Из «хроники фомы сплитского» (1260 г.)

Одна из наиболее известных городских хроник славянского средневековья. Автор – архидиакон Фома, видный церковный и политический деятель Сплита XIII в. Хроника задумана как история сплитской архиепископии с древнейших времен, однако большая часть книги посвящена городской истории конца XII – середины XIII вв., причем не только церковной. Фома был одним из инициаторов и наиболее активных сторонников введения коммунального строя в Сплите по итальянскому образцу.

[Завоевание Далмации Коломаном]

Гл. XVII. Итак, [Коломан] дошел до самого моря с тем, чтобы занять приморские города1. Тогда он прежде всего подошел к городу Сплиту, требуя миром, чтобы далматинцы покорились ему добровольно, не допустив того, чтобы он предварительно уничтожил их [самих] и их [достояние]. А спличане, хорошо укрепив ворота, разойдясь с оружием по окружности стен, не соглашались с королем, опасаясь подчиниться господству народа неизвестного и чужого; ведь они не знали, что король замыслил о городе и горожанах. Тогда король и его приближенные, терпя бесчестие и полагая себя пренебрегаемыми со стороны спличан, начали много угрожать горожанам; и разбив лагерь недалеко от города, опустошали поля и захватывали что могли. Отсюда произошло, что спличане, укрепившись духом, решили лучше вынести все опасности и убытки, но не принимать венгерского ярма. Когда же таким образом прошло некоторое время, они узнали, наконец, через посредников, что [венгры] – христиане и что король хотел бы обойтись с ними милостиво, если они предварительно мирно подчинятся его власти. Тогда спличане, посовещавшись между собой, послали к королю Коломану архиепископа Кресценция, прося у него мира. Он, приняв его милостиво, согласился со всеми требованиями, выдвинутыми спличанами для заключения мирного договора. После же того, как было записано все, что было при этом по благоусмотрению установлено, король со своими приближенными присягнул исполнять все твердо. На следующий же день присягнули спличане, сначала большие, потом – меньшие, а потом все простонародье в том, что на все времена останутся подвластными и верными королю Коломану и его потомкам и королевству Венгрии. Тогда король, вступив в город, был с большим почетом принят клиром и народом. И в тот же день, получив от сообщества обильное снабжение и составив и передав привилегии иммунитета, отбыл.

Оттуда же проездом прибыл в Трогир, а также в Задар; схоже принятый этими городами, и им дал привилегию свободы.

[Попытки венгерских властей упрочить свои позиции в далматинских городах]

Гл. XVIII. Когда же умер доброй памяти архиепископ Кресценций, по настоянию мирян был избран некий клирик со двора короля Коломана по имени Манасес, бывший у короля в милости. Он, посвященный папой, остался в городе и, часто бывая в Венгрии, посещал при этом королевский двор.

Спличане же дали королю Коломану башню на восточном углу. Король же расположил там некоего вождя с немалым отрядом воинов, который был в Хорватии сборщиком королевских даней2. Случилось же в это время, что этот вождь пожелал захватить город и полностью его разграбить. После того, как он посоветовался со своими сообщниками, они сошлись на том, что лучше всего было бы это сделать, если бы архиепископ пожелал к ним присоединиться.

Призванный же архиепископ пришел, дал согласие, назначил день, в который, когда весь народ по обычаю сойдется на праздник освящения некоей часовни, венгры, находившиеся в башне, заберутся на городские стены, другие же, находившиеся вне города, увидев знак, сбегутся; и сулил так, что город, лишенный поддержки своих горожан, легко может быть захвачен. И совет понравился вождю и всем его помощникам. И все было приготовлено по воле архиепископа.

В это время некий муж выдающейся отваги по имени Адриан, латинянин родом, из Тревизо3 был вернейшим князем и правителем города. Он, больше заботясь о благе и свободе своих горожан, чем о собственном достоинстве, открыл горожанам низость коварства и немного спустя бежал и вернулся на родину. Спличане же, снесясь с трогиранами и другими далматинцами, поставив повсюду стражу, тайно приняли меры предосторожности. Когда же было объявлено празднество освящения некоей часовни, находившейся в ущелье горы, называемой «Господи, помилуй», все сделали вид, что покинули город, желая проверить, верен ли тот секрет, что им открыл вышеназванный князь Адриан. Сразу же около третьего часа те, что были в башне, начали трубить в трубы, поднимать знамена, рассеявшись по городским стенам. Спличане же, выйдя из укрытий, быстрым шагом бегут к башне, поджигают ее, сбрасывают со стен забравшихся... Архиепископ же, видя свое коварное дело раскрытым, покрытый позором, в смятении уехал из города, чтобы никогда в него больше не вернуться.

1 Возможно, Коломан получил разрешение присоединить к своему королевству далматинские города от византийского императора Алексея Комнина.

2 С начала XII в. Хорватия, как и Долмация в целом, находилась под управлением венгерской короны.

3Латинянин здесь и далее – итальянец.

Наши рекомендации