Темы 3-4. Правописание приставок: приставки на з-с. Написания на стыке приставки и корня.
Модуль 1. Орфография
Тема 2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни, в которых гласные чередуются, обозначьте условия выбора гласной (ударение, наличие суффикса, значение, последующий согласный)
В пионерском лагере
З..ря разг..ралась. Лучи со..нца к..снулись верхушек деревьев, поз..лотили бл..стящую поверхность озера и пр..никли в спальню к р..б..тишкам. Высоко над домом разв..вается красный флаг. Скоро под..ем. По звуку горна ю..ые спортсмены быстро подн..маются и, зас..лав а..уратно п..стели, выб..гают на зарядку. Младшие р..б..тишки еще н.. умеют самостоятельно заст..лать свои п..стельки и делают это под наблюдением в..жатой. На сп..ртивной пл..щадке, п..строившись (по) росту (в) ряд (по) трое и подр..внявшись, ребята застывают по команде «смирно!». Через минуту в воздухе м..лькают заг..релые руки, и стриже..ые (на)голо р..б..тишки накл..няются, к..саясь земли кончиками пальцев. После зарядки они (в)ра..ыпную бегут к озеру, ..глашая его берега звонким смехом. Малыши, (не) умеющие пл..вать, плещутся у берега. (Не)сколько ребят во главе с Юрой, знаменитым лагерным пл..вцом, направились к пл..вучему мостику. После купания хорошо ра..т..реться м..хнатым п..л..тенцем. Ежедневная зарядка и обт..рание х..лодной водой укр..пляют и зак..ляют здоровье. А какой а..етит разв..вается после купания! Ребята с уд..вольствием упл..тают ..ладьи, м..кая их в см..тану. Перед ст..ловой д..рожки выр..вне..ы и п..сыпа..ы п..ском, б..льшая клумба пр..дставляет собой иску..ное соч..тание цветов. За цв..тником ра..п..л..жился опытный участок, на котором ю..аты выр..стили (до)селе (не)извес..ные породы овощей. Ребята пр..кл..няются перед иску..твом садовника и соб..раются посв..тить себя садоводству. Но Павел Петрович – это (не) только садовник, но и вз..скательный п..дагог. Без..ниц..ативным и равнодушным ребятам нет места. Перед ужином мальчики и девочки с большим уд..вольствием танцуют и поют под а..мпан..мент баяна.
На охоте
Мы предпол…гаем с..браться в дорогу до з..ри и ра..ч..тываем быть на месте забл..говременно. Петю нам пр..дется зап…реть одного дома в наказани.. за то, что вчера вечером он выск..чил на озеро и пустился кататься на к..ньках по (не)окрепшему льду. Но так как пл..вец он плохой, то ему с трудом пр..шлось доб…раться до пл…вучего мостика, где его ож..дали ум…рающие от страха т..варищи. Вместо пров..нившегося Пети с нами пойдет Р…стислав, пр..ехавший (не)давно из Р..стова. Он мечтает сотв..рить что(то) (не)обыкнове..ое и запом..нающееся. Как только ему стало извес..но, что мы соб…раемся охотит..ся, он (не)медле..о пр..ск..кал к нам. С зам..рающим сер..цем мы проб..рались в своей (не)пром…каемой одежде по мелкой пор..сли березн..ка, учитывая, что зайцы пр..дпоч..тают листве..ые леса только ра..ей осенью, а теперь они должны зал..гать в мо..евеловых зар..слях или ельниках. Настоящий охотник не лезет в ч..щу, выб..рает или д..рожки, или прогалинки и проселки. А самый верный ра(с, сс)ч..т – подст..речь зайчишку на перес..чени.. дорог. На востоке заг..ралась поз..няя з..ря, день был бе..ветре..ый, ветви деревьев бл..стали ин..ем. Оз..ренный розовыми лучами снег в соч..тани.. с (акв..рельно)голубым небом казался сказочным убором зимней природы. (Не)даром вп..чатления природы волнуют писателей. Они испытывают великую радость пр..общения к этой (ни)(с)чем (не)ср..внимой красоте.
