Особенности организации учебного процесса в 1-х классах

Организация учебного процесса в первом классе – самый сложный и ответственный период начального уровня образования.

Целью обучения в 1-классах является формирование у 6-7-летних детей навыков чтения по слогам, чтения целого слова, выразительного пересказа, заучивания наизусть, привитие навыков грамотного письма, развитие связной речи и других навыков. Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности первоклассников является особо важным, и учебный процесс должен быть построен по принципу «от простого к сложному», «от легкого к трудному».

Обучающимся первых классов в первом полугодии учебного года оценки не ставятся, применяются другие методы и приемы стимулирования.

В первом классе обучающимся домашнее задание не задается.

Учебные занятия в организациях образования начинаются не ранее восьми часов.

Для облегчения адаптационного периода детей 1-го класса в соответствии с приказом МОН РК от 17 сентября 2013 года № 375 «Об утверждении Типовых правил деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования)» учебная нагрузка усложняется постепенно, т.е. применяется «ступенчатый» режим занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в первом полугодии уроки проводятся по 35 минут, со второго полугодия проводятся уроки по 45 минут.

В течение учебного года для обучающихся 1-х классов в ІІІ четверти дополнительно предоставляются каникулы на 1 неделю.

В расписание 1-го класса парные уроки не ставятся (приказ Министра национальной экономики РК «Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» от 29 декабря 2014 года № 179).

Время перемен между уроками должно быть предусмотрено с учетом времени на питание и отдых.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Английский язык

Изучение английского языка в начальной школе пробуждает интерес детей к изучению другого языка, интерес к окружающему миру. Дети могут усваивать язык через различные способы, такие, как активные игры, песни, стихи, проектные работы.

Учителя английского языка могут помочь детям в раннем возрасте на уровне начальных классов развить понимание языка и проявить интерес к его изучению.

Учебная программа по английскому языку направлена на развитие обучающихся, которые приобретают уровень владения языком A1 посредством:

– разнообразных заданий, которые способствуют развитию навыков анализа, оценки и творческого мышления;

– работы с широким спектром устных и письменных источников.

Уровни владения английским языком для 1-2 классов согласно Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference – CEFR) отражены в таблице 71.

Таблица 71 – Уровни владения английским языком (1-2 классы)

Класс Уровень владения языком «на входе» Уровень владения языком «на выходе»
1 класс starter towards А1
2 класс towards А1 low А1

В начальной школе содержание программы направлено на развитие у обучающихся способности использовать английский язык в повседневных ситуациях и создание прочной основы для дальнейшего изучения.

Через изучение английского языка обучающиеся будут понимать:

– инструкции, позволяющие им играть в игры с использованием английского языка;

– общие повседневные выражения в коротких диалогах;

– разговорный английский или аудиозапись;

– рассказы;

– английские мультфильмы, фильмы или программы.

Обучающиеся будут уметь на английском языке:

– рассказывать истории и короткие тексты;

– писать предложения на основе данных моделей;

– инсценировать рассказы, короткие пьесы, песни, рифмы;

– использовать короткие ежедневные выражения в коротких диалогах.

Обучающиеся будут владеть лексикой, основанной на темах, связанных с понятиями: цифры, цвета, время, погода, еда, одежда, животные, растения, части тела, личная информация, семья, школа, друзья, развлечения, спорт, праздники, традиции и обычаи, время, здания, искусство, музыка, исследователи и изобретатели, мифы.

В начальной школе развитие языковых навыков осуществляется через изучение сквозных тем на трех языках.

Межпредметная связь (Cross Curricular Links) в учебных планах начальной школы (1,2 классы) представлена в каждой теме (таблица 72).

