Имя существительное (the Noun)
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто это?– (a doctor). Что это? –(a pen).
По своему составу имена существительные делятся на 3 группы:
а) Простые существительные: a boy, a town, an axe, a room;
б) Cложные существительные состоят из двух слов: post+man= postman; ear+ring= earring;
с) Производные существительные имеют корень, приставку, суффикс: a student, a subway, friendship, a writer, freedom, etc.
По своему значению имена существительные подразделяются на: собственные и нарицательные.
Собственные (Proper Nouns) подразделяются на:
а) личные имена собственные: John Brown, Pete, etc.;
б) географические названия: Great Britain, the Thames, London, etc.;
с) названия улиц, площадей, газет, журналов, гостиниц, музеев: Chekhov Street, Piccadilly Circus, the Times, Cosmopolitan, the Astoria, the British Museum, etc.;
d) название дней недели, месяцев, национальностей, языков, праздников: Sunday, December, English, Christmas, etc.
Нарицательные (Common Nouns) обозначают:
а) название предметов и живых существ: a book, a cat, etc.;
б) названия веществ, явлений природы: tea, snow, etc.;
с) название действий, состояний: a jump, joy, etc.
В свою очередь нарицательные имена существительные бывают исчисляемые и неисчисляемые.
Исчисляеляемые существительные (Countable Nouns) можно посчитать и они имеют форму единственногоимножественного числа. Они также могут употребляться с some: а town – 2/ sometowns; а cat – 5/somecats.
e.g.A hamburger and some chips, please.
Неисчисляемые существительные (Uncountable Nouns) нельзя посчитать, они не употребляются во множественном числе и с неопределенным артиклем A/AN. Они могут употребляться с some/much/littleилибез артикля:
e.g. much/ some water/ tea/
e.g. I want some cheese. I like cheese.
Exercise 1. Вставьте a или some.
1). …some… meat 2)……. camera 3)…… soap 4)……. carrot 5)……. ring 6)…… cheese 7)…… kangaroo 8)…… rice 9)…….. bread 10)…… money 11)…… goose 12)……. chocolate 13)……. butter 15)……. milk 16)……. photo.
Exercise 2. Вставьте a, an или some.
1)….some… flowers 2)…… beer 3)…… melon 4)…… apple 5)…… peach 6)…… peaches 7)…… milk 8)…… orange 9)…… oranges 10)…… matches 11)…… sugar 12)…… T-shirt 13)…… grapes 15)…… tea 16)…… woman 17)…… women.
Exercise 3. Закончите предложения. Вставьте a, an или some.
1. We need to buy ……… oranges. 2. I have two brothers and ……… sister. 3. Give him ……… money. 4. Have ……… apple, if you want. | 5. There are ……… people outside. 6. He's ……… very nice person. 7. My mum has ……… elder brother. |
Род имен существительных (Gender)
В современном английском языке нет грамматической категории рода имён существительных. Род определяется значением слова.
Мужской род. Имена существительные, обозначающие лиц мужского пола: a father, a son, a bother, an actor. Местоимение ( he/his).
Женский род. Имена существительные, обозначающие лиц женского пола: a mother, a sister, a daughter, an actress. Местоимение (she/her).
Средний род. Имена существительные, обозначающие неодушевлённые предметы и животных: a bed, a room, a dog. Местоимение (it/its).
Exercise 4. Напишите соответствующие существительные женского рода.
An actor, a man, an uncle, a husband, a brother, a grandfather, a son, a mister, a host, a count, a boy-friend , a policeman, a prince, a hero, a cock, a bull, a nephew, a king.
Exercise 5. Напишите соответствующие существительные мужского рода.
A lady, a girl, a niece, a queen, a cow, a French woman, a princess, a duchess, a mother, a stewardess, a grandmother, an actress, a wife, a hen.
Образование единственного и множественного числа (Singular and Plural)
Существительные в английском языке, как и в русском, имеют два числа: единственное (singular) и множественное (plural).
1. Для образования множественного числа (plural) к существительному в единственном числе (singular) прибавляется окончание -s: a pen – 3 pens.
