Чтение гласных диграфов в ударном слоге
Диграфомназывается сочетание двух букв, произносимых как одна фонема. Чтение гласных диграфов в ударном слоге не зависит от типа слога. Наличие у диграфов некоторых общих черт позволяет разделить их на следующие три группы:
Первая группа – диграфы, произносимые как дифтонги. Первый и второй элементы дифтонга передаются соответственно первой и второй буквами диграфа в их кратком чтении. Например, ei - vein [veɪn], oi - oil [ɔɪl].
Вторая группа – диграфы, произносимые как монофтонги или дифтонги. Звуковое чтение дифтонга не соответствует чтению входящих в его состав букв. Например, au – August ['ɔ:gəst], ou – loud [laud].
В диграфах третьей группы читается только первая или вторая из двух букв. Она имеет алфавитное чтение. Например, ai – maid [meɪd] – читается первая буква; eu – neutral ['nju:trəl] – читается вторая буква.
Сочетания букв i + e, o + e, u + eв односложных словах могут рассматриваться как диграфы III группы ie,oe,ueили как открытый тип слога немой е на конце.
Сочетание гласных не всегда является диграфом: иногда это свободное сочетание гласных, образующее два слога, и тогда первая гласная читается по правилу открытого типа слога, а вторая образует неударный слог. Например, diet ['daɪət], trial ['traɪəl], duel [djuəl].
Сводная таблица правил чтения гласных диграфов
I группа (первая и вторая буквы диграфа в своем кратком чтении передают первый и второй элементы дифтонга) | II группа (буквы диграфа не читаются. Все сочетания передает монофтонг или дифтонг) | III группа (одна из букв диграфа имеет алфавитное чтение) | |
читается первая буква | читается вторая буква | ||
ei [eɪ] vein* eythey oi[ɔɪ] oil oy boy | оoв конце слова too оо +согласная [u:] (кроме k) soon* oo + k[u] book, cook au[ɔ:] author awsaw ou[au] out** ownow | ai [eɪ] maid ayday ie[aɪ] tie* yerye oa[əu] coat oetoe owlow, window** ue[ju:] due uisuit*** ee[ɪ:] meet eatea**** | eu [ju:] neutral ew*few** |
*В некоторых словах после буквы сдиграф ei чтиается [ɪ:]. Например: receive, ceiling. | *Но в словах good, wood, stood диграф оо +согласная читается кратко: [u]. ** В некоторых словах диграф ouчитается [ʌ]: country, cousin, young или [u:]: youth, group, soup, rouble. | *В некоторых словах перед согласной диграф ie читается [ɪ:]. Например, field, believe. ** В конечном безударном слоге диграф ow не редуцируется. ***После [r], [j], [ʤ] диграфы ui, ueчитаются [u:]. Например, blue, fruit, juice. ****Перед буквой dи сочетанием th диграф ea читается [e]. Например, bread, death. | *В данном диграфе согласная буква w является дублетом гласной буквы u и читается [ju:]. ** После звуков [r], [l], [ʤ] диграфы eu, ew читаются [u:]. Например: blew, drew, Jew. |
Чтение диграфов перед буквой r
Диграф + r | Звук | Примеры |
ai + r ei + r ee + r ea + r oa + r oo + r ou + r | [eə] [ɪə] [ɪə] [eə] [ɔ:] [uə] [auə] | air, chair their beer, deer near, dear* bear board poor** our, flour |
*В некоторых словах диграф ea + r читается [ə:]. Например: learn, earth.
** Но в словах door, floor диграф читается [ɔ:].
UNIT 22
Интонация
Речевая интонация как фонетическое явление представляет собой сложное и неразрывное единство ряда взаимосвязанных компонентов: мелодики (speech melody), акцентуации (sentence stress), темпа (speech tempo), тембра (timbre ['tæmbə]) голоса. Варьирование и взаимодействие этих компонентов помогает передать цель, смысловое содержание речи, отношение говорящего к сообщаемым фактам, к собеседнику.
Под мелодикой понимается движение частоты основного тона голоса (pitch of the voice). Различают три высотных уровня диапазона голоса: верхний (high), средний (medium) и нижний (low). В пределах этих уровней происходит изменение основного тона: он падает и поднимается. В целом нисходящие тоны выражают законченность мысли и категоричность суждения, а восходящие - незаконченность мысли и некатегоричность.
