Фонема и аллофоны; позиции фонемы

ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150)

УМК: 162-163, 177-178

ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220)

Маслов: 69-71

Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы.

В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город[г˚óрът] – городки [гърΛтк’´и]; рога [рΛгá] – рог [р˚óк].

Задание 3. Аллофоны

Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов

<а>
[a] ____________________?

[Λ] или [α] ____________________?

[ъ] ____________________?

[а] ____________________?

[•а•] ____________________?

[а•] ____________________?

[и] ____________________?

[ь] …………………………?

Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.

Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.

Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь

– с точки зрения ПФШ,

– с точки зрения МФШ?

Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.

ЗАПОМНИТЕ!

· ПФШ всегда исходит из реального звучания слова .

· МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: например, в слове «доход» на конце фонема <д>, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная (дохоД-а, дохоД-ы и т.п.) или сонорная согласная (дохоД-ный). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.

Система фонем

ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)

Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)

УМК: 166-168

Маслов: 64-65

Основныетермины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5).

Задание 5. Система фонем: вокализм и консонантизм

Заполнив пустые графы таблицы, установите основные признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков.

Признаки Тип фонем
гласные согласные
Акустический    
Артикуляци-онный cпособ образования    
фокус образования    
Функциональный    



Задания для самостоятельной аудиторной работы по I – II темам

1. Опишите артикуляцию каждого звука в одном из предложенных далее слов, обязательно отметив артикуляционный переход от первого звука ко второму и вызванные им возможные фонетические изменения.

Слова для анализа: до, ре, фа, ля, си, ам, ну, ой, ах, ил, га, ар, ом, то, те, ты, я.

Образец: ми

Согласный [м] артикулируется следующим образом: голосовые связки напрягаются и вибрируют, губы смыкаются, средняя часть языка приподнята к нёбу для произнесения мягкого согласного, нёбная занавеска опускается для произнесения носового звука.

В фазе рекурсии происходит переход к следующему звуку – гласному [и].

При артикуляции гласного [и] голосовые связки и средняя часть языка остаются в том же положении, губы размыкаются, нёбная занавеска поднимается, закрывая проход воздуха в носовую полость, но в результате наложения рекурсии носового [м] на экскурсию [и] гласный приобретает носовой призвук. Выдержка достаточно длительная (звук ударный).

2. Сравните количественный и качественный состав звуков и фонем в одном из следующих слов: рус. раз, сыр, лёд, льёт, хит, ход, кит, жир, град, сбыт, сбит, сжать; англ. noon, no; нем. nein, ihm.

Образец: сшить

фонетическая транскрипция [ш:ыт’] = 3 звука

фонематическая транскрипция

ПФШ /шшыт’/ = 4 фонемы

МФШ <сшит’> = 4 фонемы, но состав фонем разный (ср. с-уметь, с-лить).

Комментарий: 1-й долгий согласный звук [ш:] соответствует двум фонемам, т.к. в нем сливается фонема, соответствующая приставке, и начальная фонема корня.

Тема III. Вокализм: классификация гласных

И их изменение в речевом потоке

Система гласных

ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190)

Кодухов: 136-138 (150-152), 110-111 (120-121)

УМК: 166-168

Маслов: 97-99

Основныетермины: подъем, ряд, лабиализация (огубленность), долгота/краткость, назальность, дифтонг (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Фон) (= 6).


Задание 1. «Квадрат» и «треугольник» гласных

Заполните схему «квадрат гласных» для русского языка:

Подъем Ряд
передний средний задний
Верхний      
Средний      
Нижний      

•Трансформируйте эту (заполненную) схему в «треугольник гласных»:

Задание 2. Состав гласных русского языка (проблема фонем Ы и И)

Заполните таблицу примерами слов и сделайте вывод о фонемном статусе [ы] в русском языке.

Позиции Звуки
а о и ы
Абсолютное начало слова        
После твердых согласных        
После мягких согласных        

•Точка зрения какой фонологической школы обосновывается таким рассуждением?

Задание 3. Признаки гласных фонем разных языков

Отметьте в таблице наличие дифференциальных (ДП) и интегральных (ИП) признаков гласных четырех языков

Язык Коли-чество гласных Признаки гласных звуков Диф-тонги
ряд подъем лабиа-лизация назали-зация долгота/ краткость
Русский              
Английский              
Немецкий              
Французский              

Наши рекомендации