Порядок проверки эффективности пневматических тормозов электроподвижного состава и их готовности к применению

13.1. Электроподвижной состав метрополитена оборудован автоматическими пневматическими, электрическими и стояночными тормозами. Основным тормозом является автоматический пневматический, а электрический – рабочим.

В соответствии с п.18.39. ПТЭ метрополитенов РФ – машинист обязан содержать тормозные устройства поезда (состава) готовыми к действию и не допускать падения или повышения давления в напорной и тормозной магистралях выше установленных норм.

В соответствии с п.18.47. ПТЭ метрополитенов РФ – машинист должен произвести проверку работы пневматических тормозов:

- при приемке или после осмотра состава в электродепо, в пункте технического обслуживания, перед выдачей состава после ночного или дневного отстоя;

- после соединения автосцепных устройств вагонов после их разъединения;

- после сцепа вспомогательного поезда с неисправным.

Машинист обязан произвести проверку тормозов в движении на эффективность их действия:

- после выезда из электродепо, из отстоя на линии;

- перед въездом в электродепо;

- после начала движения при управлении не из головной кабины;

- после стоянки поезда (состава) 20 минут и более.

В соответствии с «Инструкцией по содержанию и применению электрических и автоматических тормозов на электроподвижном составе метрополитена» 2 раза в год весь подвижной состав подвергается проверке соответствия тормозных путей расчетным. На ЛДЛ проверка производится на мерных участках по 1-му главному пути на перегонах «Римская» - «Крестьянская застава» и «Кожуховская» - «Печатники», по 2-му главному пути на перегонах «Печатники» - «Кожуховская» и «Крестьянская застава» - «Римская». Однако, при нарушении правильной эксплуатации автоматических пневматических тормозов может возникнуть ситуация их истощения и неэффективности. Для исключения этого машинист должен:

- выполнять определенные должностными инструкциями обязанности, касающиеся проверки исправности автоматических пневматических тормозов;

- при работе на линии, при производстве маневровых работ на парковых путях периодически проверять фиксацию ручки крана машиниста во 2-м поездном положении;

- при выезде из электродепо и подходе первого токоприемника второго вагона под контактный рельс производить остановку разрядкой тормозной магистрали на 0,7-1,0 Ат., что соответствует 3-4 положению крана машиниста. После полной остановки необходимо убедиться по манометру ТЦ, что тормоз не отпускает в течение 5 секунд (не происходит самопроизвольный отпуск).

13.2. На ЛДЛ проверка пневматических тормозов в движении на эффективность их действия для первых поездов и поездов после ночного отстоя на линии производится:

13.2.1. После выезда из электродепо «Печатники»:

- по 1-му главному пути на перегоне «Печатники» - «Волжская»;

- по 2-му главному пути на перегоне «Печатники» - «Кожуховская».

13.2.2. После выезда из отстоя на главных и станционных путях станции «Марьино»:

- по 1-му главному пути на перегоне «Марьино» - «Борисово»;

- по 2-му главному пути на перегоне «Марьино» – «Братиславская».

13.2.3. После выезда из отстоя на главных и станционных путях станции «Люблино»:

- по 1-му главному пути на перегоне «Люблино» - «Братиславская»;

- по 2-му главному пути на перегоне «Люблино» - «Волжская».

13.2.4. После выезда из отстоя на главных и станционных путях станции «Чкаловская»:

- по 1-му главному пути на перегоне «Чкаловская» - «Римская»;

- по 2-му главному пути на перегоне «Чкаловская» - «Сретенский бульвар».

13.2.5. После выезда из отстоя на главных и станционных путях станции «Достоевская»:

- по 1-му главному пути на перегоне «Достоевская» - «Трубная»;

- по 2-му главному пути на перегоне «Достоевская» - «Марьина роща».

13.2.6. После выезда из отстоя на главных и станционных путях станции «Марьина роща»:

- по 1-му главному пути на перегоне «Марьина роща» - «Достоевская»;

13.2.7. После выезда из отстоя на главных и станционных путях станции «Зябликово»:

- по 2-му главному пути на перегонах «Зябликово» - «Шипиловская» и «Шипиловская» - «Борисово».

13.3. Проверка пневматических тормозов в движении на эффективность их действия производится:

13.3.1. После выезда из электродепо «Печатники»:

- по 1-му главному пути на перегоне «Печатники» - «Волжская»;

- по 2-му главному пути на перегоне «Печатники» - «Кожуховская».

13.3.2. После выезда из планового отстоя ПТО станции «Марьино»:

- по 2-му главному пути на перегоне «Марьино» - «Братиславская».

13.3.3. Перед въездом в электродепо, при следовании по парковым путям:

- в створе со светофорами П-1, П-2, П-3, П-4,П-5, П-6.

13.3.4. При следовании в 40, 50, 52 тупики и на 58 путь:

- по сигнальным знакам «Начало ПТ», «Конец ПТ», установленных по маршруту следования в указанные тупики.

13.3.5. После выезда из возможного внепланового отстоя, при стоянке более 20 минут:

- с 1-го, 2-го, 3-го станционных путей станции «Марьина Роща»;

- с соединительной ветви станции «Чкаловская»;

- с 3-го станционного пути станции «Дубровка»;

- с 3 станционного пути станции «Люблино»;

- с 3-го, 4-го станционных путей станции «Марьино»;

- с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го станционных путей станции «Зябликово».

