Упражнения на расширение текста.

Расширение может идти по линии добавления:

— прилагательных;

— глаголов;

— придаточных предложений;

— 1 — 2 предложений;

— абзацев;

— собственных комментариев и т. д.

8. Составление плана-конспекта/графической схемы-опоры
ответа.

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

Студенты педвуза учились разрабатывать серию уроков по теме «Путешествия». Каждый из них составил графическую схему-опо­ру, на основе которой предполагалось-осуществлять отработку языкового и речевого материала. Эта схема должна была служить своеобразной опорой для учащихся при написании итогового пись­менного задания. i

А Сравните несколько подобных опор и скажите, которая из них вам нравится больше и почему.

©

Попробуйте составить собственную схему по этой же теме.

£Ъ Определите степень эффективности использования таких схем для подготовки к написанию письменных работ по определен­ной теме.

№1


artists
t

paintings myths/legends capitals/villages
museums
armchair travelling
I I l

Упражнения на расширение текста. - student2.ru

literature

cities/towns history/architecture singing/dancing

T nature
T
T

T '

costumes

hobbies
folk-shows
my own experience

with friends

travellers' funny stories • T

TRAVELLING IS GREAT FUN

Г

Упражнения на расширение текста. - student2.ru

DIFFERENT MEANS OF TRAVELLING: THEIR ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Till

on foot
hitch­hiking
by train

by by by currency food national traditions foreign races/nations peculiarities
plane car boat character languages of behaviour

О «<

X

n

X

s

a

л

n


nature/ camping climate

books films pictures mass-media

ю

о

СП

206 ^^ Обучение письму

№2

TRAVELLING

PLANNING

Purpose

business

holidays

round-the-world journey

tourism

sport

fun

WAY

Place

home (resorts, different cities)

abroad

space

fairytales



Упражнения на расширение текста. - student2.ru In reality

by

horse, coach, bicycle, car,

motorcycle, train, etc. water (ship, boat, steamer, ferry,

dolphin) air (plane, helicopter, parachute,

rocket)

In dreams

by

the flight of thought

broom

carpet-plane

dragon



Упражнения на расширение текста. - student2.ru

Alone

WITH

In company with

parents

friends

pets

wild animals

fairy-tale characters

№ 3

who likes to travel/travels a lot/used to travel a lot

travelling — by bus, by car, by plane, by train

places of interest — museums, theatres, shows, exhibitions

when — at present, in the early days of history

where — in our country, abroad

ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ

В начале данной лекции мы говорили о том, что обучение соб­ственно письменной речи становится целью обучения лишь на среднем-и. старшем этапах обучения в школе, а затем развивает-

Обучение письму 207

ся и совершенствуется в вузе. При этом определенные типы тек­стов учащиеся начинают писать .уже .в;.начальной школе. На сред­нем этапе их количество все увеличивается, и они становятся разно­образнее.

К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками на­писания различных видов текстов."'-' ..

Для того чтобы определить, написанию каких текстов следует учить в школе и в вузе,;.выясним, какие требования предъявля­ются к. учащимся при сдаче различных экзаменов, при вхождении, в сферу производственных отношений и успешном продвижении в жизни.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что у нас в.стране сегодня наблюдается значительный разброс в содержании письменных экзаменов в различных учебных заведениях. Где-то все ограничивается лишь письменным переводом предложений с одно­го языка на другой, что не имеет никакого отношения к письмен­ной речи, где-то предлагаются задания на письменный пересказ текста, а где-то используется формат международных письменных экзаменов.

Опыт проведения первых Всероссийских олимпиад по англий­скому языку свидетельствует о том, что постепенно у нас форми­руются единые требования к данному виду работ, приближенные к уровню международных. Год от года учащиеся все лучше справ­ляются с ними, хотя и допускают ряд типичных ошибок. Думает­ся, что если учителя будут знать точно, к чему надо готовить уче­ников в контексте единых современных требований, то нам удастся преодолеть огромный разрыв между выпускными экзаменами в школе и вступительными экзаменами в вуз, унифицировать сис­тему экзаменов в различных регионах России, обеспечив ученикам. единые стартовые возможности, избежать ненужных повторов и совершить переход на новую экзаменационную систему плавно и безболезненно.

