Феномен детства в творчестве Стивена Кинга.
(Составили Т.А.Якадина, А.Г.Ненилин)
1. Библиографические особенности детства писателя, знаковые события повлиявшие на творчество С. Кинга (Доклад)
2. Место темы детства в творчестве английских и американских писателей 2-ой половины XX века (У. Голдинг «Повелитель Мух», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков», «Вторжение», «Вельд» С.Кинг «Низкие люди в желтых плащах», «Кукурузные дети»). Темы столкновения невинности и познания; ребенок как модель «естественного человека» и гуманистический идеал; ребенок-жертва/ палач.
3. Мотивы инициации и ритуальные схемы в повестях «Тело», «Низкие люди в желтых плащах» (по Кэмпбеллу, Нойману, Проппу)
4. «Детскость» взрослых, и «взрослость» детей как знаковая для творчества писателя бинарная оппозиция. Пагубность инфантильности и потенциал детскости.
5. Использование образа ребенка как метода социо-культурной критики.
Художественная литература:
Брэдбери Р. Миры Рэя Брэдбери: В 8 т. – М., 1997.
Голдинг У. Повелитель мух. – СПб., 2000.
Кинг С. Тело // Кинг С. Четыре сезона. – М., 1998.
Кинг С. Низкие люди в желтых плащах // Кинг С. Сердца в Атлантиде. – М., 2002.
Кинг С. Кукурузные дети // Кинг С. Ночная смена. Сб. рассказов. – М., 1998.
Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи. Повесть, рассказы. – Харьков, 2000.
Критическая литература:
Заварова А. Миф о детстве (осмысление детства в искусстве конца XIX – начала XX веков) // Детская литература 1994. № 3. – С. 71 – 74.
Иткина Н.Л. Поэтика Сэлинджера. – М., 2002.
Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой. – М., 1997.
Кинг С. Пляска смерти. – М., 2002.
Кинг С. Как писать книги. – М., 2003.
Левин А.Е. Англо-американская фантастика как социокультурный феномен. Вопросы философии. 1976. № 3. – С. 146 – 154.
Максимов А. Стивен Кинг – Стэнли Кубрик: «Сияние» // Экранные искусства и литература: Современный этап. – М., 1994. – С. 194 – 224.
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.
Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. – М., 1998.
Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1998.
Психология детства в художественной литературе XIX – XX вв. сост Г.А. Урунтаева. Биогр. Очерки. М.В. Наумлюк. – М., 2001.
Шемякин А.М. Мистический роман Стивена Кинга // Лики массовой литературы США. – М., 1991, С.317 – 335.
Энциклопедия фантастики. Кто есть кто / Ред. В. Гаков. – Минск, 1995.
Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства// Новый мир,- М., 1979, № 12, С. 242 – 257.
Тема 23 (2 ч)
Английская фантастика конца ХХ века
(Составил А.С.Бакалов)
1. Феномен английской фантастики.
1.1. Художественное своеобразие научной фантастики
как жанра;
1.2. Английская литература ХХ века и фантастика;
2. Английские писатели-фантасты ХХ века:
2.1. Джон Уиндем: угроза гибели человечества («День триффидов», «Кукушки Мидвича», «Отклонение от нормы», «Порыв в неведомое», «Кракен пробуждается», «Из глубины морской», «Потерянная машина»).
2.2. Артур Кларк: космос и глубины океана («Город и звезды», «Свидание с Рамой», «Лунная пыль», «Большая глубина»);
2.3. Джеймс Баллард: экология и издержки цивилизации («Мир погруженный», «Засуха», «Ветер ниоткуда», «Невозможный человек», «Голоса времени», «Сад времени», «Небоскреб», «Бетонный остров», «Зона катастроф», «Кошмар в четырех измерениях»).
3. Образ будущего в английской фантастической прозе. Английская фантастика и «литература предупреждения».
ЛИТЕРАТУРА
1. Арбитман Р. Научная фантастика в одиночестве (заметки о современном состоянии жанра) // Вопросы литературы, 1996. № 1. С. 308-316.
2. Брандис Е.П., Дмитриевский В. Зеркало тревог и сомнений. О путях развития англо-американской фантастики. М.: Знание, 1967.
3. Брандис Е., Дмитриевский В. Мир будущего в научной фантастике. М,: Знание, 1965. 47 с.
4. Горбунов А.Н., Семибратов А.В. Зарубежная научная фантастика // Горбунов А.Н. Научная фантастика. М., 1985. С. 17-24.
5. Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике (книга для учащихся). М.: Просвещение, 1983.
6. Евдокимов А. Научная фантастика // Сборник научной фантастики. Вып. 20. М., 2003. С. 246-250.
7. Ивашева В.В. Научно-фантастический роман сегодня. Артур Кларк. Джон Уиндэм. Джеймс Баллард // Ивашева В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977. Очерки. М.: Советский писатель, 1979. С. 212-243.
8. Кагарлицкий Ю. О Джоне Уиндэме // Уиндэм Д. День триффидов. Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1966. С. 5-16.
9. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? О темах и направлениях зарубежной фантастики вчера и сегодня. М.: Худ. литература, 1974. 349 с.
10. Левин А.Е. Англо-американская фантастика // Вопросы
философии. 1976. № 3. С. 147.
11. Ляпунов Б. В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы. 2-е издание. М., 1975.
12. Пискунова С., Пискунов В.В. Уроки зазеркалья // Октябрь, 1988. № 8. С. 188-198.
13. Парнов Е.И. Современная научная фантастика. М.: Знание, 1968.
14. Селезнев Ю. Фантастическое в современной прозе. М., 1977.
15. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу // Дом интеллектуальной книги. М., 1990.
16. Харитонов Е.В. Наука о фантастическом. М., 2001. С. 240-247.
17. Шубин А., Рыбалко В. Не спешите хоронить фантастику // Техника молодежи, 2000. № 7. С. 46-56.
Тема 23 (2 ч)