На начальном этапе обучения целесообразно различать семь основных типов тонов:
1) Низкий нисходящий тон (Low Fall) употребляется в эмоционально нейтральных утвердительных предложениях, приказаниях, восклицаниях, специальных вопросах.
|
No
2) Высокий нисходящий тон (High Fall) передает личную заинтересованность говорящего, дружелюбность, выражает его эмоциональное отношение к происходящему. Употребляется в эмоциональных высказываниях, альтернативных и разделительных вопросах, в искренних благодарностях.
|
No
3) Низкий восходящий тон (Low Rise) передает незаконченность, некатегоричность суждения. Употребляется в неуверенных ответах на вопросы, просьбах, советах или рекомендациях, в общих и разделительных вопросах, перечислениях, в формально вежливых извинениях и благодарностях, в приветствиях, прощаниях.
No
4) Высокий восходящий тон (High Rise) употребляется в переспросах.
No
5) Нисходяще-восходящий тон (Fall-Rise) употребляется в некатегоричных утверждениях с импликацией контраста, в вежливых поправках, искренних извинениях с импликацией сопереживания, сожаления.
ˇNo
6) Восходяще-нисходящий тон (Rise-Fall) передает определенность и законченность суждений, отличающихся сильной эмоциональной окрашенностью: удивление, сильное впечатление.
^No
7) Ровный тон (Midlevel) передает неопределенность высказывания; часто употребляется при декламации поэзии.
No
Тесно связанный с мелодикой тембр голоса может передавать не только эмоции, но и тончайшие оттенки отношения говорящего к высказыванию, к другому лицу, собственные переживания: уверенность/неуверенность, сомнение, нерешительность, побудительность, волеизъявление, запрещение и пр.
Под темпом речи понимается относительная скорость, с которой мы произносим одно высказывание на фоне другого. Темп бывает средний (нормальный), убыстренный или замедленный, равномерный или неравномерный. Изменение нормального темпа служит одним из средств выразительности речи. Тесно связанный с ритмом, темп выполняет регулирующую функцию в процессе формирования механизма ритмических групп в чтении или речи.
Ритм представляет собой регулярное появление во времени ударных слогов. Его основной функцией является объединение более мелких ритмических групп в более крупные синтагмы, фразы и, в конечном итоге, целый речевой контекст. Особенностью английского ритма является то, что ударные слоги появляются в речи через относительно равные временные промежутки, при этом количество безударных слогов между ними может быть любым.
Фразовая акцентуация представляет собой выделение важных по смыслу слов в потоке речи (см. также Unit 20 “Фразовое и логическое ударение”).
Ex. 1
Сравните произношение слов, употребляя различные типы тонов.
ˎYes ˋYes ˏYes ˊYes ˇYes ^Yes
ˎGood ˋGood ˏGood ˊGood ˇGood ^Good
ˎWait ˋWait ˏWait ˊWait ˇWait ^Wait
ˎPull ˋ Pull ˏPull ˊPull ˇPull ^Pull
ˎMine ˋMine ˏMine ˊMine ˇMine ^Mine
ˎWrite ˋWrite ˏWrite ˊWrite ˇWrite ^Write
Ex. 2
Произнесите следующие предложения, обращая внимание на фразовую акцентуацию. Помните, что при этом изменяется значение предложения.
1. ˈDo you ˈwant to ˈstay ˏhere?
ˈDo you ˈwant to ˏstayhere?
ˈDo you ˏwant to stay here?
ˈDo ˏyou want to stay here?
2. ˈCan you ˈbreak an ˈapple in ˏtwo?
ˈCan you ˈbreak an ˏapple in two?
ˈCan you ˏbreak an apple in two?
ˈCan ˏyou break an apple in two?
3. ˈHave you ˈmet my ˈwife beˏfore?
ˈHave you ˈmet myˏwife before?
ˈHave you ˈmetˏmy wife before?
Have you ˏmet my wife before?
Have ˏyou met my wife before?
4. ˈDo you ˈknow the ˈshortest ˏway?
ˈDo you ˈknow the ˏshortest way?