На ближайшем перегоне, к указанным выше местам выезда состава из внепланового отстоя, предназначенном для проверки пневматических тормозов на эффективность их действия в движении. На данных перегонах установлены сигнальные знаки: «Начало ПТ» - начало пробного торможения и «Конец ПТ» - конец пробного торможения.

Сигнальный знак «Начало ПТ» устанавливается в месте начала снижения давления в тормозной магистрали.

Сигнальный знак «Конец ПТ» устанавливается в месте отпуска пневматических тормозов.

13.4. Порядок проверки пневматических тормозов в движении на эффективность их действия на линии производится следующим образом:

13.4.1. После отправления со станции на перегон, где осуществляется проверка пневматических тормозов на эффективность их действия, после отключения тяговых двигателей, при установившейся в соответствии с режимом скорости, машинист у сигнального знака «Начало ПТ» производит разрядку тормозной магистрали на 1 Ат. постановкой ручки крана машиниста в 3-4 положение;

13.4.2. У сигнального знака «Конец ПТ» скорость движения поезда должна снизиться не менее чем на 5 км/ч, от скорости начала торможения, это свидетельствует, что замедление соответствует установленной норме.

Убедившись в эффективности действия пневматических тормозов, машинист у сигнального знака «Конец ПТ» или до него производит отпуск тормозов переводом ручки крана машиниста во 2-е положение.

13.5. Порядок проверки пневматических тормозов в движении на эффективность их действия на парковых путях производится следующим образом:

13.5.1. При следовании по парковым путям (при заходе состава в электродепо), машинист, в створе с маневровыми светофорами П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6 разряжает тормозную магистраль на 0,7 Ат. 3-м положением крана машиниста.

При снижении скорости состава на 3 км/ч от скорости начала пробного торможения, что свидетельствует о появлении тормозного эффекта, производит отпуск тормоза переводом ручки крана машиниста во 2-е положение. Дальнейшую остановку производит у сигнального знака предварительной остановки за 25 метров до ворот электродепо;

13.5.2. При следовании в 40, 50, 52 тупики и на 58 путь, машинист, у сигнального знака «Начало ПТ» производит разрядку тормозной магистрали на 0,7 Ат. 3-м положением ручки крана машиниста.

У сигнального знака «Конец ПТ» скорость движения состава (вагона) должна снизиться не менее чем на 3 км/ч от скорости начала пробного торможения, это свидетельствует, что замедление соответствует установленной норме. Убедившись в эффективности действия пневматических тормозов, машинист, у сигнального знака «Конец ПТ», производит отпуск тормозов переводом ручки крана машиниста во 2-е положение.

Дальнейшую остановку состава (вагона) производит за 25 метров до тупикового упора или ворот вагономоечной установки;

13.5.3. При производстве маневровых передвижений по парковым путям и управлении из кабины, расположенной не по ходу движения, помощник машиниста находящийся в первом по ходу движения вагоне состава (вагона, сцепа) в створе со светофорами П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6 или у сигнальных знаков «Начало ПТ», установленных в 40, 50, 52 тупиках и 58 пути по радиостанции подает команду «ТОРМОЗ» машинисту, производящему маневровые передвижения. По команде «ТОРМОЗ», машинист производит разрядку тормозной магистрали на 0,7 Ат. 3-м положением крана машиниста, после появления тормозного эффекта производит отпуск тормоза 2-м положением ручки крана машиниста. Дальнейшая остановка состава (вагона) производится за 25 метров до ворот или тупикового упора;

13.5.4. Проверка эффективности автоматических пневматических тормозов в движении производится только при разрешающих показаниях впереди расположенных светофоров и свободности пути (не менее двух рельсовых цепей по показаниям АЛС на пульте управления).

13.5.5. Отправление со станций на перегоны, где производится проверка пневматических тормозов на эффективность их действия, необходимо осуществлять имея запас времени 30 секунд, с возможным повторным подключением тяговых двигателей на 2-м положении контроллера машиниста;

13.5.6. Отправление со станций на перегоны, где производится проверка пневматических тормозов на эффективность их действия необходимо осуществлять на 3-м положении контроллера машиниста, а отключение тяговых двигателей производит строго в соответствии с установленным скоростным режимом;

13.5.7. При неблагоприятных атмосферных условиях (дождь, снег, температура воздуха ниже 15 градусов, тормозной путь на открытых участках (парковые пути) может увеличиваться в 1,5-2,0 раза;

13.5.8. При получении письменного или устного предупреждения, при следовании первым поездом или поездами после ночной расстановки на линии и невозможности проведения проверки пневматических тормозов на эффективность на указанных выше перегонах, машинист должен произвести проверку эффективности автоматических пневматических тормозов в движении на первом попутном перегоне определенным для проверки после проследования участка действия предупреждения;

13.5.9. Во всех случаях, изменения места проведения проверки эффективности пневматических тормозов, машинист, после окончания смены, обязан оформить донесение установленным порядком.

Наши рекомендации