Исследование подросткового отношения и готовности к применению мобильного обучения
Авторы многих современных научных материалов придерживаются позиции, что в настоящее время происходит формирование т.н. «Образования 3.0», для которого характерно все более широкое распространение мобильных устройств в обучении, и таким образом, “практически стопроцентное оснащение студентов такими устройствами” [21, с. 646]. Мы провели анкетирование подростков с целью выяснить, справедливо ли это утверждение для школьников. Наравне с материально-технической базой, одним из условий полноценной реализации мобильного подхода в обучении английскому языку является психологическая готовность ребят. Поэтому сначала следовало выяснить, обладают ли учащиеся достаточным количеством соответствующих мобильных устройств и воспринимают ли они свои гаджеты как средства обучения. Кроме того, вопросы анкеты были составлены так, чтобы определить отношение подростков не только к школьному предмету, но и к процессу изучения английского языка в целом.
Метод анкетирования, который мы использовали, предполагал следующую компиляцию форм: электронный вариант, который был разработан с помощью сервиса Google Drive Forms и рассылался респондентам через социальную сеть «В контакте»; и абсолютно идентичный ему бумажный вариант, который вручался при личном общении. Такой подход обоснован тем, что бумажные анкеты обеспечивают более достоверные и четкие данные (качество), т.к. при личном контакте есть возможность еще раз дать инструкции по заполнению анкеты и ответить на возникшие вопросы. В свою очередь, электронный вариант тоже обладает рядом преимуществ и дает исследователю возможность: 1) получить большой массив данных для последующего анализа (количество); 2) упростить этап подсчета и анализа ответов за счёт встроенной функции обработки статистических данных.
Итак, в период с 22.09. по 25.10.2015 нами было проведено анкетирование подростков в возрасте 14-17 лет, количеством 115 респондентов (59 мальчиков, 56 девочек). В поле исследования попали учащиеся общеобразовательных школ России, преимущественно из Санкт-Петербурга и Москвы, а также из 14 других областей, краев и республик РФ. Участники анкетирования отбирались рандомно – единственным значимым критерием был возраст.
Очевидно, что положительное личностное отношение к предмету и процессу его изучения кардинальным образом влияет на внутреннюю мотивацию. Согласно результатам опроса, 40% опрошенных очень нравится изучать английский язык. Еще 27,8% высказались положительно, выбрав вариант "да, в целом нравится". Любимым этот предмет является для трети ответивших. Мы видим, что процесс изучения английского языка, в т.ч. за пределами школы, нравится почти вдвое большему числу подростков, чем непосредственно школьный предмет, о котором речь идет во втором вопросе: 67,8% против 31,3%. На наш взгляд, этот показатель напрямую указывает на необходимость реформирования традиционной системы образования в школе. Ведь остается все же 1/5 часть от общего числа школьников, которая, как мы полагаем, могла бы поменять свое отношение, при условии перехода на более современные и личностно-ориентированные методы обучения.
Тем не менее, общая положительная динамика в отношении изучения английского языка (79,1%) дает основания говорить о предпосылках высоких результатов в этой области. Это подтверждается оценками, т.к. почти половина ребят (48,7%) — "хорошисты", т.е. те, у кого по английскому в основном четверки и пятерки, и еще 27% – "отличники". Можно было бы подумать, что такие высокие показатели – это все заслуги репетиторов, с которыми занимаются 24,3% детей, или языковых школ (курсов), чьими услугами пользуются 15,7% школьников. Однако 48,7% опрошенных не изучают английский дополнительно, а только в рамках школьной программы. Самообразованием при этом занимаются 20% ребят в свое свободное время.
Вернемся к вопросу об отношении школьников к английскому как к учебной дисциплине: чуть более 30% считают его любимым предметом, т.е. у таких ребят доминируют внутренние мотивы. Но принимая во внимание высокую успеваемость 75,7% подростков (хорошистов и отличников в совокупности), можно сделать вывод, что оставшийся процент учеников подвержен превалирующему влиянию внешних стимулов, в т.ч. оценочному (получение хороших оценок), позиционному (быть хорошим учеником) и т.д.
В общем и целом, получается, что для 68,7% участников опроса оказывается необязательным учить язык дополнительно, чтобы успевать в школе. Возможно, их мотивационная сфера "отталкивается" от чего-то большего, чем просто успешная сдача ОГЭ/ЕГЭ по английскому, к которой готовится всего 18,3% школьников, или получение сертификатов после сдачи престижных международных экзаменов (IELTS, TOEFL, Cambridge ESOL) — 7% учащихся. Хотя с другой стороны, многие ребята занимаются дополнительно «на повышение уровня», считая школьную программу слишком легкой и понятной, или заранее начиная подготовку к вышеупомянутым экзаменам.
