Место фонетической зарядки на уроке

У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще бывает лишней.

Ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями. Фонетическая зарядка помогает их предвосхитить и. избежать.

Это может быть контрольное чтение вслух или наизусть, дек­ламация стихотворения или драматизация диалога, употребление новой1 лексики, аудирование и т. д.

В некоторых случаях, можно рекомендовать начинать уроки с непродолжительной фонетической зарядки регулярно. Речь идет тex группах студентов; где необходим Гкорде^и,ия ТфризнЬсдщш.-*. ных'н^|!ьТю5в7"'Й'апрТмер, у ваших старшеклассников плохо постав­лен звук [л].

Пример фонетической зарядки:

1: Прочитайте следующие слова, где данный звук встречается

в различных сочетаниях в начале, в середине и в конце слов,

передается различными буквосочетаниями.

76 Формирование фонетических навыков речи

Цель: обратить внимание Hjt з^йуко-буквенные соответствия и соб­
ственно артикулирование данного звука в различных положениях.
Автоматизировать его произношение в наиболее часто употребля­
ющихся словах и словосочетаниях. Вспомнить значения слов и об­
ратить внимание на то, как неверное произношение может изме­
нить СМЫСЛ.

sing singing finger uncle
sang ringing stronger anchor
song banging anger ankle
sung learning English monkey
young talking jungle think
win — wing fan — ■ fang bank — bang
ban — ■ bang sun - - sung rink - — ring
sin — sing pin — - ping sunk — sung
thin - - thing gone — gong winki ng — winging

2. Повторите данные предложения вслед за диктором или за, уди-
телем. Постарайтесь здгтм1-шть.-их..,для..выполнения последую-*
щего задания. .....................

Цель: дальнейшая тренировка данного звука, но уже в связном контексте на уровне предложения. Знакомство с некоторыми идио­матическими выражениями, где используется данный звук.

Здесь предполагается высокий уровень мотивации, поскольку содержание предложений и форма выражения мысли, неожиданны и новы для учащихся. Вместе ,с тем они могут использоваться в дальнейшем в различных ситуациях общения, делая высказыва­ния образными и разговорными.

• Nothing's wrong. (Все в порядке.)

#. Things are mending. (Дела поправляются.)

• Everything's going wrong. (Все идет вкривь и вкось.)

• We are getting things moving. (Дело пошло.)

• Saying and doing are two things. (Важны дела, а не слова.)

• Anything's better than going on doing nothing. (Любое занятие лучше безделья.)

• The whole thing's been a roaring success. (Это чрезвычайно процветающее дело.)

• He/she is anxious to start earning his/her living. (Ему/ей не терпится начать зарабатывать на жизнь.)

• You are fancing and imagining things. (Все это только плод тво­его воображения.)

• Inga's poking and prying. (Инга всюду сует свой нос.)

• Inga's way of doing things is singular. (Инга все делает своеоб­разно.)

• Thanks for calling. (Спасибо, что навестили/позвонили.)

• Stop fidgeting, it's annoying. (He вертись, это несносно.)

3. Работая в быстром темпе, попытайтесь отреагировать на одну.,
и ту же реплику учителя. Можно использовать и'ранеТизучен-

Формирование фонетических навыков речи



ные слова и выражения, но желательно также употреблять и подходящие предл ожени я ^дз... предыдущего задания,, изменяя их при необходимости.

Цель: уйти от формального повторения ничего не значащих фраз, внести элемент неожиданности и соревнования, сделать повторе­ние предложений осмысленным и личностно значимым, ввести' их в речевой контекст: Примерные реплики учителя:

• How is everything? How are you doing? (Как дела?)

• Mike is such a nice fellow! (Майк такой чудный парень!)

• I think it's time for me to go. (По-моему, мне пора.)

4. Составьте микродиалогиъ или по одной-две ответные реплики. с каждой стороны с использованием данных выражений: Темой " для диалогов могут послужить проблемы, обсуждаемые в рам­ках изучаемого курса.

