Предпосылки успешного овладения иностранным языком дошкольниками

Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитив­ного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возра­сте. Экспериментальные исследования указывают на то, что пос­ле 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость рече­вого механизма. Оптимальным возрастом для начала обучение иностранном язык является возраст 5 лет. Е. Н. Протасова отме­чает, что к 5 годам система родного языка уже достаточно хоро­шо освоена, и к новому языку ребенок относится уже сознатель­но. Данный возраст является наиболее благоприятным для овла­дения иностранным языком в силу ряда психологических осо­бенностей, характерных для ребенка-дошкольника (интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации - импринтинг, особая чут­кость к явлениям языка, способность к имитации).

Виднейшие психологи нашей страны, такие, как Л.С. Выгот­ский, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.С.Му­хина, считают, что при организации обучения следует опираться на особенности, качества и свойства, которые уже являются со­зревшими чертами личности ребенка: Лишь при четком определе­нии психологических возможностей ребенка и трудностей, кото­рые он может встретить в процессе обучения, можно создать методику, несущую в себе развивающий и образовательный по­тенциал.

На какие же психологические особенности возраста педагогу необходимо опираться, чтобы сделать обучение более эффектив­ным?

Существуют следующие предпосылки к успешному овладению иностранным языком в пятилетнем возрасте:

1) способность целевого запоминания необходимой инфор­мации;

2) начало формирования процесса логического мышления;

3) появление способности оценивать свои поступки и поступ­ки своих товарищей, осознание того, что плохо и что хорошо;

4) закладывание фундамента представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие;

5) более высокий темп умственного развития детей дошколь­ного возраста по сравнению с более поздними возрастными пе­риодами (А. В. Запорожец, В. С. Мухина);

6) формирование способности к начальным формам абстрак­ции, обобщения, умозаключения;

7) развитие образного мышления и начало постепенного пе­рехода к понятийному мышлению;

8) расширение и углубление содержательной, мыслительной деятельности детей;

9) интенсивное формирование познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях и способах умственной деятельно­сти;

10) способность сохранять устойчивое внимание при выпол­нении заданий. Устойчивость внимания приобретает особую сен­зитивность к эмоционально значимым раздражителям (Л. П. На­батникова);

11) обладание способностью к импринтингу, позволяющей дошкольникам сравнительно легко усваивать иностранный язык;

12) преобладание воображения.

ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДОШКОЛЬНИКАМИ

В дошкольном возрасте возникают специфические трудности усвоения второго языка. У дошкольников пока еще отсутствуют действительные и актуальные мотивы овладения вторым языком. Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественная языковая среда с достаточной силой стимулирует процесс овладения родным языком. Овладение иностранным языком остается недостаточно мотивированным видом познава­тельной деятельности.

Цели, которые ставят перед ребенком взрослые, для него слиш­ком абстрактны, поэтому все обучение вынужденно строится как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизио­логических потребностей и возможностей ребенка. В этом - основа и преимуществ, и недостатков раннего изучения иностранных языков.

у дошкольников могут возникать личностные психологичес­кие барьеры в связи с непривычными звуками иноязычной речи, странными для детей словами и фразами, случайными ассоциа­циями с родной речью. Достичь успеха в учебной деятельности позволяет использование личностно-гуманного подхода к учащим­ся (Ш.А. Амонашвили), предполагающего применение стимули­рующих оценок-призов, привлечение внимания детей к успехам в учебной деятельности.

Наши рекомендации