Как бы то ни было, 53,9% опрошенных считают, что современный урок, проведенный с помощью ИКТ- и мобильных технологий, более интересный, и мотивирующий, в отличие от традиционного урока (учебник, доска, тетрадь), предпочтения которому отдали 46,1% респондентов. Но немаловажным остается тот факт, что процент традиционных уроков, проводимых учителями (87,1%), с огромным отрывом превышает процент современных уроков (18,3%). Это значит, что потребности молодого поколения в уроках с использованием модерных методов преподавания не удовлетворены в полной мере. В свою очередь многие учителя не знакомы с технологией МО, и в принципе сомневаются в эффективности мобильных приложений и возможности встроить их в школьный курс английского языка.
Что касается технической готовности учащихся, то результаты опроса показали, что 99,1% ребят имеют как минимум одно мобильное устройство. Большинство опрошенных имеют в своем распоряжении смартфоны (72,6%) ипланшетные компьютеры (39,8%). Примерно одинаково распределились голоса за iPhone (30,1%) и iPad (25,7%). Ряд замыкают iPod (10,6%) и другие устройства (3,5%). Это объясняется, на наш взгляд, более демократичной ценовой политикой Android-устройств по сравнению с конкурентами из компании Apple. В свою очередь причиной, объясняющей снижение спроса на планшеты, выступает увеличение размеров экранов современных смартфонов, и как следствие, у пользователей отсутствует необходимость иметь дополнительное устройство. В связи с этим, абсолютно логично выглядит и рейтинг платформ: наиболее популярными оказались мобильные устройства с операционной системой (ОС) Android (51,3%). Пользователей iOS - устройств оказалось почти вдвое меньше — 22,1%. Самая немногочисленная группа — пользователи мобильных девайсов на платформе Windows (2,7%). Следует учитывать, что некоторые опрошенные имеют несколько устройств, которые функционируют на разных платформах (22,1%). Ориентируясь на полученные данные, можно сделать вывод, что наиболее рациональным решением будет разработка мобильного обучающего приложения для смартфонов под управлением ОС Android. (см. Глава 3)
Одной из важных тенденций современной практики мобильного обучения, на наш взгляд, является следующая: больше половины учащихся (58,3%)используют свои гаджеты для изучения английского языка, причем 39,1% обращаются именно к приложениям. Среди приложений чаще всего называли словари и переводчики (в т.ч. Google translate)- 20,8%, а также лексико-грамматические программы, такие как Duolingo, Lingualeo, Easy ten, bussi. Ими большинство ребят пользуются 2-4 раза в неделю (25,6%). Мы предполагаем, что это отчасти связано с количеством школьных уроков английского языка, которых обычно в расписании как раз 2-4 в неделю. Насчет идеи применения мобильных приложений непосредственно на уроке, больше трети участников опроса (35,7%) высказались "за". Около 21,7% школьников все еще сомневаются в такой возможности, но скорее бы одобрили ее. Использование подростками преимущественно лексико-грамматических программ, по нашему мнению, объясняется преобладанием на рынке соответствующих приложений, а также удобством их использования именно в мобильной форме. Обозначенные выше статистические данные дают нам право говорить о наличии достаточного числа подростков, технически и психологически готовых к внедрению МО в школьный процесс изучения английского языка.
Третий блок вопросов касался представлений ребят о дидактическом потенциале мобильных приложений в аспекте изучения английского языка. Портрет наиболее соответствующего подростковым ожиданиям мобильного обучающего приложения может быть описан так: это общее приложение (79,1%), направленное на совершенствование лексических навыков и расширение словарного запаса (62,8%). Преимуществом будет наличие грамматической субдоминанты (61,1%). Выбирая мобильное приложение в магазине мобильных продуктов, 67,3% респондентов ориентируются на такой критерий как простота и удобство в использовании. На втором месте по важности для пользователей оказался богатый функционал приложения, т. е. как можно больше полезных функций, реализованных в нем (52,2%). Как ни странно, в тройку лидеров вошел и социальный критерий - 23,9% пользователей перед скачиванием на свое мобильное устройство того или иного приложения сначала учтут положительные отзывы о нем других юзеров, успешно апробировавших эту мобильную программу. Почти половина опрошенных (49,1%) полагают, что мобильные приложения наиболее эффективно могут быть использованы для повторения (актуализации пройденного материала), иными словами для закрепления пройденной темы.
Еще одним диагностическим методом, который применялся в исследовании, был контент-анализ отзывовучеников после использования ими определенного мобильного приложения. Данные были получены во время педагогической практики и в ходе частной репетиторской деятельности автора в 2015 г. Перед началом практики нами была разработана учебная программа факультативного курса по английскому языку для подростков 14-15 лет, учеников 9 класса. Курс назывался "Цифровой английский", был рассчитан на 6 академических часов, и предполагал работу учащихся с мобильными приложениями по модели BYOD, т.е. ребята приносили свои собственные мобильные устройства для работы в рамках аудиторных занятий, и конечно использовали их вне школы, при самостоятельной работе с приложениями, о которых они узнали на уроке. Реализация данной учебной программы происходила в период с 25.09. по 13.11.2015 г. при содействии администрации школы № 700 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга.
