Кафедра «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Методические указания по выполнению контрольных работ
Для самостоятельной работы студентов-заочников второго курса,
Обучающихся по всем направлениям
Квалификация (степень) бакалавр
ПЕНЗА 2017
Структура курса
За курс обучения студенты выполняют одну контрольную работу и сдают экзамен. Обучение иностранному языку в профессиональной сфере предполагает следующие формы работы:
· аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя;
· обязательная самостоятельная работа по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, в том числе с использованием компьютерных технологий,
· индивидуальная самостоятельная работа студентов на занятии под руководством преподавателя,
· групповые предэкзаменационные консультации.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с электронными учебно-методическими материалами.
Самостоятельная работа студентов-бакалавров в процессе освоения иностранных языков включает в себя:
· работу с образовательными ресурсами интернет - репозитория;
· выполнение учебных заданий на занятиях;
· выполнение учебных заданий в компьютерном классе под руководством преподавателя и самостоятельно;
· выполнение домашних заданий;
· поиск дополнительных материалов в Интернете;
· подготовку презентаций;
· подготовку к экзамену.
Цели и задачи дисциплины
Основной целью курса является овладение студентами коммуникативной компетенцией, которая в дальнейшем позволит пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, в научной и практической работе, в общении с зарубежными партнерами, для самообразования и других целей.
Наряду с практической целью, курс «Иностранный язык в профессиональной сфере» реализует образовательные и воспитательные цели, способствуя расширению кругозора студентов, повышению их общей культуры, а также культуры повседневного и делового общения, воспитанию толерантности и уважения к ценностям других стран и народов. В современной ситуации в мире представляется весьма актуальным и своевременным изучение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Таким образом, целью данного курса является обучение практическому владению языком делового общения для активного применения иностранного языка в профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины
Реализация основной цели обучения иностранному языку в профессиональной сфере предполагает овладение следующим комплексом знаний, умений и навыков:
- иноязычные речевые умения устного и письменного общения, такие как чтение оригинальной литературы разных функциональных стилей и жанров, умение принимать участие в беседе повседневного и профессионального характера, выражение различных коммуникативных намерений, владение основными видами монологического высказывания, соблюдение правил речевого этикета и понимание на слух, владение основными видами делового письма;
- знание языковых средств и формирование языковых навыков в области фонетики, лексики и грамматики;
- умение пользоваться словарно-справочной литературой на иностранном языке и электронными словарями;
- знание национальной культуры, а также культуры общения и особенностей делового общения в странах изучаемого языка;
- умение осуществлять самостоятельный творческий поиск информации на иностранных языках для профессиональных целей.
В ходе изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной» ставятся следующие задачи:
- совершенствование полученных навыков и умений во всех видах речевой деятельности;
- формирование навыков и умений самостоятельной работы и применения их на практике.
Письмо
Письмо как продуктивное умение включает следующие частные умения:
· написать текст в соответствии с поставленной задачей;
· соответствовать заданию с точки зрения структуры и объема текста.
Виды речевых произведений: деловое письмо, резюме, анкета, деловая записка.
Содержание обучения письменной речи состоит в развитии коммуникативных умений. К коммуникативным умениям, необходимым при обучении письменной речи, относятся следующие:
· заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст,
гражданство, адрес);
· писать стандартные письма;
· вести деловую переписку;
· писать заявления;
· заполнять формуляры различного вида;
· излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме), уметь понимать речь по телефону.
Говорение и аудирование
Студенты должны владеть следующими умениями:
· уметь поддержать диалог по телефону;
· понимать звучащие аутентичные тексты и выполнять задания, связанные с проверкой понимания на слух;
· использовать формы речевого этикета.
Содержание обучения монологической речи состоит в овладении разными видами монолога, включая высказывания по поводу прочитанного. Для этого предусматривается развитие следующих умений:
- делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;
- рассказать о себе, своей профессиональной деятельности;
- уметь понять на слух речь на иностранном языке по телефону;
-уметь поддержать диалог по телефону;
- кратко передать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного.
