Технология мобильного обучения в преподавании английского языка
Данный параграф носит дескриптивный характер, а его целью является уточнение понятийного аппарата работы, указание на этапы становления мобильного обучения и его взаимосвязь с другими видами ИКТ-обучения.
Мобильный мир прошел долгий путь эволюции: от Алана Кея, предложившего в 70-х годах XX в. концепцию устройства Dynabook –прототип первых ноутбуков и планшетных компьютеров, до Стива Джобса – гения - основателя компании Apple и разработчиков современных мобильных устройств. Появление в 1990-х гг. карманных персональных компьютеров, т. н. КПК, дало основания для развития мобильного обучения(англ. m-learning; далее – МО) уже на базе новейших устройств и беспроводных технологий. В годы становления МО (2003 - 2005 гг.) доступ к образовательному е-контенту осуществлялся преимущественно посредством браузера и e-mail. [98, с. 1] На сегодняшний день доступны самые разные способы получения информации, в т. ч. посредством набирающих популярность мобильных приложений.
Сегодня образовательный процесс подвергается кардинальным изменениям из-за активного внедрения в него различных ИКТ - и мобильных технологий. Программы с использованием мобильных устройств в учебном процессе реализуются во многих странах Европы, в Австралии, в США и в Канаде, а “мобильные приложения являются неотъемлемой частью любого западного курса”. [15, с. 14] К сожалению, примеры такого рода образования в российском опыте малочисленны. Развитие МО в России, по оценкам специалистов, отстает от других стран на 5–7 лет. [59, с. 159]
Несмотря на то, что технология МО является относительно новой, ведь первые мобильные приложения появились около 20 лет назад, в научной литературе отображены многочисленные попытки исследователей дать определение такому понятию как “МО”. При тщательном анализе материалов, мы убедились, что все представленные определения касаются либо технологических параметров используемых средств обучения, либо указывают на общие дидактические аспекты МО.
Так к первой группе можно отнести работы российских [17; 22; 62] и зарубежных авторов [90; 99], которые при уточнении сути МО склонны акцентировать внимание лишь на особенностях используемых мобильных средств и технологий.Например, в авторской монографии Н. Г. Бондаренко и А. А. Володина МО характеризуется как технология, которая «использует в качестве средств обучения мобильные беспроводные устройства, такие как смартфоны и планшетные компьютеры, темпы совершенствования и распространения которых развиваются». (тут и далее в цитатах курсив мой –
К.П.) [11, с. 22]
В рамках данной группы выделяется особая категория понятий, в которых акцент сделан на ученической возможности быть “мобильным”, т. е. подчеркивается независимость процесса обучения от конкретного места и времени. Согласно определению ЮНЕСКО, МО предполагает использование мобильных технологий, либо самостоятельно, либо в сочетании с другими информационно - коммуникационными технологиями (ИКТ), с тем, чтобы «учиться в любое время и в любом месте». [100] Из-за возможности «повсеместной подключенности к сети», Б. Б. Ярмахов наделяет МО девизом «учиться везде». [86, с. 46] Еще ряд исследователей [52; 57; 70; 95; 97] предлагают созвучные определения МО, не отражая в них дидактических свойств, функций, а также методического потенциала мобильных устройств и программ. Перечисленные трактовки отличаются друг от друга лишь видами упомянутых устройств мобильной связи, которые могут использоваться в процессе обучения. Объединяющим фактором является отсутствие указаний на педагогические аспекты.
В логике информационно - технологического подхода ученые [6; 51; 72; 87; 93] рассматривают МО как деятельность, в ходе которой учащиеся могут стать более продуктивными, общаясь,получая, создавая или предоставляя учебную информацию любого формата на персональные мобильные устройства.Однако как справедливо отмечает Н. Г. Бондаренко, эти понятия не отражают сущностных характеристик обучения, а концентрируют внимание на понятии «информация», способах и методах ее поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения с использованием мобильных средств. Поэтому она предлагает другое определение МО, утверждая, что это “целенаправленный процесс активного и интерактивного взаимодействия обучающихся и преподавателей посредством дидактической информационно - коммуникационной технологии, обладающей заданными возможностями реализации методов и форм обучения, а также специальным характером представления содержания обучения в виде образовательного контента, обеспечивающее, вне зависимости от месторасположения и времени осуществления учебной деятельности, достижение образовательных целей и планируемых результатов обучения”. [12, с. 99] Несмотря на то, что представленная трактовка во многом отражает содержательные характеристики педагогического процесса и особенности мобильного подхода, мы все же полагаем, что она сформулирована недостаточно неопределенно в контексте изучения иностранных языков.