____________________________________________ ЗАДАНИЕ

©

А Определите возможные фонетические сложности в каждом из приведенных ниже текстов (А, Б, В, Г).

©

Определите возможные задачи использования каждого текста. Исходя из задач их использования, составьте один иа вариан­тов фонетической зарядки. Определите ее цели, содержание, желаемый результат.

Проиграйте данный фрагмент урока в группе товарищей. Опре­делите:

• что вы чувствовали, когда выступали в роли учителя;

• что чувствовали ваши «ученики», когда выполняли задание, на­сколько высок был уровень мотивации;

• довольны ли вы результатом и почему;

• хотели бы вы что-то изменить и если да, то каким образом и почему.

Текст А

(Учебник для III класса школ с углубленным изучением английско­го языка И. Н. Верещагиной и Т. А. Притыкиной.

Father Duck goes for a swim. Mother Duck comes out with him And behind them nice and clean, Seven yellow ducklings swim.

Seven little yellow balls. "Quack, quack, quack," the mother calls. What a pretty sight they make Swimming on the lake.

Текст Б

(Учебник для V класса школ с углубленным изучением английского языка Л. И. Шаверневой, В. Н. Богородицкой, Л. В. Хрусталевой.

78 Формирование фонетических, навыков речи

A CUP OF TEA

I think I'll make a cup of tea,

I'm very fond of tea, you see.

First the water boiling hot,

Then just a little to warm the pot.

Tip the water into the sink —- .

Two teaspoonfuls of tea, I think!

Then pour the water into the pot,

A lovely cup of tea I've got.

Milk and sugar into the cup, ,

Stir it once, then drink it up.

Текст В

{Cambridge English for Schools. Level 1.)

Ann: Gosh! How beautiful!

Pat: Yes, it is. '

Ann: Where do they live?

Pat: In trees, of course.

Ann: I know that! I mean where in the world do they live?

Pat: Oh sorry. Well, they live in North America and South America.

Countries like Mexico and Brazil. Ann: How do they fly like that? Pat: Well, they move their wings very fast. They drink nectar from

trees. Ann: Oh. You are clever. How do you know all this? Pat: I've got this magazine at home. Ann: Oh!

Текст Г

(Cambridge English for Schools. Level 1.) Read about the foods we eat.

CARBOHYDRATESgive you energy. There are carbohydrates in bread, sugar, potatoes, pasta and rice.

FATSmake you strong and give you energy. There are fats in meat, butter and cheese and oil.

VITAMINSare important for your eyes, your skin, your bones and for other parts of your body. There are 13 types of vitamins.

FIBREcleans the inside of your body. There is fibre in nuts, beans and cereals.

Формирование фонетических навыков речи_______ 79

Литература для дальнейшего чтения и практического ис­пользования:

1.Корчажкина О. М., Тихонова Р. М. Мои любимые зву­ки.— М.: Владос, 1996.

2. Лебединская Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку.— М.: Высшая школа, 1978.

3. Миньяр-Белоручев Р. К,- Методика обучения французскому языку: Гл. VII. Формирование произносительных навыков.— М.: Просвещение, 1990.

4. Шеварденидзе В. HOW ТО SPEAK ENGLISH WITHOUT RUSSIAN ACuENT.

5. Roach Peter. English Phonetics and Phonology.— Cambridge University Press, 2000.

6. Ur Penny. A Course in Language Teaching. Module 4. Teaching Pronunciation.— Cambridge University Press, 1996.

ФОРМИРОВАНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ

В данной лекции нам предстоит рассмотреть один из самых сложных вопросов методики преподавания иностранных языков — формирование лексических навыков речи.

Вопросы для обсуждения:

Как научить словам так, чтобы они запомнились и не исчез­ли бесследно через месяц?

Как систематизировать бескрайний объем слов, идиоматиче­ских выражений и т. д.?

Как организовать ознакомление с повой лексикой и ее тре­нировку, не забывая и не игнорируя уже изученные ранее лексические единицы?