Таблица 72 – Межпредметная связь в учебных программах 1-2 классов

Темы (Units) Межпредметная связь (Cross Curricular Links)
1 класс
All about me The cross curricular links in this unit are learning the colours of the rainbow and performing simple addition and subtraction operations
My school The cross-curricular dimension in this unit relates to links with early literacy in other subjects focusing on recognizing letter shapes as sound pictures and forming letters of regular size and shape between lines
My family and friends The cross-curricular element in this unit relates to understanding and talking about kinship
The world around us The cross-curricular links here are to aspects of geography relating to weather, seasons and types of terrain and habitat and to themes of cultural identity and international words
Travel The cross-curricular links relate to means of transport and staying safe
Tradition and folklore The cross-curricular themes in this unit relate widely to the themes of seasonal changes, traditional masks and the fairy tale genre
Food and drink The cross-curricular links in this unit relate to foods which go together and animal food chains
2 класс
All about me The cross-curricular focus in this unit is different customs (greetings) in different countries
My family and friends The cross-curricular elements in this unit relate to learning about scri pt and using an alphabet code
My school The cross-curricular elements in this unit relates to performing simple maths operations in English and talking about spaces and behaviour in school
The world around us The cross-cultural elements in this unit are geography skills in terms of the political map and environmental awareness through the recognition of the shape and meaning of signs
Health and body The cross-curricular elements relate to maths in measuring lengths and tabulating data and awareness of different types of sport
Tradition and customs The cross-curricular focus is Kazakh history and legends and cultural differences
The natural environment The cross-curricular element relates to seasonal changes and the different types of limb that animals have
Travel The cross curricular focus is mathematical in terms of learning the names of and spotting shapes and the making and design of moving parts of a vehicle

Рекомендации при планировании уроков по учебному плану для 1, 2 классов:

1) использовать на уроках игры, песни, считалочки, рифмовки и деятельность, связанную с развитием мелкой моторики;

2) мотивировать работу обучающихся при выполнении учебных заданий, создавать доброжелательную и комфортную атмосферу через применение разнообразных форм поощрения и приёмов поддержки обучающихся;

3) продумывать диапазон форм, методов и приёмов обучения с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость);

4) не исправлять ошибки обучающихся, поскольку ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения на начальном этапе. Основным условием успешного овладения коммуникативной компетенцией является активное участие ученика в учебном процессе;

5) регулярно использовать на уроках уже знакомые обучающимся слова, фразы и инструкции на английском языке, что способствует более эффективному запоминанию и узнаванию обучающимися слов и фраз при выполнении заданий;

6) моделировать свою речь, произносить слова и фразы медленно и отчетливо, используя соответствующую интонацию, голос, произношение и жесты;

7) активно использовать мимику, эмоции, жесты и яркие наглядные пособия (картинки, игрушки, постеры), так как это способствует более эффективной концентрации внимания обучающихся и вовлечению их в процесс изучения новых слов;

8) размещать и периодически обновлять работы обучающихся в местах, специально отведенных для этого в классе (так называемые «говорящие стены», выставки и т.д.) с целью стимуляции интереса обучающихся, демонстрации результатов работы, закрепления пройденного материала, демонстрации результатов работы, закрепления пройденного материала.

Учебный предмет «Английский язык» способствует формированию представлений обучающегося о диалоге культур и духовных ценностях своего народа, о национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

В условиях отсутствия естественной языковой среды с целью приблизить процесс освоения английского языка к естественным условиям общения важно руководствоваться следующими дидактическими принципами обучения: минимизация учебного материала, коммуникативность и функциональность, комплексность, воспитывающее обучение, активность, наглядность, ситуативно-тематическая организация материала, системность и последовательность, прочность усвоения, доступность (посильность), индивидуализация и дифференциация.

Объем учебной нагрузки по предмету составляет: 1 класс – 2 часа в неделю, в учебном году 66 часов; 2 класс – 2 часа в неделю, в учебном году –68 часов.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБНОВЛЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В 5, 7 КЛАССАХ

Учебный предмет «Английский язык» для уровня основного среднего образования ориентирован на подготовку к обучению на уровне общего среднего образования, т.е. соотносится с общеевропейскими уровнями владения языком:

1) 5 класс-А2 (ниже среднего);

2) 7 класс-В1 (низкий).

