Звук и фонема, их соотношение

Звук - это самая малая единица речи, которая звучит. Фонема –это звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.

Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.
Соотношение между фонемами и звуками речи может быть различным:

1) фонема может состоять только из одного звука, например, в слове сон каждый звук соответствует фонеме;

2) фонема может состоять из двух звуков, например, в английских словах sky [skai] и grey [grei] последние два звука представляют собой одну фонему;

3) две фонемы могут быть представлены в речи одним звуком, например, в русском слове сжечь [жэч'] один долгий звук [ж] объединяет две фонемы – <с> и <ж>.

25. Понятие о фонеме и ее дифференциальных признаках. Фонология.
Фонема – звук речи в языковой системе. Это минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического илиграмматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

· при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);

· при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);

· при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Фонемы каждого языка образуют сложную систему противопоставлений (оппозиций).
Признаки, обеспечивающие различение фонем, получили название дифференциальных, или дистинктивных, признаков фонемы (сокращенно ДП).
Дифференциальные признаки фонем(от лат. differens различающий). Признаки, которыми данная фонема противопоставляется другимфонемам языка, ее смыслоразличительные признаки (например, вокальность невокальность,консонатность неконсонантность; глухость звонкость, взрывность —фрикативность, огубление —неогубление и т. д.).
Фонология—раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.
26. Лексикология как наука, ее предмет.
Лексикология — раздел науки, изучающий лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. В лексикологии рассматриваются:

· слово и его значение

· система взаимоотношений слов

· история формирования современной лексики

· функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи

Объектом изучения является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании. Однако если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, а также словарного состава языка (лексики). Так как лексика является не просто суммой слов, а определенной системой взаимоотносительных и взаимосвязанных фактов, то лексикология предстает как наука не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом.

Предмет лексикологии:

· 1) Слово с точки зрения теории слова. Например как значение слова соотносится с понятием. Какова роль слова в тексте и в языке.

· 2) Структура словарного состава языка. То есть: как лексические единицы соотносятся (в каких они отношениях).

· 3) Функционирование лексических единиц. Сочетаемость слов, частотность употребления и т. д.

· 4) Пути пополнения словарного состава языка. Как создаются новые слова и как формируются новые значения у слов.

· 5) Соотношения лексики и внеязыковой действительности. Например, как лексика может соотноситься с культурой.

Наши рекомендации