ˈDo ˏyou know the shortest way?
5. ˈMust you ˈgo ˏnow?
ˈMust you ˏgo now?
ˈMust ˏyou go now?
UNIT 23
RHYTHM PRACTICE
Ex. 1
Произнесите, соблюдая ритмический рисунок.
The ‘day/
the 'whole 'day/
'nearly the 'whole 'day/
'very 'nearly the 'whole 'day/
'very 'nearly the 'whole 'day 'long
A 'clock/
my 'friend’s 'clock/
the 'hands of my 'friend’s 'clock/
the 'metal 'hands of my 'friend’s 'clock/
the 'two 'broken 'metal 'hands of my 'friend’s 'clock
A ‘book/
a 'good 'book/
a 'very 'good 'book/
a 'very 'good 'text-book/
a 'very 'good 'school 'text-book
'Shoes /
a 'pair of 'shoes/
a 'dirty 'pair of 'shoes/
a 'dirty 'pair of 'brown 'shoes/
a 'dirty 'pair of 'brown 'leather 'shoes
A 'pie/
an 'apple 'pie/
a 'blackberry and 'apple 'pie/
a 'large 'blackberry and 'apple 'pie/
a 'very 'large 'blackberry and 'apple 'pie/
a 'very 'large 'well-'cooked 'blackberry and 'apple 'pie/
a 'very 'large 'well-'cooked 'blackberry and 'apple 'pie with 'whipped 'cream
Ex. 2
Произнесите фразы, соблюдая ритм: “da” обозначает ударный слог, “di” – безударный.
Оба слога ударные: [da- da]
'Come 'here. 'What 'for?
'Look 'out. 'Speak 'up.
'Where 'to? 'On 'top
'No 'more 'In'side
'Sit 'down 'Say “yes”
'Try 'hard 'Not ‘now
'Yes, 'please 'That’s' true
'No 'good 'Please 'do
'Where 'from? 'All 'right
'Hold 'tight 'Wash 'up
Ex. 3
Следуйте образцу: ударный /безударный /ударный слог: [da-di-da]
'Try a'gain 'Show me 'yours
'Not so 'fast 'Make the 'tea
'Go to 'sleep 'Drive a 'car
'Practice 'hard 'That’s a 'lie
'Have a 'go (попытайся) 'Where’s he 'from?
'Cold as 'ice 'Here’s some 'tea
'Lemo'nade 'Half an 'hour
'Do it 'now 'Long a'go
'Just in 'front 'Can’t be 'done
'Ill in 'bed 'Ring me 'up
Ex. 4
Следуйте образцу: безударный /ударный /безударный слог: [di-da-di]
I THINK so I’d LIKE to
a HANDful as WELL as
for Ever at BREAKfast
she HAD to with PLEASure
just LISTen in WINter
Ex. 5
Следуйте образцу: второй слог ударный, последующие два - безударные:[di-da-di-di]
I THINK it is they’ve FINISHED it
to PRACtise it I’ve HEARD of it
it’s POSSIBLE they MUST have been
they KNEW it was he LENT me one
a POCKETful let’s GIVE her some
Ex. 6
Следуйте образцу: ударный только второй слог, остальные - безударные: [ di-da-di-di-di-]
I’ve EATEN them all I PROMISED him it
to SATisfy them we THOUGHT it had been
a TABLEspoonful inTERogate them
the RAILway station we KNOW what it is
in SPITE of it all a QUARTER of them
Ex. 7:
Следуйте образцу: из пяти слогов ударные только первый и последний: [ da-di-di-di-da]
DIRty underNEATH HALF of them have LEFT
HAVE a cigaRETTE BRING along your FRIEND
HOW is Uncle GEORGE PUT it on the SHELF
CLEAN it with a BRUSH GET in touch at ONCE
COME and have a MEAL DON’T be such a FOOL
Ex. 8
Следуйте образцу: безударный/ударный/безударный/безударный/ударный/безударный/безударный:
[ di-da-di-di-da-di-di]
He STARted to TALK to me
I THINK that he WANTS us to
They’ve PRACTiсed it PERfectly
We’ll BORRow aNOTher one
You’ll GET it on SATurday
It WASN’T apPROPriate
It’s Very unFORtunate
They’ve ALLgone on HOLIday
It’s NOT what I ASKED you for
It’s JUST what I THOUGHT it was
Ex. 9
Следуйте образцу: безударный/ударный/безударный/безударный/безударный/ударный/безударный/безударный/безударный
[di-da-di-di-di-da-di-di-di]
it’s NOT the one I BORRowed from you
she DOESN’T want to TALK about him
reMEMber what your TEACHER tells you
I TOOK it to a WATCH-repairer
the DOCTOR didn’t SEE the patient
but WHERE’s the glass you are DRINKing out of?
