Феномен детства в творчестве Стивена Кинга.

(Составили Т.А.Якадина, А.Г.Ненилин)

1. Библиографические особенности детства писателя, знаковые события повлиявшие на творчество С. Кинга (Доклад)

2. Место темы детства в творчестве английских и американских писателей 2-ой половины XX века (У. Голдинг «Повелитель Мух», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков», «Вторжение», «Вельд» С.Кинг «Низкие люди в желтых плащах», «Кукурузные дети»). Темы столкновения невинности и познания; ребенок как модель «естественного человека» и гуманистический идеал; ребенок-жертва/ палач.

3. Мотивы инициации и ритуальные схемы в повестях «Тело», «Низкие люди в желтых плащах» (по Кэмпбеллу, Нойману, Проппу)

4. «Детскость» взрослых, и «взрослость» детей как знаковая для творчества писателя бинарная оппозиция. Пагубность инфантильности и потенциал детскости.

5. Использование образа ребенка как метода социо-культурной критики.

Художественная литература:

Брэдбери Р. Миры Рэя Брэдбери: В 8 т. – М., 1997.

Голдинг У. Повелитель мух. – СПб., 2000.

Кинг С. Тело // Кинг С. Четыре сезона. – М., 1998.

Кинг С. Низкие люди в желтых плащах // Кинг С. Сердца в Атлантиде. – М., 2002.

Кинг С. Кукурузные дети // Кинг С. Ночная смена. Сб. рассказов. – М., 1998.

Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи. Повесть, рассказы. – Харьков, 2000.

Критическая литература:

Заварова А. Миф о детстве (осмысление детства в искусстве конца XIX – начала XX веков) // Детская литература 1994. № 3. – С. 71 – 74.

Иткина Н.Л. Поэтика Сэлинджера. – М., 2002.

Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой. – М., 1997.

Кинг С. Пляска смерти. – М., 2002.

Кинг С. Как писать книги. – М., 2003.

Левин А.Е. Англо-американская фантастика как социокультурный феномен. Вопросы философии. 1976. № 3. – С. 146 – 154.

Максимов А. Стивен Кинг – Стэнли Кубрик: «Сияние» // Экранные искусства и литература: Современный этап. – М., 1994. – С. 194 – 224.

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. – М., 1998.

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1998.

Психология детства в художественной литературе XIX – XX вв. сост Г.А. Урунтаева. Биогр. Очерки. М.В. Наумлюк. – М., 2001.

Шемякин А.М. Мистический роман Стивена Кинга // Лики массовой литературы США. – М., 1991, С.317 – 335.

Энциклопедия фантастики. Кто есть кто / Ред. В. Гаков. – Минск, 1995.

Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства// Новый мир,- М., 1979, № 12, С. 242 – 257.

Тема 23 (2 ч)

Английская фантастика конца ХХ века

(Составил А.С.Бакалов)

1. Феномен английской фантастики.

1.1. Художественное своеобразие научной фантастики

как жанра;

1.2. Английская литература ХХ века и фантастика;

2. Английские писатели-фантасты ХХ века:

2.1. Джон Уиндем: угроза гибели человечества («День триффидов», «Кукушки Мидвича», «Отклонение от нормы», «Порыв в неведомое», «Кракен пробуждается», «Из глубины морской», «Потерянная машина»).

2.2. Артур Кларк: космос и глубины океана («Город и звезды», «Свидание с Рамой», «Лунная пыль», «Большая глубина»);

2.3. Джеймс Баллард: экология и издержки цивилизации («Мир погруженный», «Засуха», «Ветер ниоткуда», «Невозможный человек», «Голоса времени», «Сад времени», «Небоскреб», «Бетонный остров», «Зона катастроф», «Кошмар в четырех измерениях»).

3. Образ будущего в английской фантастической прозе. Английская фантастика и «литература предупреждения».

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбитман Р. Научная фантастика в одиночестве (заметки о современном состоянии жанра) // Вопросы литературы, 1996. № 1. С. 308-316.

2. Брандис Е.П., Дмитриевский В. Зеркало тревог и сомнений. О путях развития англо-американской фантастики. М.: Знание, 1967.

3. Брандис Е., Дмитриевский В. Мир будущего в научной фантастике. М,: Знание, 1965. 47 с.

4. Горбунов А.Н., Семибратов А.В. Зарубежная научная фантастика // Горбунов А.Н. Научная фантастика. М., 1985. С. 17-24.

5. Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике (книга для учащихся). М.: Просвещение, 1983.

6. Евдокимов А. Научная фантастика // Сборник научной фантастики. Вып. 20. М., 2003. С. 246-250.

7. Ивашева В.В. Научно-фантастический роман сегодня. Артур Кларк. Джон Уиндэм. Джеймс Баллард // Ивашева В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977. Очерки. М.: Советский писатель, 1979. С. 212-243.

8. Кагарлицкий Ю. О Джоне Уиндэме // Уиндэм Д. День триффидов. Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1966. С. 5-16.

9. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? О темах и направлениях зарубежной фантастики вчера и сегодня. М.: Худ. литература, 1974. 349 с.

10. Левин А.Е. Англо-американская фантастика // Вопросы

философии. 1976. № 3. С. 147.

11. Ляпунов Б. В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы. 2-е издание. М., 1975.

12. Пискунова С., Пискунов В.В. Уроки зазеркалья // Октябрь, 1988. № 8. С. 188-198.

13. Парнов Е.И. Современная научная фантастика. М.: Знание, 1968.

14. Селезнев Ю. Фантастическое в современной прозе. М., 1977.

15. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу // Дом интеллектуальной книги. М., 1990.

16. Харитонов Е.В. Наука о фантастическом. М., 2001. С. 240-247.

17. Шубин А., Рыбалко В. Не спешите хоронить фантастику // Техника молодежи, 2000. № 7. С. 46-56.

Тема 23 (2 ч)

Наши рекомендации