Чтение
В результате обучения у студентов должно сформироваться умение читать со словарем и без словаря тексты по специальности, объявления, анкеты. При обучении поисковому чтению с выборочным извлечением информации развивается умение быстро находить нужную информацию, опуская несущественные детали.
Основные умения при данном виде чтения:
- определять тему, выделять основную мысль;
- выбирать из текста основные факты, опуская второстепенные;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;
- догадываться о значении ключевых слов и обходить незнакомые слова, которые не препятствуют пониманию основного содержания.
Содержание обучения
Содержание обучения рассматривается как некая модель естественного общения, участники которого обладают определенными иноязычными навыками и умениями, а также способностью соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, которых придерживаются носители языка.
В соответствии с социальным заказом государства и концептуальными положениями, цели обучения иностранному языку определяются как конечные требования к этапам обучения. Конкретизация этих требований находит отражение в следующих компонентах содержания обучения:
· в номенклатуре определенных сфер и ситуаций повседневно- бытового, профессионального и делового общения;
· в перечне умений и навыков устного и письменного иноязычного общения, соответствующих указанным сферам и ситуациям;
· в минимуме отобранных языковых явлений (лексических единиц, формул речевого общения, грамматических форм и конструкций, дифференцированных по видам речевой деятельности);
· в характере, содержании и функционально-стилистических аспектах информации, включающей лингвострановедческие знания, что имеет большое значение для повышения мотивации к овладению иностранным языком, удовлетворения познавательных интересов обучаемых, а также их потребностей в общении на иностранном языке.
В результате изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» студент должен:
Знать:
· иностранный язык в объеме, необходимом для получения профессиональной информации из зарубежных источников и элементарного общения на деловом уровне;
· иностранный язык для осуществления межличностного общения в профессиональной деятельности;
· общую, деловую и профессиональную лексику иностранного языка в объеме, необходимом для общения, чтения и перевода (со словарем) иноязычных текстов в рамках делового общения;
· основные грамматические явления и структуры, используемые в устном и письменном общении;
· межкультурные различия, культурные традиции и реалии, культурное наследие своей страны и страны изучаемого языка.
Уметь:
· использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;
· адекватно выражать свои мысли при беседе и понимать речь собеседника на иностранном языке;
· заполнять анкеты, составлять резюме, составлять деловые письма на иностранном языке;
· сообщать информацию на основе прочитанного текста в формате подготовленного монологического высказывания;
· соблюдать речевой этикет в ситуациях повседневного и делового общения (устанавливать и поддерживать контакты, завершить беседу, запрашивать и сообщать информацию).
Владеть:
· основами публичной речи, деловой переписки, перевода текстов по специальности;
· навыками, достаточными для делового профессионального общения, последующего изучения зарубежного опыта в профилирующей и смежной областях профессиональной деятельности, совместной производственной и научной работы;
· умениями грамотно и эффективно пользоваться источниками информации (справочной литературой, ресурсами Интернет);
· навыками выражения своего мнения в процессе делового общения на иностранном языке;
· навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и менеджмента.
Выполнение контрольных заданий и оформление контрольных работ
· Контрольные задания по английскому языку представлены в пяти вариантах. Номер варианта следует выбирать в соответствии с первой буквой фамилии студента.
Начальная буква фамилии студента | № варианта |
А, Б, В, Г, Д | |
Е, Ж, З, И, К | |
Л, М, Н, О, П, Р | |
С, Т ,У, Ф, Х, Ц | |
Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я |
· Контрольные задания выполняются на компьютере. На титульном листе (см. Приложение) указывается фамилия студента, номер группы,
номер контрольной работы и фамилия преподавателя, у которого занимается студент).
· В конце работы должна быть поставлена подпись студента и дата выполнения задания.
Контрольные задания должны быть выполнены в той последовательности, в которой они даны в настоящем пособии.
· Выполненную контрольную работу необходимо сдать преподавателю для проверки и рецензирования в установленные сроки.
· Если контрольная работа выполнена без соблюдения изложенных выше требований, она возвращается студенту без проверки.