Упражнения на расширение текста.
Расширение может идти по линии добавления:
— прилагательных;
— глаголов;
— придаточных предложений;
— 1 — 2 предложений;
— абзацев;
— собственных комментариев и т. д.
8. Составление плана-конспекта/графической схемы-опоры
ответа.
__________________________________________________ ЗАДАНИЕ
Студенты педвуза учились разрабатывать серию уроков по теме «Путешествия». Каждый из них составил графическую схему-опору, на основе которой предполагалось-осуществлять отработку языкового и речевого материала. Эта схема должна была служить своеобразной опорой для учащихся при написании итогового письменного задания. i
А Сравните несколько подобных опор и скажите, которая из них вам нравится больше и почему.
© |
Попробуйте составить собственную схему по этой же теме.
£Ъ Определите степень эффективности использования таких схем для подготовки к написанию письменных работ по определенной теме.
№1
artists |
t |
paintings myths/legends capitals/villages |
museums |
armchair travelling |
I I l |
literature |
cities/towns history/architecture singing/dancing
T nature |
T |
T |
T '
costumes
hobbies |
folk-shows |
my own experience |
with friends |
travellers' funny stories • T |
TRAVELLING IS GREAT FUN |
Г
DIFFERENT MEANS OF TRAVELLING: THEIR ADVANTAGES AND DISADVANTAGES
Till
on foot |
hitchhiking |
by train |
by by by currency food national traditions foreign races/nations peculiarities
plane car boat character languages of behaviour
О «<
X
n
X
s
a
л
n
nature/ camping climate |
books films pictures mass-media
ю
о
СП
206 ^^ Обучение письму
№2
TRAVELLING
PLANNING
Purpose
business
holidays
round-the-world journey
tourism
sport
fun
WAY
Place
home (resorts, different cities)
abroad
space
fairytales
In reality
by
horse, coach, bicycle, car,
motorcycle, train, etc. water (ship, boat, steamer, ferry,
dolphin) air (plane, helicopter, parachute,
rocket)
In dreams
by
the flight of thought
broom
carpet-plane
dragon
Alone
WITH
In company with
parents
friends
pets
wild animals
fairy-tale characters
№ 3
who likes to travel/travels a lot/used to travel a lot
travelling — by bus, by car, by plane, by train
places of interest — museums, theatres, shows, exhibitions
when — at present, in the early days of history
where — in our country, abroad
ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ
В начале данной лекции мы говорили о том, что обучение собственно письменной речи становится целью обучения лишь на среднем-и. старшем этапах обучения в школе, а затем развивает-
Обучение письму 207
ся и совершенствуется в вузе. При этом определенные типы текстов учащиеся начинают писать .уже .в;.начальной школе. На среднем этапе их количество все увеличивается, и они становятся разнообразнее.
К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов текстов."'-' ..
Для того чтобы определить, написанию каких текстов следует учить в школе и в вузе,;.выясним, какие требования предъявляются к. учащимся при сдаче различных экзаменов, при вхождении, в сферу производственных отношений и успешном продвижении в жизни.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что у нас в.стране сегодня наблюдается значительный разброс в содержании письменных экзаменов в различных учебных заведениях. Где-то все ограничивается лишь письменным переводом предложений с одного языка на другой, что не имеет никакого отношения к письменной речи, где-то предлагаются задания на письменный пересказ текста, а где-то используется формат международных письменных экзаменов.
Опыт проведения первых Всероссийских олимпиад по английскому языку свидетельствует о том, что постепенно у нас формируются единые требования к данному виду работ, приближенные к уровню международных. Год от года учащиеся все лучше справляются с ними, хотя и допускают ряд типичных ошибок. Думается, что если учителя будут знать точно, к чему надо готовить учеников в контексте единых современных требований, то нам удастся преодолеть огромный разрыв между выпускными экзаменами в школе и вступительными экзаменами в вуз, унифицировать систему экзаменов в различных регионах России, обеспечив ученикам. единые стартовые возможности, избежать ненужных повторов и совершить переход на новую экзаменационную систему плавно и безболезненно.