perHAPS you didn’t REAlize it
you’ll NEED a rather BIGGER saucepan
I THINK he did it BEAUtifully
a TEAspoonful of SALAD dressing
Ex. 10
Следуйте образцу: di-DA-di-di-di-DA-di-di-di-DA
I THINK it was an EXcellent afFAIR
I WONder if he’ll ASK me in adVANCE
we HAVEN’T got an ENvelope to MATCH
the OFfice boy will SHOW you where to GO
the FACtory is WORking DAY and NIGHT
there ISN’T really QUITE enough for TWO
apPROximately TEN of you can COME
the BUS is more conVEnient than the tram
we’ll FETCH you in a CAR in half an HOUR
a BASketful of Apples from the SHOP
UNIT 24
INTONATION PRACTICE
При обучении интонации традиционно используются тонограммы. Тонограмма – это графическое представление интонации. Тонограмма состоит из следующих элементов. Две горизонтальные линии графически отображают верхний и нижний пределы голосового тона (голоса). Тире обозначает ударный слог, точка – безударный слог. Изогнутая вверх или вниз кривая линия означают повышение или понижение интонации.
Паузы обозначаются вертикальной чертой. Одна черта – короткая пауза, две черты –длительная пауза. Волнистая вертикальная линия – очень короткая пауза.
Intonation scales
Falling tone – (question-word questions)Жирно выделено слово, на котором голос идет вниз.
1.’What’s the \time?['wɔts ðə 'taɪm]
2. ‘When can you \come?
3. ‘Which is the \way?
4. ‘Where does he \live?
5. ‘Who would like some\chocolate?
6. ‘What’s the \matter?
7. ‘Which is\yours?
8. ‘When did she \leave?
9. ‘What do you \want?
10. ‘How \are you?
Rising tone(жирно –слово, на котором голос вверх) – questions of the “yes-no” type.
1. ‘May I ‘use your /phone? ['meɪ aɪ 'ju:z jə 'fəun]
2. ‘Do you /usually work so late?
3. ‘Do you like ‘reading in /bed?
4. ‘Can you ‘come to the /pictures with me tonight?
5. ‘Would you ‘like a ‘nother ‘slice of /bread?
6. ‘Were you in ‘time for the /concert last night?
7. ‘Can you ‘get it ‘mended by to/morrow?
8. ‘Did the ‘postman ‘bring any /letters today?
9. ‘Are you ‘going /camping again this year?
10. ‘Have you got the ‘tickets for the /football match?
Rising tone (not questions)
1. ‘That’s /right. ['ðæts 'raɪt]
2.’Please, sit /down.
3. ‘Don’t / trouble!
4. ‘If you /like.
5. ‘Don’t /move.
6. ‘See you /soon.
7. ‘That’s /good
8. ‘That’s /enough.
9. ‘Good / buy!
10. ‘O/K!.
Fall – Rise (обратить внимание на переход от безударногоначала (произнести низко)к произнесению первого ударного слога(высоко))
1. I’ll ‘ask him my\self,if / necessary. [aɪl 'α:sk ɪm maɪ'self ɪf 'nesəsərɪ]
2. I ‘think it’s ‘quite \ fair, /on the whole.
3 We were ‘always ‘good \friends, till last /year.
4. ‘Nothing can ‘save her \now, except a /miracle.
5. ‘That’s the \last, I /think.
6. He was \ right,neverthe/less.
7. ‘They knew ‘nothing a\bout it,till /now.
8. In ‘spring it ‘rains a\lot, / generally.
9. I’ll ‘do it \now, if there’s /time.
10. We have ‘very little \ snow here, as a / rule.
Please, mind the difference between these two sentences:
1) I’ll \ask him, when he /calls.