Данная методика была направлена, прежде всего, на ознакомление девятиклассников с систематизированным объемом мобильных приложений и далее получение от школьников обратной связи (письменных или интернет - отзывов об их работе с тем или иным мобильным ресурсом по их выбору). В последствии анализ полученных отзывов был учтен при оформлении идеи для модели разрабатываемого нами мобильного приложения, представленного в бизнес-плане. (см. Глава 3)
Говоря об исходных условиях педпрактики, автор не включил в список возможных рисков недостаточное количество участников, хотя на этапе анонсирования курса желающих было много, а также отсутствие достаточной скорости подключения к сети Интернет через Wi-Fi. При соблюдении вышеуказанных условий курс был бы более динамичным, а массив полученных комментариев — более обширным. Поэтому данная методика рассматривается как вспомогательная по отношению к остальным методам исследования, однако является важной для оценки мнения потенциального потребителя. Все отзывы представлены в виде рисунков. (см. Прил. 2)
Первые три отзыва (Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3) принадлежат одному и тому же человеку. По ним можно судить о том, что, во-первых, ученица имеет хороший уровень иноязычной компетенции и не боится трудностей, т.к. выполнила большинство отзывов непосредственно на английском языке. Во-вторых, основным фактором в работе с приложением для нее является простота и удобство использования программы, что отражено во всех трех комментариях. Данный факт полностью соответствует ответу подростков из проведенного нами анкетирования. При выборе утилиты школьница смотрит сначала на иконку приложения, а также оценивает яркость дизайна. Оформление может оказаться демотивирующим, на что указывает другой отзыв, представленный на Рис. 4. Мы также отметили такую психологическую особенность подростков как отрицание “детского”, что следует учитывать проектировщикам и дизайнерам при разработке программы. Следующий отзыв посвящен работе с приложением Lingualeo, которое ученику весьма понравилось (Рис. 5). Отметим, что функция самооценки и самоконтроля, обозначенная в данном отзыве, коррелирует с дидактическим принципом активности в рамках системно - деятельностного подхода, и является крайне важной, когда мы говорим о мотивации, особенно в таком “нудном процессе” как постижение английской лексики. А вот вопрос про “бесконечные уведомления” остается открытым. С одной стороны, разработчики предусмотрели появление push - сообщений с целью увеличения продуктивности и потенциального времени, проведенного пользователями в приложении. Кроме того, мы считаем, что нужно рассматривать эти уведомления как реализацию принципа систематичности. Однако некоторые подростки могут посчитать такое вмешательство излишне навязчивым, ведь в этом возрасте ребята самоутверждаются и, следовательно, не реагируют на все, что навязано извне и противоречит их внутреннему волеизъявлению. Но и этот момент можно сгладить: достаточно зайти в раздел “Настройки” и отключить напоминания.
Итак, в данном параграфе мы пришли к выводу о необходимости реформирования методической системы преподавания английского языка в школе. Данное утверждение основано на выявленных нами отрицательных тенденциях. Во-первых, фундамент внутренней мотивации можно строить лишь на положительном отношении ученика к предмету и процессу обучения, на его интересе и вовлеченности. Мы констатировали, что у трети старших подростков такой фундамент отсутствует, и в пределах школы учащиеся ориентируются в основном на внешние стимулы и оценочные мотивы. Во-вторых, значимое противоречие в сегодняшней образовательной ситуации заключается в том, что традиционные методы обучения, предпочитаемые учителями, не в состоянии более удовлетворять запросам молодого поколения, которое нуждается в применении современных методов. Для разрешения этого противоречия предлагается внедрение МО как актуального компенсаторного метода. Выяснилось, что материально-технические условия учеников позволяют работать по модели BYOD. Кроме того, ребята психологически готовы рассматривать свои устройства как полноценные инструменты обучения и самоконтроля. Об этом свидетельствует зафиксированная нами тенденция использования школьниками лексико-грамматических программ для самообучения. По нашим наблюдениям в ходе педагогической практики, обучающие приложения, построенные по принципу дидактоцентричности способны вывести внутренние мотивы, связанные с изучением английского языка, на передний план в общей структуре мотивационной сферы подростка.
Таким образом, мы уточнили гипотезу о неготовности подростков к применению МО, и с точки зрения технических возможностей наше предположение оказалось ложным. В вопросе психологических предпосылок мы склонны придерживаться мнения, что уже сегодня имеются необходимые условия, достаточные для того, чтобы мобильный подход рассматривался школьниками как серьезный прогрессивный метод обучения. Позволим себе вынести в качестве прогноза предположение о том, что психологическая готовность подростков в отношении МО будет расти. Самым главным фактором, на который обращают внимание пользователи при выборе приложения, является его простота и удобство использования. Дизайн разрабатываемого мобильного сервиса должен отвечать психологическим особенностям подростков. В качестве исходных ориентиров мы определили, что модель нашего приложения, описанная в бизнес-плане, будет сконструирована под Android-смартфоны и направлена на решение проблем лексико-грамматического характера.