Письмо пророка Мухаммеда шаху Хосрову II Парвизу (627 г.)

Пергамент с текстом письма пророка Мухаммеда шаху Хосрову II Парвизу.

Историческая традиция сообщает о посланиях пророка как к правителям соседних государств и княжеств, так и к вождям отдельных арабских племен. Дискуссия о подлинности посланий Мухаммеда к соседним государям, начатая в прошлом веке, еще не кончилась.

Редакция 1

[Во] имя [А]ллаха всемилостивого и милосердного! От Мухаммеда, раба Аллаха и посланника Его, Хосро[ву] – великому из персов. Мир тому, кто следует правильному пути и верует [в А]ллаха и посланника Его, и свидетельствует, что [нет] божества, кроме Аллаха единого. Нет Ему сото[ва]рища, и истинно Мухаммед – Его раб и послан[н]ик Его. Призываю тебя молитвой к Аллаху, ибо истинно я – посланник Аллаха ко всему человечеству, чтобы предупредить тех, кто живет, и утвердить Слово против неверующих. Прими ислам – и ты спасен. А если ты откажешься от него, то на тебе вина магов.

Редакция 2

Во имя Аллаха всемилостивого и милосердного! От Мухаммеда, посланника Аллаха, Парвизу – сыну Хормуза. А затем: Ибо я воздаю ради тебя хвалу Аллаху. Нет божества, кроме Него, живого, сущего, который послал меня, воистину, вестником и увещевателем к людям, к ним, низко павшим и лишенным разума. Кого ведет Аллах, то нет ему заблуждения, а кого он вводит в заблуждение, тому нет наставника. Поистине Аллах видит рабов. Нет ничего, подобного Ему, и Он – слышащий, видящий. Но затем: Если примешь ислам – ты спасен, или же готовься к бою с Аллахом и посланником Его, и не ослабнет он (бой).

2.2.

АРАБСКИЙ ВОСТОК

Сведения о Мекке

(Ибн-Хосров, «Сафар-Намэ»)

Отрывок из сочинения таджикско-персидского поэта ибн-Хосрова (полное имя: Абу-Муин Насир ибн-Хусрау ибн-Xарис) «Сафар-намэ» («Книга о путешествии»). Выдающийся литератор своего времени, он совершил в 1045-1052 гг. паломничество в Мекку, после чего описал встречавшиеся ему по дороге города и страны.

Мекка

...Это город, лежащий на краю пустыни; земля там влажная и покрыта солончаками. Проточная вода есть, но ее мало. Там есть плантации финиковых пальм.

...От Мекки до Медины 100 фарсахов1 но дорога каменистая, и мы шли восемь дней. В воскресенье 24 мая 1047 г. мы вступили в Мекку и остановились около ворот Баб-ас-Сафа. В тот год в Мекке был недород и четыре мена2 хлеба продавали за один нишапурский динар. Муджавиры3 покинули Мекку, и ниоткуда не прибыло паломников.

...Этот год из Магриба4 прибыл огромный караван, и, когда он возвращался обратно, бедуины у ворот благородного города Медины потребовали с паломников уплаты денег за право свободного проезда. Между ними началась схватка, было убито более 2000 магрибинцев.

У самого подножия Мервэ есть базар, где 20 лавок друг против друга: все они заняты цирульниками, которые бреют головы паломникам.

...Я подсчитал, что в Мекке коренных жителей тысячи две, не больше. Все остальные, около 500 человек, – приезжие и муджавиры. В тот год там был недород, 16 мен пшеницы стоили один магрибинский динар, и много народу покинуло город.

В Мекке были дома для жителей каждого города: Хорасана, Мавераннахра, Ирака и других областей, но большая часть их разрушилась и лежала в развалинах.

Багдадские халифы выстроили там много богоугодных заведений и красивых зданий, но в то время, когда я был там, некоторые из них развалились, а другие обращены в частную собственность.

...Климат в Мекке чрезвычайно жаркий. В конце января я видел там свежие огурцы, бадренги и баклажаны... В конце марта старого календаря поспел виноград, его начали привозить из деревень в город и продавать на базарах. В середине апреля появились в обилии дыни, все плоды там есть даже зимой и никогда не прекращаются.

1 Фарсах – расстояние, проезжаемое на спокойно идущем муле за час.

2 Мен – неопределенная мера веса на 1 сумку.

3 Муджавиры – здесь употреблено в смысле «прорицатели», «истолкователи воли аллаха».

4 Магриб – западные арабские страны Северной Африки (в настоящее время – Марокко, Алжир, Тунис).

Завоевания арабов

(Ал-Балазури, «Книга завоеваний стран»)

Одним из важнейших источников по истории арабских походов является «Книга завоевания стран» Ахмеда ибн-Яхья Белазури (дата рождения неизвестна, умер в 892 г.).

Белазури – перс по национальности – выдающийся арабский историк раннего средневековья. Он родился в Багдаде, много путешествовал. свои труды писал на арабском языке.

В «Книге завоевания стран» Белазури рассказывает не только о военных походах и сражениях арабов, завоевавших к 640 г. всю Палестину и Сирию, но и затрагивает вопросы экономического положения захваченных ими стран.

Документ посвящен арабским походам. В приводимых отрывках этого документа говорится, что со многими городами арабы заключали договоры, которые гарантировали их жителям личную свободу, неприкосновенность их имущества и их церквей при условии признания власти завоевателей и уплаты налога. Здесь же подчеркивается та роль, которую играло православное духовенство, способствуя сдаче городов арабам и обусловливая эту сдачу благоприятными для жителей городов и церкви условиями.

Сообщая о битве при Ярмуке, источник противопоставляет арабское войско византийскому, подчеркивая тот интересный факт, что румы вынуждены были приковывать себя друг к другу цепями, чтобы не помышлять о бегстве, в то время как арабы, в том числе и женщины-мусульманки, сражались с ожесточением.

Это дает нам возможность объяснить причины побед арабского войска. Из этого же отрывка видно, на чьей стороне находились местные жители, радостно встречающие мусульман и не желающие возвращаться в свое «прежнее состояние».


Наши рекомендации