Хотя в национальных стандартах пока нет однозначного ответа
на вопрос о том, какие тексты должен уметь составлять абитури­
ент, однако в концепции 12-летней школы и в современных про­
граммах по иностранному языку для школ разного типа уже наме­
тилась определенная унификация требований, которая позволяет
выделить те типы письменных текстов, которые, можно предложить
написать выпускникам и..абитуриентам.. ...

К таким текстам можно отнести:

— написание резюме или CV; . ............

— написание писем, .сопровождающих резюме, писем-запросов о дополнительной* информации, писем-заявлений о желании учиться или работать;

— заполнение бланко.в (в том числе для поступления в учебное заведение или на работу);

— написание писем, статей в молодежные газеты или журналы;



Обучение письму

— написание рецензии на книгу или фильм;

— написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни и т. д.;

— написание инструкций;

— написание репортажа о каких-либо событиях (о выставке, ми­тинге и т. д.)-

___________ ,___________________________ я_________ ЗАДАНИЕ

Проанализируйте те упражнения и заданий на развитие навыков письменной речи, которые приводятся в современных УМ К по ино­странным языкам, и выполните следующие задания:

А Выпишите те установки и задания, кото-рые являются домини-ругащими в УМК на этапе формирования умений в письменной речи.

©

Определите, все ли из перечисленных письменных заданий ин­тересны для учащихся. Назовите пять наиболее или наименее привлекательных, на ваш взгляд.

©

На каком этапе обучения их можно использовать и при каких условиях они будут посильными для учеников?

#| Какие из данных заданий вы сами выполняли с удовольствием " и хотели бы широко использовать на своих уроках? Почему? ■

Очевидно, что если у учеников есть определенные инструк­ции, где пошагово обозначено, в какой последовательности и как выполнять то или иное задание, то результат будет выше. Задача учителя — найти или разработать подобные опоры для учеников.

__________________________________________________ ЗАДАНИЕ

А Попробуйте составить рассказ по известной картине или по от-крытке, где изображено несколько персонажей. Зафиксируйте те действия, которые предшествовали стадии собственно пись­ма. Обоснуйте их последовательность. Скажите, что предопре­делило данную последовательность ваших действий. Уверены ли вы, что ваши учащиеся будут действовать так же?

©

Прочтите приведенную ниже памятку и определите эффектив­ность ее использования. Скажите, стоит ли предлагать подоб­ную памятку учащимся. Почему? На каком языке? На каком эта­пе обучения? Можно ли использовать ее для выполнения других письменных заданий, если да, то каких?

Обучение письму ________________ 209

Как написать рассказ по картинке

Упражнения на расширение текста. - student2.ru Упражнения на расширение текста. - student2.ru Упражнения на расширение текста. - student2.ru Writing to a picture

Directions

You are going to write a story based on the picture. Examine the picture carefully. Don't just glance at it, but study all the details before you begin to write. Think about what might be happening. You are not going to describe just what you see in the picture. You are going to make up a story based on this picture. You will find it a great help to complete the brainstorming exercises .before beginning the actual story.

WHO ARE THESE PEOPLE?

Write about every person in the picture. Tell how old they are, what their personalities are like. Are they related in any way to other people in the picture? What are they doing or saying at the moment of the picture? Do this for every person pictured.

WHERE AND WHEN IS THE SCENE TAKING PLACE?

What town, what country, what plan­et, what day, what year? List the details that support this decision.

WHAT IS HAPPENING IN THIS SCENE3 '

Why are these particular people in this particular place? What are they doing at the moment and why?

WHAT HAPPENED BEFORE THIS?

Describe all the past events that led up to the moment in this scene; What happened yesterday or last week or ten years ago to bring these people together at this time?

WHAT IS GOING TO HAPPEN

NEXT?

What will happen after this? What is each person going to do next? Why? Where will they go? Why? How will the story end? Why?


Наши рекомендации