Представленная выше дефиниция, как и некоторые другие, которые нам встретились, относятся ко второй группе понятий. В них авторы [24; 28; 73] отображали те или иные педагогические аспекты МО. К примеру, Ю. В. Еремин и Е. А. Крылова приводят в своей статье авторское определение МО как «новой учебно - информационной реальности» на основе объединения основных его аспектов в логике системного подхода. [34, с. 161] В монографии В. А. Куклева указано, что МО «рассматривается как электронное обучение с помощью мобильных устройств, независимое от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов». [48, с. 56] Проанализировав представленные в научных источниках определения понятия “МО”, мы пришли к выводу, что ни один из предложенных вариантов не удовлетворяет контексту данной работы, т.к. не описывает в полной мере дидактический потенциал мобильных приложений в изучении иностранного языка. Во всем массиве данных нам удалось отыскать лишь несколько определений МО, в которых авторы сфокусировались на специфике иностранного языка как предмета и попытались уточнить роль обучающих мобильных приложений. Например, в статье К. В. Капранчиковой МО иностранному языку определяется как “форма организации процесса обучения и контроля, основанная на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.), при которой обучающиеся в любом месте и в любое время могут формировать и совершенствовать языковые навыки, развивать речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально - бытовой и профессиональной сферах.” [39, с. 84] Такое же определение предлагают в своей работе Л. Б. Темникова и В. Демченко. [71, с. 196] В практике преподавания иностранного языка Я. Г. Григорян трактует МО как “использование потенциала имеющихся у учащихся гаджетов для работы с обучающими приложениями или приложениями на иностранном языке.” [27, с. 34] В свою очередь В. В. Борщева понимает под m-learning “обучение учащихся при помощи мобильных устройств (телефонов, смартфонов, планшетных компьютеров и т.д.) с использованием специальных программ / приложений и без них.” [13, с. 96]
В общем и целом, мы полагаем, что МО представляет собой комплексный феномен, который следует определять не только с технико - дидактических, но и с методических позиций, учитывая при этом роль мобильного программного обеспечения. Таким образом, наша формулировка будет выглядеть следующим образом: мобильное обучение иностранному языку – это интерактивная технология обучения, контроля и взаимодействия субъектов образовательного процесса, основанная на применении мобильных устройств и обучающих мобильных приложений, которые позволяют пользователю в любом месте и в любое время формировать и развивать речевые, языковые умения и навыки, а также формировать социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции, входящие в состав иноязычной коммуникативной компетенции, с целью свободного использования иностранного языка как средства общения.
Невозможно говорить о МО отвлеченно от других видов ИКТ - обучения. Так, большинство исследователей полагают, что целесообразно рассматривать МО в сравнении с дистанционным (англ. distance learning), электронным (англ. e-learning), и смешанным (англ. blended learning) обучением. Первый подход к определению связей между этими разными видами обучения основан на утверждении, что МО является одной из форм электронного обучения. Под электронным обучением, как обобщающим понятием, понимается особая форма обучения с использованием “новых информационных технологий, технологий мультимедиа и интернета для повышения качества образования за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также отдаленного обмена знаниями и совместной работы”. [31] По мнению многих авторов [20; 41; 47; 53; 69; 91], МО представляет собой новую стадию развития электронного обучения и имеет с последним общие черты в вопросах выбора и использования электронных мультимедийных средств обучения.
С другой стороны, МО рассматривается как подвид дистанционного обучения, т.е. такого, при котором “взаимодействие преподавателей со студентами и студентов между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)”. [40, с. 26] Сторонники такой интерпретации [22; 32; 57] уверены, что линия соприкосновения МО и дистанционного подхода реализуется в возможности получать знания, не привязываясь к конкретному месту и времени проведения занятий.