Тема 17. Правила переноса слов.
Задание 1. Спишите и подчеркните слова, которые нельзя разбивать переносом. Остальные слова разделите чёрточками для переноса, вставив пропущенные буквы.
Ветеран, галерея, олень, фойе, искусство, искусный, подбежать, войска, истина, истинный, коммуна, расчёт, рассчитывать, объед…нение, иждивенец, преддверие, надстройка, йод, ион, вольный, пристань, предъявлять, р…весник, чу…ствовать, участвовать, шествие, гуманизм, гуманный, неотъемлемый, разоблачать, съезд, восстановить, вск…чить, напр…жение, чрезвычайный, выжженный.
Модуль 1. Орфография
Тема 2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни, в которых гласные чередуются, обозначьте условия выбора гласной (ударение, наличие суффикса, значение, последующий согласный)
В пионерском лагере
З..ря разг..ралась. Лучи со..нца к..снулись верхушек деревьев, поз..лотили бл..стящую поверхность озера и пр..никли в спальню к р..б..тишкам. Высоко над домом разв..вается красный флаг. Скоро под..ем. По звуку горна ю..ые спортсмены быстро подн..маются и, зас..лав а..уратно п..стели, выб..гают на зарядку. Младшие р..б..тишки еще н.. умеют самостоятельно заст..лать свои п..стельки и делают это под наблюдением в..жатой. На сп..ртивной пл..щадке, п..строившись (по) росту (в) ряд (по) трое и подр..внявшись, ребята застывают по команде «смирно!». Через минуту в воздухе м..лькают заг..релые руки, и стриже..ые (на)голо р..б..тишки накл..няются, к..саясь земли кончиками пальцев. После зарядки они (в)ра..ыпную бегут к озеру, ..глашая его берега звонким смехом. Малыши, (не) умеющие пл..вать, плещутся у берега. (Не)сколько ребят во главе с Юрой, знаменитым лагерным пл..вцом, направились к пл..вучему мостику. После купания хорошо ра..т..реться м..хнатым п..л..тенцем. Ежедневная зарядка и обт..рание х..лодной водой укр..пляют и зак..ляют здоровье. А какой а..етит разв..вается после купания! Ребята с уд..вольствием упл..тают ..ладьи, м..кая их в см..тану. Перед ст..ловой д..рожки выр..вне..ы и п..сыпа..ы п..ском, б..льшая клумба пр..дставляет собой иску..ное соч..тание цветов. За цв..тником ра..п..л..жился опытный участок, на котором ю..аты выр..стили (до)селе (не)извес..ные породы овощей. Ребята пр..кл..няются перед иску..твом садовника и соб..раются посв..тить себя садоводству. Но Павел Петрович – это (не) только садовник, но и вз..скательный п..дагог. Без..ниц..ативным и равнодушным ребятам нет места. Перед ужином мальчики и девочки с большим уд..вольствием танцуют и поют под а..мпан..мент баяна.
На охоте
Мы предпол…гаем с..браться в дорогу до з..ри и ра..ч..тываем быть на месте забл..говременно. Петю нам пр..дется зап…реть одного дома в наказани.. за то, что вчера вечером он выск..чил на озеро и пустился кататься на к..ньках по (не)окрепшему льду. Но так как пл..вец он плохой, то ему с трудом пр..шлось доб…раться до пл…вучего мостика, где его ож..дали ум…рающие от страха т..варищи. Вместо пров..нившегося Пети с нами пойдет Р…стислав, пр..ехавший (не)давно из Р..стова. Он мечтает сотв..рить что(то) (не)обыкнове..ое и запом..нающееся. Как только ему стало извес..но, что мы соб…раемся охотит..ся, он (не)медле..о пр..ск..кал к нам. С зам..рающим сер..цем мы проб..рались в своей (не)пром…каемой одежде по мелкой пор..сли березн..ка, учитывая, что зайцы пр..дпоч..тают листве..ые леса только ра..ей осенью, а теперь они должны зал..гать в мо..евеловых зар..слях или ельниках. Настоящий охотник не лезет в ч..щу, выб..рает или д..рожки, или прогалинки и проселки. А самый верный ра(с, сс)ч..т – подст..речь зайчишку на перес..чени.. дорог. На востоке заг..ралась поз..няя з..ря, день был бе..ветре..ый, ветви деревьев бл..стали ин..ем. Оз..ренный розовыми лучами снег в соч..тани.. с (акв..рельно)голубым небом казался сказочным убором зимней природы. (Не)даром вп..чатления природы волнуют писателей. Они испытывают великую радость пр..общения к этой (ни)(с)чем (не)ср..внимой красоте.