Хотя в национальных стандартах пока нет однозначного ответа
на вопрос о том, какие тексты должен уметь составлять абитури
ент, однако в концепции 12-летней школы и в современных про
граммах по иностранному языку для школ разного типа уже наме
тилась определенная унификация требований, которая позволяет
выделить те типы письменных текстов, которые, можно предложить
написать выпускникам и..абитуриентам.. ...
К таким текстам можно отнести:
— написание резюме или CV; . ............
— написание писем, .сопровождающих резюме, писем-запросов о дополнительной* информации, писем-заявлений о желании учиться или работать;
— заполнение бланко.в (в том числе для поступления в учебное заведение или на работу);
— написание писем, статей в молодежные газеты или журналы;
Обучение письму
— написание рецензии на книгу или фильм;
— написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни и т. д.;
— написание инструкций;
— написание репортажа о каких-либо событиях (о выставке, митинге и т. д.)-
___________ ,___________________________ я_________ ЗАДАНИЕ
Проанализируйте те упражнения и заданий на развитие навыков письменной речи, которые приводятся в современных УМ К по иностранным языкам, и выполните следующие задания:
А Выпишите те установки и задания, кото-рые являются домини-ругащими в УМК на этапе формирования умений в письменной речи.
© |
Определите, все ли из перечисленных письменных заданий интересны для учащихся. Назовите пять наиболее или наименее привлекательных, на ваш взгляд.
© |
На каком этапе обучения их можно использовать и при каких условиях они будут посильными для учеников?
#| Какие из данных заданий вы сами выполняли с удовольствием " и хотели бы широко использовать на своих уроках? Почему? ■
Очевидно, что если у учеников есть определенные инструкции, где пошагово обозначено, в какой последовательности и как выполнять то или иное задание, то результат будет выше. Задача учителя — найти или разработать подобные опоры для учеников.
__________________________________________________ ЗАДАНИЕ
А Попробуйте составить рассказ по известной картине или по от-крытке, где изображено несколько персонажей. Зафиксируйте те действия, которые предшествовали стадии собственно письма. Обоснуйте их последовательность. Скажите, что предопределило данную последовательность ваших действий. Уверены ли вы, что ваши учащиеся будут действовать так же?
© |
Прочтите приведенную ниже памятку и определите эффективность ее использования. Скажите, стоит ли предлагать подобную памятку учащимся. Почему? На каком языке? На каком этапе обучения? Можно ли использовать ее для выполнения других письменных заданий, если да, то каких?
Обучение письму ________________ 209
Как написать рассказ по картинке
Writing to a picture
Directions
You are going to write a story based on the picture. Examine the picture carefully. Don't just glance at it, but study all the details before you begin to write. Think about what might be happening. You are not going to describe just what you see in the picture. You are going to make up a story based on this picture. You will find it a great help to complete the brainstorming exercises .before beginning the actual story.
WHO ARE THESE PEOPLE?
Write about every person in the picture. Tell how old they are, what their personalities are like. Are they related in any way to other people in the picture? What are they doing or saying at the moment of the picture? Do this for every person pictured.
WHERE AND WHEN IS THE SCENE TAKING PLACE?
What town, what country, what planet, what day, what year? List the details that support this decision.
WHAT IS HAPPENING IN THIS SCENE3 '
Why are these particular people in this particular place? What are they doing at the moment and why?
WHAT HAPPENED BEFORE THIS?
Describe all the past events that led up to the moment in this scene; What happened yesterday or last week or ten years ago to bring these people together at this time?
WHAT IS GOING TO HAPPEN
NEXT?
What will happen after this? What is each person going to do next? Why? Where will they go? Why? How will the story end? Why?