Взаимоотношения Сербии и Турции в XV в.
(Из «Истории» Дуки)
Византийский историк XV в. Дука состоял на дипломатической службе у генуэзских правителей о. Лесбос. Его «Турецко-византийская история» подробно излагает события 1391-1462 гг. Опытный политик, знаток итальянского и турецкого языков, Дука был хорошо осведомлен о событиях своего времени, стремился быть объективным, но при этом оставался убежденным противником турок.
[XXX] Придя в Адрианополь, Мурад1 узнал, что скончался деспо Сербии, шурин Баязида и сын Лазаря2. Мурад отправил к его преемнику послов, требуя у него всю Сербию, ибо покойный не имел наследника и умер бездетным. ...Когда Георгий3 увидел послов, он почтил их, как следовало, разгадав злые замыслы дракона. Дескать, если тот наестся и насытится, то немного утихомирится, а если нет, то, раскрыв пасть, проглотит все: и Сербию, и Болгарию, и землю отца4. Поэтому нужно, мол, сделать необходимое: отдать ему в жены свою дочь и большую часть Сербии в приданое, – не говоря уж о золоте и серебре, – только тогда просить в обмен мирный договор. С тем и отправил к Мураду послов, а они убедили правителя. Тот послал одного из своих везиров Сарыджу5, чтобы сосватать невесту и обменяться клятвами с Георгием относительно взаимной безопасности. Сарыджа, встретившись с деспотом Георгием и закончив дело о сватовстве, ушел, а Георгий попросил разрешения построить крепость на берегу Дуная. Мурад позволил ему, и деспот по договору перешел туда и начал строить Смедров6 ...Когда же пришла весна, он [Мурад] принял коварное решение по отношению к деспоту, своему тестю. Ему посоветовал это один из вельмож, скверный человек, непримиримый враг христиан. Звали его Фадулах7.
...Так вот, отправляет он послов к деспоту Сербии, требуя укрепление, которое тот воздвиг, то есть Смедров. Деспот ответил ему напоминанием об обещаниях, клятвах и родстве. Но тиран нисколько не внял словам деспота и выступил против него. Он прибыл к Смедрову в начале лета, когда амбары крепости и остальные хранилища для продовольствия были пусты. Выбрав удачный момент, он осадил крепость и три месяца просидел возле нее. Она вынуждена была сдаться8, а он поклялся под присягой не обижать никого. Тогда население ее, открыв ворота, вышло, чтобы поклониться Мураду. Среди них были и первый сын деспота, и дядя его по матери Фома Кантакузин. Мурад оставил здесь в качестве стражи достаточное количество турок, а сам, выйдя оттуда, прибыл в Новоприду9, матерь городов Сербии. Он захватил ее в сражении, и теперь вся Сербия перешла к туркам…
[XLII] Тем временем наступила осень, и шел уже 6962 год10. Тиран11, проводя эту зиму дома, решил весной напасть на деспота [Георгия] и присоединить к своей державе всю Сербию. Деспот, со своей стороны, после падения города12 каждый день ждал этого горестного и обидного известия от хищника. Ведь деспот был стар и мудр, поскольку много несправедливостей претерпел он от тирана, о чем мы часто говорили раньше. Повод к этой несправедливой войне тиран объявил такой: «Страна, которой ты владеешь, не твоя и даже не твоего отца; как известно, Сербия принадлежала сыну Лазаря Стефану, значит, она теперь моя. Поэтому уйди скорее из ее пределов. Я могу предоставить тебе часть земли твоего отца Вулка и город Софию. Если же не уйдешь, я пойду на тебя».
...Тиран же, выйдя из Филиппополя13, направился к Софии. Оставив там войско, везиров и весь свой совет, он сам с пешим войском, насчитывавшим до тысяч человек, вторгся в Сербию. Но он не нашел там никого, кто противостоял бы ему, потому что деспот задолго до этого переправился в Венгрию со всем своим домом и все вельможи вместе с ним…
Тиран же дошел до Смедрова, потому что он жаждал взять этот город, поскольку он стоял на берегу реки и давал проход тому, кто собиралс переправиться в Венгрию. Но он не сумел ничего сделать и повернул назад14. Затем он напал на одну из крепостей [т.е. Омол], крепость не сдавалась, а население, пришедшее в это укрепление извне: из деревень и сельских земель, расположилось рядом. Они имели другую оборонительную линию за этой крепостью, которая защищала их. Сама крепость была укреплена, а внешнее укрепление – не очень. Клятвопреступник при помощи договора взял его, а после того как взял, тут же всех жителей обратил в рабство и увел с собой. Однако сама крепость не сдалась.
Итак, вернувшись в Софию, а затем выйдя оттуда, он прибыл в Адрианополь, везя с собой добычу. Там половину ее он отдал своим архонтам и соратникам, трудившимся вместе с ним, а сам, взяв с собой половину пленных, отослал их в деревни вокруг Константинополя и поселил их там. Его доля пленных состояла из четырех тысяч мужчин и женщин.
1 Мурад II – осмаснкий султан (1420-1451 гг.).
2 Стефан лазаревич умер 19 июня 1427 г.
3 Речь идет о Георгии (Джурдже) Бранковиче – племяннике Стефана Лазаревича, правившем Сербской деспотовиной с 1427 по 1461 гг. Его дочь Мара была взята в гарем Мурада II.
4 Отец Георгия Вук Бранкович был владельцем южносербских земель.
5 Сарыджа-паша неоднократно назначался правителем завоеванных Балканских земель, составлявших одну провинцию – Румелию.
6 Смедров – совр. Смедерево – город на Дунае, в 1430-1459 гг. столица Сербской деспотовины.
7 Фадулах – правильнее Фазлуллах-паша, личный врач Мурада II, пользовавшийся большим влиянием на султана и добившийся звания везира.
8 Город пал 27 августа 1439 г. В 1444 г. Мурад II вынужден был вернуть его деспоту.
9 Имеется в виду Ново – Брдо.
10 Речь идет о событиях 1454 г.
11 Имеется в виду султан Мехмед II Фатих (1451-1481 гг.).
12 Речь идет о падении Константинополя 27 мая 1453 г.
13 Филиппополь – совр. Пловдив.
14 Осада Смедерева длилась до 25 сентября 1455 г., когда войска венгерского полководца Яноша Хуньяди вынудили терок отступить от города.