Фонема и аллофоны; позиции фонемы
ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150)
УМК: 162-163, 177-178
ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220)
Маслов: 69-71
Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы.
В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город[г˚óрът] – городки [гърΛтк’´и]; рога [рΛгá] – рог [р˚óк].
Задание 3. Аллофоны
Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов
<а> |
[Λ] или [α] ____________________?
[ъ] ____________________?
[•а] ____________________?
[•а•] ____________________?
[а•] ____________________?
[и] ____________________?
[ь] …………………………?
Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.
Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.
Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь
– с точки зрения ПФШ,
– с точки зрения МФШ?
Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
ЗАПОМНИТЕ!
· ПФШ всегда исходит из реального звучания слова .
· МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: например, в слове «доход» на конце фонема <д>, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная (дохоД-а, дохоД-ы и т.п.) или сонорная согласная (дохоД-ный). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.
Система фонем
ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)
Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)
УМК: 166-168
Маслов: 64-65
Основныетермины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5). |
Задание 5. Система фонем: вокализм и консонантизм
Заполнив пустые графы таблицы, установите основные признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков.
Признаки | Тип фонем | ||
гласные | согласные | ||
Акустический | |||
Артикуляци-онный | cпособ образования | ||
фокус образования | |||
Функциональный |
Задания для самостоятельной аудиторной работы по I – II темам
1. Опишите артикуляцию каждого звука в одном из предложенных далее слов, обязательно отметив артикуляционный переход от первого звука ко второму и вызванные им возможные фонетические изменения.
Слова для анализа: до, ре, фа, ля, си, ам, ну, ой, ах, ил, га, ар, ом, то, те, ты, я.
Образец: ми
Согласный [м] артикулируется следующим образом: голосовые связки напрягаются и вибрируют, губы смыкаются, средняя часть языка приподнята к нёбу для произнесения мягкого согласного, нёбная занавеска опускается для произнесения носового звука.
В фазе рекурсии происходит переход к следующему звуку – гласному [и].
При артикуляции гласного [и] голосовые связки и средняя часть языка остаются в том же положении, губы размыкаются, нёбная занавеска поднимается, закрывая проход воздуха в носовую полость, но в результате наложения рекурсии носового [м] на экскурсию [и] гласный приобретает носовой призвук. Выдержка достаточно длительная (звук ударный).
2. Сравните количественный и качественный состав звуков и фонем в одном из следующих слов: рус. раз, сыр, лёд, льёт, хит, ход, кит, жир, град, сбыт, сбит, сжать; англ. noon, no; нем. nein, ihm.
Образец: сшить
фонетическая транскрипция [ш:ыт’] = 3 звука
фонематическая транскрипция
ПФШ /шшыт’/ = 4 фонемы
МФШ <сшит’> = 4 фонемы, но состав фонем разный (ср. с-уметь, с-лить).
Комментарий: 1-й долгий согласный звук [ш:] соответствует двум фонемам, т.к. в нем сливается фонема, соответствующая приставке, и начальная фонема корня.
Тема III. Вокализм: классификация гласных
И их изменение в речевом потоке
Система гласных
ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190)
Кодухов: 136-138 (150-152), 110-111 (120-121)
УМК: 166-168
Маслов: 97-99
Основныетермины: подъем, ряд, лабиализация (огубленность), долгота/краткость, назальность, дифтонг (при составлении карточек используйте ОС, блок V-Фон) (= 6). |
Задание 1. «Квадрат» и «треугольник» гласных
Заполните схему «квадрат гласных» для русского языка:
Подъем | Ряд | ||
передний | средний | задний | |
Верхний | |||
Средний | |||
Нижний |
•Трансформируйте эту (заполненную) схему в «треугольник гласных»:
Задание 2. Состав гласных русского языка (проблема фонем Ы и И)
Заполните таблицу примерами слов и сделайте вывод о фонемном статусе [ы] в русском языке.
Позиции | Звуки | |||
а | о | и | ы | |
Абсолютное начало слова | ||||
После твердых согласных | ||||
После мягких согласных |
•Точка зрения какой фонологической школы обосновывается таким рассуждением?
Задание 3. Признаки гласных фонем разных языков
Отметьте в таблице наличие дифференциальных (ДП) и интегральных (ИП) признаков гласных четырех языков
Язык | Коли-чество гласных | Признаки гласных звуков | Диф-тонги | ||||
ряд | подъем | лабиа-лизация | назали-зация | долгота/ краткость | |||
Русский | |||||||
Английский | |||||||
Немецкий | |||||||
Французский |