О развитии женского малого и среднего бизнеса в Казахстане (ООН, 1997)
Уважаемая госпожа Председатель!
Численность женщин в республике составляет8,5 млн. человек, или 51,38% от всего населения. В целомпо народному хозяйству уровень занятости женщин на 1.01.96 составил 49%.Следует отметить, что занятость женщин в республике Казахстан характеризуется относительно высоким уровнем по сравнению с другими странами азиатского региона.
Отличительной чертойженской занятости в республике является то, что основная часть работающих женщин сосредоточенав образовании, здравоохранении, торговле, социальном обеспечении. В органы государственной службы занятости из числа обратившихся женщины составили 50,5%. Состав безработных женщин характеризуется преобладанием в их среде работниц со стажем трудовой деятельности, ранее занятых на рабочих местах, имеющих среднее образование, находящихся в наиболее трудоспособном возрасте.
Среди женщин, получивших официальный статус безработного, 45% проживают в сельской местности. Средняя продолжительность безработицы у женщин составляет 5 месяцев. Министерство труда, Государственная служба занятости принимают меры по содействиютрудоустройству безработных женщин. В утверждаемую ежегодно Правительством Республиканскую программу содействия занятости населения включен специальный раздел «Занятость женщин», предусматривающий использование активных мер по ее обеспечению. Одним из действенных средств помощи в трудоустройстве малоконкурентных на рынке труда групп, к числу которых относятся женщины, остается квотирование рабочих мест, при посредстве которого ежегодно трудоустраивается пятая часть безработных, получивших рабочие места. Особое внимание уделяется профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификациибезработных женщин, что является наиболее действенной формой социальной защиты, оказываемой службой занятости Республики за счет средств Государственного фонда содействия занятости.
В современных условиях особую роль приобретает развитие женского малого и среднего бизнеса.
Участие женщин в предпринимательстве — это необходимость, вызванная условиями рынка,и своеобразная альтернатива безработице, бесплатному домашнему и малооплачиваемому труду в государственном секторе.
Возможность участия женщин в предпринимательстве обусловлена такжеих достаточно высоким уровнем образования, необходимостью развития сфер услуг кустарного производства, национальных народных промыслов, где женщина имеет опыт и навыки в этой работе.
Развитие бизнеса женщин — позитивный фактор во многих аспектах, так как предпринимательская деятельность, наряду с другими, является одним из лучших способов самовыражения личности, реализации ее потенциала. Она также формирует в человеке чувство достоинства и уверенности в себе.
Чтобы участие казахстанок в малом и среднем бизнесе стало в будущем успешным и плодотворным, необходима работа как минимум на двух уровнях. На государственном уровне следует организовать целенаправленнуюправовую, экономическую и финансовую поддержку предпринимательству женщин. Делаться это должно вовсе не с целью предоставления им каких-то поблажек или необоснованных льгот по половому признаку, а с расчетом выравнивания стартовых условий деловых или
коммерческих инициатив мужчин и женщин. Параллельно с этим необходимо подкрепить весь комплекс экономико-правовых меркропотливой и деликатной работой на персональном уровне. Вместе с тем трудно признать за женским предпринимательством какой-либо социальный статус,пока нет единой программы женского предпринимательства, нет ни одного указа или законодательного акта по женскому предпринимательству.
Особый статус, оправданный в социальном, экономическом и морально-психологическом плане, женское предпринимательство принимает, на наш взгляд, только в рамках общественного движения, которое сегодня у нас в Республике получает особое признание. Ибо, занимаясь предпринимательством вынужденно или сознательно, женщина прежде всего защищает свои интересы как полноправного гражданина своего общества. Таким образом, перспектива развития женского предпринимательства, во-первых, лежит в плоскости развития женского движения, во-вторых, в государственно-правовой поддержке женского предпринимательства.