Существует третья научная точка зрения [72] на место МО в иерархии видов ИКТ – обучения, и она состоит в том, что МО входит в структуру смешанного обучения. Согласно определению Л.В. Десятовой, смешанное обучение “совмещает в себе наиболее эффективные аспекты и преимущества преподавания в классной комнате и интерактивного или дистанционного обучения”. [30, с. 7] Сочетание традиционных и мобильных методик, представленное в модели смешанного обучения может рассматриваться как наиболее перспективное для формирования всеохватывающего (повсеместного) образования. [58, с. 10]
Эффективность МО во многом зависит от характеристик мобильного устройства. Под мобильными устройствами следует понимать компактные портативные устройства, работающие под управлением операционной системы (например, iOS, Android, Windows Phone и т. д.), поддерживающие работу в мобильных сетях и технологию Wi-Fi. Отличительными чертами мобильных устройств являются малогабаритность, индивидуальность, максимальная простота использования, обеспечение коммуникации и работы в сети интернет, совместимость со стационарными компьютерами и ноутбуками, продолжительное время автономной работы, быстрый запуск и выключение. В целях реализации МО могут применяться следующие мобильные средства связи:
• смартфоны и коммуникаторы;
• портативный карманный компьютер (ПКП, "наладонник", PocketPC), планшетный компьютер (Tablet PC/iPad);
• MP3/4 плееры, нетбуки/ридеры (электронные книги), устройства для электронных игр и игровые консоли (Nintendo DS), устройства для прослушивания подкастов (iPod), GPS-навигаторы, цифровые диктофоны и электронные словари и др. Выбор устройства, по мнению Б. Дендева, зависит от возраста, местонахождения, задач и других факторов. [29, с. 281]
Вместе с распространением мобильных устройств растет и популярность всевозможных мобильных приложений. Согласно Оксфордскому словарю, приложение (англ. application; abbr. app.) – это программа, разработанная для выполнения определенной работы, компонент программного обеспечения. [94] Очевидно, что по аналогии, мобильное приложение – это автономный программный продукт, разработанный специально для мобильных устройств с целью оптимизировать решение какой-то проблемы или задачи в жизни пользователя. Авторы книги “Build Mobile Websites and Apps for Smart Devices” обращают внимание читателей на разницу между нативными и сетевыми веб-приложениями. [88, с. 26] Сетевое приложение доступно в сети через браузер устройства, другими словами, это вебсайт, который предлагает сходную с приложением функциональность. А так называемое нативное приложениеразрабатывается специально под заданную платформу (Android или iOS, например) и устанавливается на устройство также как и компьютерное приложение. Мобильные нативные программы, представляющие интерес в контексте данной работы, распространяются через магазины приложений: Apple App Store, Google Play, Windows Phone Store и др.
Наиболее эффективным в пределах школьной практики нам кажется использование модели BYOD (англ. Bring Your Own Device), при которой учеников всячески мотивируют приносить в школу собственные мобильные устройства. [7] При таком подходе учебному заведению не требуется централизованно закупать устройства, что позволяет преодолеть один из основных барьеров на пути внедрения МО в образовательный процесс – вопрос материально-технического обеспечения. Многие учителя также отмечают, что подростки предпочитают пользоваться личными устройствами, даже в тех случаях, когда школа может предложить альтернативу. [33] Психологический комфорт, чувство собственности и привычка оказываются важнее технического превосходства «школьных» устройств.
Проведенный нами анализ регламентирующих нормативно-правовых актов РФ [26; 75; 76] показал, что ИКТ-вектор развития и модернизации российского образования достаточно глубоко прописан на законодательном уровне. В своей кандидатской диссертации А.П. Авраменко утверждает, что интеграция мобильных технологий в преподавание иностранных языков не только отвечает требованиям нормативных и программных документов, стандартов образования нового поколения, но и способствует реализации такого принципа как интерактивность. [1, с. 31] Вслед за автором мы придерживаемся мнения, что применение МО является необходимым условием реализации ФГОС ООО, т.к. способствует “формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; [обеспечивает] активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; [гарантирует] построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся”. Что касается непосредственно предметной области «Иностранный язык», то использование обучающих мобильных программ поможет создать “основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки”. [74] Однако ни в одном из документов, изученных нами, про МО как таковое речи не идет. В связи с этим возникает правомерное, на наш взгляд, суждение о том, что педагоги, делая выбор в пользу мобильных программ, подвергаются определенному риску. Поэтому существует потребность в пересмотре, обновлении и уточнении законодательной базы, определяющей нормы применения МО в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, в данном параграфе мы уточнили ряд понятий, проанализировав актуальные научные источники, и на основании этого анализа предложили авторское определение МО применительно к преподаванию английского языка. Рассмотрев МО в контексте более обширных форм ИКТ-обучения, можем констатировать, что МО имеет сходные черты, как с дистанционным, так и с электронным и смешанным обучением. Мы также заключили, что наиболее подходящей моделью реализации МО является BYOD (использование учениками своих собственных устройств), если мы говорим об изучении английского языка в рамках работы со старшими школьниками. Несмотря на закрепленные в документах предпосылки и условия для реализации ИКТ - деятельности в школе, нормативно-правовое обеспечение именно в отношении МО нуждается в скорейшей разработке. Иначе, перспективы его осуществления останутся, в лучшем случае, лишь в пределах репетиторской практики.