Запись существительных в словаре

Итак, бывает, что в формах именительного падежа ед. числа (семя, semen) грамматическая основа не видна. Но, не зная ее, нельзя образовать формы остальных падежей и нельзя выразить грамматические связи между словами.

Как же узнать?

Информацию о незнакомом слове мы ищем в словаре.

Что должно быть в словаре, чтобы получить полную (и семантическую, и грамматическую) информацию о слове?

Понятно, только формы именительного падежа недостаточно. Нужна еще другая форма, которая покажет грамматическую основу и способ образования остальных грамматических форм. Если Вы внимательно выполняли № 2.1.3. – 20, то не могли не заметить, что в русском словаре кроме именительного падежа, специально для образования остальных грамматических форм, даются формы и некоторых других падежей.

В латинском языке –то же самое, только более четко и последовательно.

Способ записи латинских существительных в словаре один единственный:

1 место – именительный падеж ед. ч. (Nom. sing.),

2 место – родительный падеж ед. ч. (Gen. sing.) – полностью или сокращенно, только изменяющаяся часть,

3 место – род: m, или f, или n (всегда сокращенно).

Например, semen, inis n, что полностью прочитывается semen, seminis neutrum (семя, семени средний род).

Таким образом, в трех частях словарной записи латинского существительного дается информация:

1. для ПЕРЕВОДА – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж (Nom. sing.), в нем семантика.

2. для ГРАММАТИКИ – РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж (Gen. sing.), по нему определяется грамматическая основа.

3. для согласования прилагательного – род.

В целом все, что записано в словаре, называется "Словарные формы".

Gymnastica intellecti

Gradus primus

10. Почему в Nom. sing. не надо искать грамматической информации?

11. Почему в Gen. sing не надо искать семантической информации?

Gradus secundus

20. Какую информацию несут разные словарные формы 4-х русских слов разных склонений из № 2.1.4. – 10.

Gradus tertius

30. Проанализируйте варианты записи слов в словарях разных языков. Объясните, почему каждый язык дает в словаре то, что дает.

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СЛОВАРНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Способ записи существительных в латинском словаре един. Конкретных же вариантов основ, окончаний, их сочетаний, родов и, соответственно, моделей словарных форм много.

Но относительно словарей надо иметь в виду еще одну очень важную вещь. Словари (по традиции бумажных словарей) всегда стараются делать как можно компактнее, а каждый знак, даже точка, занимает место. Поэтому все знаки и даже части слов, которые не крайне необходимы, в словарях сокращаются.

Ради экономии места в латинском словаре у существительных родительный падеж дается не полностью, а с сокращением части, общей с именительным падежом. Также и род обозначается не полным названием, а только первой буквой даже без точки. Читателю надо самому научиться раскрывать сокращения и полностью понимать словарную запись:

Частотные модели словарных форм

Словарные формы Определение основы по Genetivus
В словаре, сокращенно Без сокращений Genetivus = основа + окончание
Nom. sing. Gen. sing. Род
gutta, ae f капля gutta guttae femininum guttae = gutt + ae
succus, i m сок diameter, tri m folium, i n лист succus diameter folium succi diametri folii masculinum masculinum neutrum succi diametri folii = = = succ diametr foli + + + i i i
pulvis, eris m порошок solutio, onis f раствор semen, inis n семя pulvis solutio semen pulveris solutionis seminis masculinum femininum neutrum pulveris solutionis seminis = = = pulver solution semin + + + is is is
fructus, us m плод cornu, us n рог fructus cornu fructus cornus masculinum neutrum fructus cornus = = fruct corn + + us us
facies, ei f поверхность facies faciēi femininum faciēi = faci + ēi
                   

Бывает, что основа видна и в именительном падеже. Но вместо многих частных вариантов проще запомнить одно навсегда правильное правило, что основа определяется по родительному падежу – отбрасыванием его, родительного падежа, окончания.

Gymnastica intellecti

Gradus primus

10. В терминологическом минимуме существительных найдите по 5 слов каждой модели словарных форм. Разберите эти слова в такой же таблице.

Gradus secundus

20. После выполнения № 10 сформулируйте закономерности в сокращении записей латинского Gen. sing.

Gradus tertius

30. Выпишите из английского словаря словарные статьи слов, соответствующих тем, что даны в таблице. Проанализируйте сокращения, запишите правила сокращений в английском словаре.



Наши рекомендации