Цель обучения английскому языку на уровне основного среднего образования – развитие языковых навыков обучающихся на уровне В1 по завершении основной школы посредством:

1) разнообразных заданий, которые способствуют развитию навыков анализа, оценки и творческого мышления;

2) работы с широким спектром устных и письменных источников.

Учебная программа использует принцип спиральности. Этот подход предусматривает изучение целей и тем повторно через определенные промежутки времени (в пределах учебного года или в последующих классах), включая знания и навыки, которые постепенно расширяются по глубине, объему и сложности.Достижение целей по навыкам речевой деятельности предполагает, что развитие мыслительной деятельности в прогрессии происходит от «знает, понимает» к «различает, сопоставляет». Знания, умения и навыки формируются и развиваются через мыслительные навыки от самых элементарных до навыков мышления высокого порядка (по Таксономии Блума).

Содержание программы 5, 7 классов состоит из 6 направлений –

Strand 1: Content,

Strand 2: Listening,

Strand 3: Speaking,

Strand 4: Reading

Strand 5: Writing,

Strand 6: Use of English, – каждое из которых подразделяется на цели обучения, выстроенные в виде прогрессии, как было указано ранее, от формирования простых навыков до более сложных в каждом отдельном классе. По мере развития навыков от уровня к уровню и из класса в класс цели усложняются.

Учебная программа реализуется согласно долгосрочному плану, в котором разделы изучаются в течение учебного года, и учитель свободно распределяет часы и порядок проведения тем в течение четверти.

Учебная программа 5, 7 классов направлена на то, чтобы процесс обучения расширил методологический потенциал каждого предмета. Это обеспечивает сознательное овладение предметными знаниями и навыками и поощряет более самостоятельное поведение путем овладения социальными и культурными знаниями и различными методами обучения, навыками проектной и исследовательской деятельностью.

Характерной чертой учебной программы для 5, 7 классов является то, что они развивают самые разнообразные универсальные навыки, а также предметные навыки и знания. Система учебных целей служит основой для развития критического мышления, навыков функционального и творческого применения знаний, проведения исследований, применения различных способов коммуникации, овладения ИКТ, умениями работы в команде и самостоятельно, решения проблем и принятия решений. Эти универсальные навыки обеспечивают успех учащегося в школе и в жизни в целом.

Учебная программа для 5, 7 классов включает гармоничное сочетание функций традиционных нормативных образовательных документов и ряда инновационных методологических стратегий.

Учебная программа предоставляет возможность эффективно общаться с различными аудиториями. Обучающиеся достигают эту цель благодаря возможности в школьной среде общаться со сверстниками, учителями и посетителями посредством интерактивных задач, которые включают неофициальные и официальные устные и письменные презентации. Уделяется также большое внимание внеклассному взаимодействию с обучающимися в режиме онлайн и лицом к лицу с носителями английского языка из других культур.

Обновленная программа направлена на формирование функциональной грамотности учащихся, которая предполагает применение языка в реальных жизненных ситуациях. Обучающие ситуации связаны с жизнью и отражают понятную и знакомую им действительность. Обновленная программа не ограничивает изучение английского языка только в пределах лексического набора, структурных требований и в какой-то степени коммуникативных конвенций пользования языком. Прагматический аспект раскрывает все возможности и краски языка, уделяя пристальное внимание контексту, ситуации общения и сложившимся или складывающимся правилам взаимоотношений между участниками коммуникации. Изучение лексического и грамматического материала лежит в контексте изучения собственного отношения обучающегося к той или иной ситуации. Эффективно и целесообразно используется активное обучение, которое предполагает активацию мыслительных процессов через техники и подходы. Важно отметить, что программы не ограничиваются перечнем литературы, а предлагают к использованию разнообразные ресурсы, соответствующие возрасту и интересам учащихся.