Темы 3-4. Правописание приставок: приставки на з-с. Написания на стыке приставки и корня.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки
1. Кругом на х..лмах ра...цвечивался осе..ей ж..лтизной бер..зовый лес. 2. Во втором часу дня ее ра...будила горни..ная. 3.Товарищи п..шумели и ра..ошлисьна ра...вет... 4. В черном небе з..л..тая ро...сыпь м...рцающих звезд. 5. В то(же) время п..ртовые власти пр..изводили ра...следование. 6. Ляховский с азартом накинулся на ра...ложе...ые бумаги. 7. Внешне он сильно ...дал – розовое лицо стало как у старика. 8. Литвинов ра...ыпался в в...сторже...ых п...хвалах. 9. Лишь и...ре..ка в лесном неб.. пр...плывали белые, ра...пушившиеся на вешнем ветру облачка, и по разливу лебеди...ой стаей скол...зили их отр..жения и и...чезали, к...снувшись дальнего берега. 10. Хозяин ло...ко бросил на стол пачку открыток, ра...ыпавшихся веером. 11. У нее сорвался голос, она п...кач...нулась, обе...иле...ая. 12. К ноч... с ним, однако, ...делался жар; голова у него заболела, ...бежались лакеи со всего дома. 13. Он под...ехал к работникам, ра..севавшим клевер. 14. (По)середине трещал огонёк, ра...ложе...ый на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отвер..тия в крыш..., ра...т...лался (во)круг густой п...леной. 15. В воображени... его м...лькает бе..конечный ря... бе..ра..ветных дней.
Задание 2. Спишите, вставяя пропущенные буквы, обозначая условия выбора написания.
(З,с)доровье, (з,с)дание, ни (з,с)ги, (з,с)дача, и(з,с)купить, в(з,с)весить, ра(з,с)мыть, ра(з,с)свет, по(д,т)спорье, ра(з,с)чертить, и(з,с)воз, о(д,т)бавлять, ра(з,с)бой, ра(з,с)ведка, по(д,т)хват, о(б,п)ход, на(д,т)треснутый, о(д,т)дышался, ра(з,с)цепить, и(з,с)черпать, ни(з,с)падать, ра(з,с)щедриться, (з,с)бежал, во(з,с)разил, (з,с)брызнул, и(з,с)пачкал, ра(з,с)дал, о(т,д)был, (з,с)дурел, во(з,с)сиял, и(з,с)купил, чере(з,с)полосица, (з,с)мыть, о(б,п)палить, ра(з,с)сказать, во(з,с)стал.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните написание букв ы или и после приставок, разделительных ь и ъ.
Раз…скивать старых друзей, небез…звестный персонаж, под…грывать партнёру, пред…стория событий, меж…нститутское соглашение, без…дейный подход, сверх…естественные усилия, начинать с…знова, с…экономить средства, трёх…элементное вещество, небез…звестная статья, раз…грать комедию, небез…нициативный работник, без…сходные обстоятельства, мед…нститут, спорт…нвентарь, кон…юнктурный, ин…екция, ад…ютант, дет…ясли, суб…ект, раз…езд, шампин…оны, пан…европейский, пред…юбилейный, об…ект, с…ешь, раз…ём, раз…ярённый, об…ять, об…едешь, бул…он, обез…яна, в…юн.