2.Прибавляется -es[ɪz],если слово оканчивается на: -z, -x, -s, -s, -ch, -sh, -c(e), -dg(e), -s(e):
a glass – glasses[‘gla:sɪz], a box – boxes[‘bɔksɪz], a bridge – bridges[‘brɪʤɪz], a bench– benches [‘benʧɪz].
3. Прибавляется -iesи произносится[ɪz], если существительное оканчивается на -у с предшествующей согласной: a family – families[‘fæmɪlɪz].
4. Прибавляется -s-и произносится[z], если существительное оканчивается на -у с предшествующей гласной: a day – days[deɪz ].
5. Прибавляется –vesи произносится[vz], если слово оканчивается на -f(e): a leaf– leaves [li:vz], a wife –wives[waɪvz].
Но: a roof – roofs, a chief – chiefs, a hahdkerchief – handkerchiefs.
6.Прибавляется -es,если слово оканчивается на -o: a tomato – tomatoes, a potato – potatoes.
Но:a radio – radios, aphoto – photos, a piano – pianos.
Произношение | Единственное число | Множественное число |
-es[ɪz] после z, x, s, ss, ch, sh, c(e), dg(e), s(e) | a glass a box a bridge a bench | glasses[‘gla:sɪz] boxes[‘bɔksɪz] bridges[‘brɪʤɪz] benches [‘benʧɪz] |
-ies[ɪz]:после согласной+y -s[z]: после гласной+y | a family a day | families[‘fæmɪlɪz] days[deɪz ] |
-ves [vz]: после -f /-fe 5. -es после -O | a leaf a wife a tomato | leaves [li:vz] wives[waɪvz] tomatoes[tə'mɑːtəuz] |
Исключения: | a roof a chief a hahdkerchief a radio a photo a piano | roofs[ruːfs] chiefs [ʧiːfs] handkerchiefs ['hæŋkəʧiːfs] radios ['reɪdɪəuz] photos ['fəutəuz] pianos [pɪ'ænəuz] |
Особые случаи образования множественного числа
Древние формы | Заимствованные формы |
a man [mæn] – men [men] a woman [`wumən] – women ['wɪmɪn] a child [ʧaɪld] – children ['ʧildren] a foot [fut] – feet [fi:t] | datum ['deɪtəm] – data ['deɪtə] phenomenon [fɪ'nɔmɪnən] – phenomena[fɪ'nɔmɪnə] nucleus ['njuːklɪəs] –nuclei ['njuːklɪaɪ] |
a tooth [tu:θ] – teeth [ti:θ] a goose [gu:z] – geese [gi:z] | basis ['beɪsɪs] –bases ['beɪsiːz] |
a mouse [maus] – mice[maɪs] an ox [ɔks] – oxen['ɔksən] | crisis ['kraɪsɪs] – crises ['kraɪsiːz] |
Примечание:
people ['pi:pl] народ, люди–peoples ['pi:plz] народы
news [njuːz] новость, новости: e.g. This isimportant news.
a sheep – six sheep; one fish – ten fish.
Exercise 6. Поставьте следующие существительные во множественном числе. Обратите внимание на артикли.
e.g. acat-cats,но: the city – thecities
A school, a teacher, an orange, the radio, a banana, a waiter, a tooth, an apple, a shelf, an eye, the watch, a brush, a life, a bus, a watch, a leaf, a roof, the tomato, a photo, a queen, a housewife, a king, a man, a wife, a child, a mouse, a dress, the woman, a toy, the country, a lady, the day, a baby, an ox, a cherry, a fox, a sheep, a boy, a glass, a box, the potato, a foot, a tooth, a phenomenon, the news, a crisis, a person, a knife, a fish, a goose.
Exercise 7. Исправьте ошибку в каждом предложении.
1. Do you have any pen?
2. We have three child.
3. There are three big factory near here.
4. I want three bottle of water, please.
5. Man don't talk about how they feel.
Exercise 8. Употребите следующие предложения во множественном числе.
e.g. This is a nice computer. – These are nice computers.
1. There is a match in the box.
2. The child was in the room.
3. This news is very good for our family.
4. His child studies very well at school.
5. This shoe is too large for my foot.
6. A potato is a vegetable and a cherry is a fruit.
7. Where is a coin? – It’s in the box.
8. What is there in the box? – It’s a toy.
9. This is an important news.
10. There is a woman in the room.