Виды письменных контрольных работ по английскому языку
Ø контрольная работа;
Ø контрольный диктант с грамматическим заданием;
Ø тест;
Ø эссе.
Все виды письменных работ по русскому языку должны быть направлены на проверку знаний в области:
- языковой и лингвистической подготовки учащихся;
- речевой подготовки учащихся;
При определении уровня языковой подготовки учащихся проверяются знания признаков лингвистических понятий и владение умениями и навыками, которые формируются на основе этих знаний.
Подготовка учащихся в области русского правописания включает следующие компоненты:
- владение орфографическим и пунктуационным анализом (опознавание, дифференциация и классификация орфографических и пунктуационных ошибок);
- владение навыками правописания в условиях специфических форм письма (разные виды диктантов);
- владение навыками правописания в условиях естественного письма (свободный диктант, письменное переложение и собственное высказывание).
Речевая подготовка (коммуникативная компетенция) учащихся включает в себя речеведческие знания и формируемые на их основе умения в различных видах речевой деятельности, в первую очередь – в чтении и письме.
Учащиеся должны знать основные признаки понятий стиля, типа речи, текста и опираться на них в работе с языковым материалом (текстом). Знание научных определений (дефиниций) не является обязательным и в содержание проверки не входит.
Для проверки рекомендуется использовать следующие типы заданий:
- задания тестового характера с выбором ответа, проверяющие знания основных признаков речеведческих понятий;
- анализ текста, оформленный в виде развернутого письменного или устного ответа.
Для определения уровня сформированности умений в чтении рекомендуется использовать фрагмент текста и ряд заданий к нему, проверяющих понимание основной мысли (идеи) произведения, смысловой структуры текста, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями.
По форме эти задания представляют собой:
- вопросы к тексту, предполагающие развернутый устный или письменный ответ учащегося;
- задание тестового характера с выбором ответа.
3. Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Как правило, он проводится с целью проверки прочности знаний и навыков, учащихся по тому или иному пройденному разделу (теме).
Тексты предлагаемых диктантов должны:
Ø включать достаточное количество изучаемых орфограмм (примерно 60 % от общего числа слов в диктанте);
Ø соответствовать речевому и интеллектуальному развитию учащихся;
Ø быть средней трудности;
Ø должны быть рассчитаны на выполнение всеми учащимися на той ступени обучения, на которой они находятся.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы и пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце первого полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями.
Из изученных ранее орфограмм и пукнтограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 уроках).
Слова, трудные в смысловом отношении, с осложненным морфологическим составом, четко проговариваются учителем или пишутся на доске.
Рекомендуемое количество слов в текстах диктантов
Класс Вид работы | |||||||
Контрольный диктант | 20-25 слов | 25-30 слов | 30-35 слов | 35-40 слов | 40-45 слов | 45-50 слов | 50-55 слов |
Контрольный словарный диктант | 8-10 слов | 10-15 слов | 10-15 слов | 15-20 слов | 15-20 слов | 20-25 слов | 20-25 слов |
Примечание:
Если диктант дается с грамматическим заданием, то его следует уменьшить на 5-7 слов (в зависимости от сложности и объема задания).
Нормы оценки диктантов
При оценке диктантов следует учитывать следующие критерии:
- грамотность написания текстов;
- аккуратность работы.
При оценке диктантов исправляются, но не учитываются:
а) орфографические и пунктуационные ошибки:
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- в передаче авторской пунктуации;
б) описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов также важно учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделить негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
К негрубым относятся ошибки:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушениях их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.