Запись существительных в словаре
Итак, бывает, что в формах именительного падежа ед. числа (семя, semen) грамматическая основа не видна. Но, не зная ее, нельзя образовать формы остальных падежей и нельзя выразить грамматические связи между словами.
Как же узнать?
Информацию о незнакомом слове мы ищем в словаре.
Что должно быть в словаре, чтобы получить полную (и семантическую, и грамматическую) информацию о слове?
Понятно, только формы именительного падежа недостаточно. Нужна еще другая форма, которая покажет грамматическую основу и способ образования остальных грамматических форм. Если Вы внимательно выполняли № 2.1.3. – 20, то не могли не заметить, что в русском словаре кроме именительного падежа, специально для образования остальных грамматических форм, даются формы и некоторых других падежей.
В латинском языке –то же самое, только более четко и последовательно.
Способ записи латинских существительных в словаре один единственный:
1 место – именительный падеж ед. ч. (Nom. sing.),
2 место – родительный падеж ед. ч. (Gen. sing.) – полностью или сокращенно, только изменяющаяся часть,
3 место – род: m, или f, или n (всегда сокращенно).
Например, semen, inis n, что полностью прочитывается semen, seminis neutrum (семя, семени средний род).
Таким образом, в трех частях словарной записи латинского существительного дается информация:
1. для ПЕРЕВОДА – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж (Nom. sing.), в нем семантика.
2. для ГРАММАТИКИ – РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж (Gen. sing.), по нему определяется грамматическая основа.
3. для согласования прилагательного – род.
В целом все, что записано в словаре, называется "Словарные формы".
Gymnastica intellecti
Gradus primus
10. Почему в Nom. sing. не надо искать грамматической информации?
11. Почему в Gen. sing не надо искать семантической информации?
Gradus secundus
20. Какую информацию несут разные словарные формы 4-х русских слов разных склонений из № 2.1.4. – 10.
Gradus tertius
30. Проанализируйте варианты записи слов в словарях разных языков. Объясните, почему каждый язык дает в словаре то, что дает.
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СЛОВАРНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Способ записи существительных в латинском словаре един. Конкретных же вариантов основ, окончаний, их сочетаний, родов и, соответственно, моделей словарных форм много.
Но относительно словарей надо иметь в виду еще одну очень важную вещь. Словари (по традиции бумажных словарей) всегда стараются делать как можно компактнее, а каждый знак, даже точка, занимает место. Поэтому все знаки и даже части слов, которые не крайне необходимы, в словарях сокращаются.
Ради экономии места в латинском словаре у существительных родительный падеж дается не полностью, а с сокращением части, общей с именительным падежом. Также и род обозначается не полным названием, а только первой буквой даже без точки. Читателю надо самому научиться раскрывать сокращения и полностью понимать словарную запись:
Частотные модели словарных форм
Словарные формы | Определение основы по Genetivus | ||||||||
В словаре, сокращенно | Без сокращений | Genetivus | = | основа | + | окончание | |||
Nom. sing. | Gen. sing. | Род | |||||||
gutta, ae f капля | gutta | guttae | femininum | guttae | = | gutt | + | ae | |
succus, i m сок diameter, tri m folium, i n лист | succus diameter folium | succi diametri folii | masculinum masculinum neutrum | succi diametri folii | = = = | succ diametr foli | + + + | i i i | |
pulvis, eris m порошок solutio, onis f раствор semen, inis n семя | pulvis solutio semen | pulveris solutionis seminis | masculinum femininum neutrum | pulveris solutionis seminis | = = = | pulver solution semin | + + + | is is is | |
fructus, us m плод cornu, us n рог | fructus cornu | fructus cornus | masculinum neutrum | fructus cornus | = = | fruct corn | + + | us us | |
facies, ei f поверхность | facies | faciēi | femininum | faciēi | = | faci | + | ēi | |
Бывает, что основа видна и в именительном падеже. Но вместо многих частных вариантов проще запомнить одно навсегда правильное правило, что основа определяется по родительному падежу – отбрасыванием его, родительного падежа, окончания.
Gymnastica intellecti
Gradus primus
10. В терминологическом минимуме существительных найдите по 5 слов каждой модели словарных форм. Разберите эти слова в такой же таблице.
Gradus secundus
20. После выполнения № 10 сформулируйте закономерности в сокращении записей латинского Gen. sing.
Gradus tertius
30. Выпишите из английского словаря словарные статьи слов, соответствующих тем, что даны в таблице. Проанализируйте сокращения, запишите правила сокращений в английском словаре.