After a short pause, which is marked by comma, the second part of the sentence is said in the manner of AFTERTHOUGHT.
2) I’ll ask him ‘when he \calls.
There’s no pause before the second part and the whole sentence is said as ONE IDEA.
Rise-Fall(short words)
[lɔts]
/\ Six. /\Yes. /\ Lots. Gold. Mine. New. None. Where? How? Thanks! Right!
Rise-Fall (more /longer words)
/\Wonderful play. /\All of them were. /\ Naturally. /\Comfortably. /\You can explain.
/\ Taller than you. /\ Better than that. /\Obviously. /\Jack did it. /\ Loads of time.
Descending stepping scale: (жирно выделены слова или часть слова, на которых голос идет вниз)
['ʤɔ:ʤ 'pleɪz 'futbɔ:l evrɪ 'sætədeɪ ,α:ftə'nu:n]
1. ‘George ‘plays ‘football every ‘Saturday after’\noon.
2. ‘What ‘time does the ‘night-train for ‘\Glasgow leave?
3. ‘How ‘far is it from ‘here to ‘\London?
4.’Why didn’t you ‘do as I sug’\gested?
5. ‘Where did you ‘say you had ‘put my ‘\glasses?
6. I’d ‘like you to ‘come im’mediately ‘after \tea.
7. They ‘watched him ‘repairing the \water-pipes.
8. He ‘promised to ‘send a ‘telegram ‘on his ar\rival.
9. What is the best thing to \mendit with?
10. We ‘shan’t be ‘able to ‘go there a’gain for a \long time
Ascending stepping scale:
1. I /can’t find it \anywhere. [aɪ 'kα:nt 'faɪndɪt 'enɪweə]
2. That’s /just what I was going to \say.
3. /What shall I do to\day.
4.It’s /very wonderful in\deed.
5. /Are you very /busy just now?
Level tone.
Mid-level tone is the most characteristic.
1. He → said “I will come” [hɪ 'sed aɪl 'kʌm]
2. I→ don’t know.
3. I am ex→hausted.
UNIT 25
Tag questions
Помните, что произнесенные с восходящей интонацией tag-questions являются вопросами со значением «asking for listener’s opinion». Но произнесенные с нисходящей интонацией, они перестают быть вопросами и становятся просто вежливыми фразами для поддержания разговора.
Произнесите с ВОСХОДЯЩЕЙ интонацией:
1. It \isn’t sold, /is it?
2.You ‘came this \morning, /didn’t you?
3.You’d ‘like some \tea, /wouldn’t you?
4.You were ‘late this \morning, /weren’t you?
5.We ‘last ‘met in \March, /didn’t we?
6.You’re ‘taking the e’xam in \June, /aren’t you?
7.They ‘live in \Bristol, /don’t they?
8.You’ve ‘got enough \money, /haven’t you?
9.There’won’t be \room for us, /will there?
10.There was ‘no \answer, /was there?
Произнесите с НИСХОДЯЩЕЙ интонацией:
1. Tomorrow’s \Monday, \isn’t it?
2. You’re ‘wondering who I \am, \aren’t you?
3. She’s ‘quite att\ractive, \isn’t she?
4. He ‘wasn’t very po\lite, \was he?
5. You ‘don’t be\lieve me,\do you?
6. We shall ‘see each other again, shan’t we?
7. You’ll ‘stay to \tea,\won’t you?
8. They were ‘both \present, \weren’t they?
9. We ‘had no \choice, \had we?
10.We must \hurry, \mustn’t we?
UNIT 26
PRACTICAL TASKS – Задания для самостоятельной работы
При работе над упражнениями необходимо учесть:
- правильное положение органов речи при произнесении звуков, слов, фраз;
- позиционно-комбинаторные изменения звуков, возникающие при слитном произнесении звуков;
- интонацию.
При выполнении заданий для самостоятельной работы нужно:
- прочесть и перевести текст в каждом упражнении;
- поcмотреть транскрипцию слов для правильного их произношения;
- отработать произношение, употребить нужный тип интонации фраз и предложений и выучить наизусть.
[ɪ] - [i:]