В чем состоит сущность лексического навыка и как определить содержание обучения лексике?

«Что такое активный, пассивный и потенциальный словарь?

ЧТО ЗНАЧИТ ЗНАТЬ СЛОВО

На этот вопрос можно ответить кратко — это значит знать его формы, значениеи употребление.

Говоря о формахслова, мы имеем в виду его звуковую фор­му, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его "самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Если у слова есть некоторые особенности образования грамматических форм, то об этом также следует сообщить обуча­емым уже на стадии ознакомления во избежание ошибок в после­дующем использовании данного слова.

Что касается значения,то в английском языке, впрочем как и в любом другом, слова могут "иметь несколько значений. Объем полисемантических слов в английском языке высок, как ни в од­ном другом. Это не значит, что обучаемый должен познакомиться со всеми значениями слова одновременно, но наиболее.частотные из них желательно узнать. Особый интерес в этом плане представ­ляют предложные словосочетания, так называемые "phrasal words", когда предлог в корне меняет значение слова, например: to look for.— to look after — to look through —i to look at. Но, по­мимо значения сЛова, необходимо показать и его коннотацию, т. е. те ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный

Формирование лексических навыков речи 81

подтекст, а это уже вплотную связано с употреблениемслова.
Именно на этом этапе возможно формирование социолингвистиче­
ской и социокультурной компетенций. Рассмотрим для примера'
слова "moist", "damp" н "wet". Все они могут быть переведены
на русский как «влажный», но одно из них нейтрально, другое
имеет ярко выраженную положительную коннотацию, в то вре­
мя как третье — отрицательную. Можно сказать "pleasantly
moist", но "pleasantly damp" звучит абсурдно. У слов "notorious"
и "famous" разная коннотация, и взаимозаменяемость практичес­
ки невозможна, хотя и то и другое слово связано с понятием из­
вестности. У англичан сочетание «13-е!число, пятница» вызывает
ассоциации с невезением, неудачей и т.д., а-слова когда-то попу-,
лярной песни в исполнении Андрея Миронова «...видно, в понё^'
дельник их мама родила» без перевода-толкования мало о чем ска­
жут европейцам. ;.ч^

___________________________________ iL_____________ ЗАДАНИЕ

Как определить коннотацию следующих английских и русских слов: как нейтральную, положительную, отрицательную, слово-табу, диа­лектное слово, архаизм, канцеляризм? В случае затруднений вос­пользуйтесь словарями.

• cute, kid, childish, bastard, impertinence, guy, delirious, soaring, cool, dog, play, entertain;

• ланиты, крутой, псих, посему, преисполненный, цербер, наив­ность, хамский.

Говоря об употреблении слова, мы имеем в виду, не только его коннотацию, но и управление.в предложении. Так, например, сло­во "to like" можно употреблять как с инфинитивными конструкци­ями "to like to do sth", так и с герундиальными "to like doing sth", в то время как его синоним "to enjoy" употребляется исключитель­но с герундием. Глагол "to climb" (взбираться) требует прямого управления в английском языке, а глагол "to. listen" (слушать) (сравните: "to hear" (слышать) почти никогда не употребляется без предлога "to", что составляет полную противоположность упо­треблению аналогичных слов в родном языке. Употребление слов также предполагает знание наиболее типичных его сочетаний с другими словами, т.е. так называемых коллокаций ("colloca­tions"). Так, существительные "decision" и "conclusion" требуют употребления разных глаголов (to make a decision, но to come to a conclusion). Примеров можно привести множество.

ЗАДАНИЕ

Составьте наиболее частотные словосочетания со следующими словами:

• to make, to do, to reach, to put, to cut, lofty, unpredictable, des­tination, success, fawn;

82 Формирование лексических навыков речи

• достигнуть, срезать, собирать, стричь, урезать, договор, пере­мирие, завещание, изящный.

Так чему же.должен научить учитель своих учеников, работая над новыми словами?

Наши рекомендации