Тематическое содержание 5, 7 классов полностью отражает тематику программы 2013 года утверждения, помимо этого, изучаются следующие темы:

5 класс – Creativity (Art, Music, Stories and poems);

7 класс – ommunication and Technology, Space and Earth, Natural disasters.

Обязательным компонентом программы является раздел «Independent Project» («Проектная работа»), который способствует развитию исследовательских навыков через независимое изучение определенной темы (которая вызывает особый интерес у учащегося), и раздел «Reading for Pleasure», в рамках которого учащиеся читают художественную и научно-публицистическую литературу; знакомятся с разными произведениями и жанрами литературы.

Количество часов в неделю по английскому языку составляет:

в 5, 7 классах – по 3 часа в неделю, в год – по 102 часа.

Рекомендуется:

1.Обратить внимание на юниты «Independent project», нацеленные на развитие исследовательских навыков учащихся. Через проектные работы учитель может проводить формативное оценивание с фокусом на различные цели обучения и виды речевой деятельности. Формат и содержание проектной работы (тематическое содержание, виды и формы деятельности, ожидаемые результаты, формы оценивания и т.д.) обсуждаются коллегиально внутри школьных методических объединений.

2. Активно использовать методические рекомендации по развитию навыка чтения в рамках разделов «Reading for pleasure». Работа с художественной и нехудожественной литературой является обязательным элементом обучения английскому языку и позволяет учащимся развивать и закреплять соответствующие навыки.

Изучение английского языка с помощью современных коммуникативных методов предоставляет учащимся возможность развивать интерактивные навыки и учиться на основе взаимодействия с другими, становясь таким образом хорошим коммуникатором.

Включение казахстанского компонента в программу является неотъемлемой частью содержания ее тем на всех уровнях.

Учебная программа обеспечивают единство воспитания и образования посредством взаимосвязи и взаимозависимости ценностей в области образования, результатов деятельности и системы учебных целей для этого предмета.

Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания иностранного языка, но также способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. В единстве с обязательным курсом она создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения.

Можно выделить основные подходы к моделированию внеурочной деятельности в обучении иностранному языку:

– тематические игровые вечера;

– кружки страноведения;

– недели иностранных языков;

– видеоклубы, центры языкового погружения;

– театральные постановки на иностранном языке и др.

При оценке языковых компетенций необходимо учитывать следующее:

1. Языковые ошибки учеников следует отмечать и обращать их внимание на совершенные ошибки доступным для них способом, однако ошибки не могут повлиять на оценку, если ученик может доступно продемонстрировать свои знания. Главная задача ученика – передать свое сообщение, грамматика при этом может страдать. Постепенно самовыражение становится более точным и корректным.

2. Ученики, отвечая на вопросы, могут использовать и первый язык. Поскольку вначале ограниченный словарный запас и знание целевого языка могут стать препятствием при высказываниях и ответах, то на первой стадии обучения это (по крайней мере, частично) разрешается. При этом следует договориться, в какой момент все ученики перейдут на ответы на неродном (целевом) языке и, начиная с того момента, применение первого языка становится скорее исключением.

3. Как правило, в устной речи учитель исправляет возникшую ошибку с помощью перефразирования, повторения правильной формы от ученика не требуется, потому что это может прервать выражаемую мысль, а также ученик может потерять уверенность в выражении мыслей на неродном языке.

4. Если одна и та же ошибка повторяется вновь, в конце объяснения соответствующей темы учитель приводит примеры правильных форм и при необходимости делает ударение на грамматике. Помимо этого, либо педагог, либо класс в целом, в виде совместной деятельности могут привести некоторые соответствующие теме примеры выражений, имеющие то же самое лингвистическое содержание.

5. При проверке письменных работ языковые ошибки также не учитываются (если выраженная мысль или текст понятны), но педагог указывает это в своих комментариях.

Наши рекомендации