занятия могут проводиться в форме беседы со всеми студентами группы или с отдельными студентами. Этот вид семинара называется коллоквиумом (собеседование). Коллоквиумы проводятся по конкретным вопросам дисциплины. От семинара коллоквиум отличается, в первую очередь тем, что во время этого занятия могут быть опрошены все студенты или значительная часть студентов группы.
В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач. Как правило, коллоквиумы проводятся по темам, по которым не запланированы семинарские занятия. Для подготовки к коллоквиуму студенты заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.
Темы лабораторных работ (практических занятий) разрабатываются преподавателем соответствующей дисциплины самостоятельно, в соответствии с содержанием образования по соответствующему разделу (теме), на основе перечня тем, рекомендуемого примерными программами учебных дисциплин.
Структурными компонентами практического занятия являются:
□ инструктаж, проводимый преподавателем;
□ самостоятельная работа обучающихся и студентов;
□ анализ и оценка выполнения обучающимися практических работ.
При проведении лабораторных работ и практических занятий могут быть использованы различные формы организации учебной деятельности обучающихся:
1. фронтальная;
2. групповая;
3. индивидуальная;
4. их сочетание.
Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуются:
1. методическое сопровождение заданий и упражнений в соответствии с профилем специальности студента и профессии обучающегося;
2. применение тестового контроля, определяющего уровень теоретической подготовленности обучающихся к лабораторной работе или практическому занятию;
3. использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных с применением методов проблемного обучения;
4. проведение лабораторных работ и практических занятий с применением заданий, дифференцированных по уровню сложности.
Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий учитываются как результат текущего контроля знаний студента. Уровень подготовки определяется оценками
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Текущий контроль знаний проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение дисциплины, результаты заносятся в журнал успеваемости студентов.
10.3. Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы
Курсовой работы по дисциплине рабочим учебным планом не предусмотрено.