Договор в труа от 21 мая 1420 г.
Договор в Труа – договор заключенный между французами и англичанами в период Столетней войны 21 мая 1420 г. во французском городе Труа. Он был следствием битвы при Азенкуре, где победили англичане, и гласил, что Генрих V, король Англии, объявляется наследником Карла VI Безумного, короля Франции, в обход законного наследника дофина (будущего Карла VII), что фактически означало присоединение Франции к Англии. Традиционно пишут, что этим договором дофин объявлялся незаконнорождённым, тем не менее, в пунктах договора прямых упоминаний этого нет.
В связи с тем, что раздоры и кровопролитные сражения между королевством Англия, управляемым досточтимым королем Генрихом и королевством Франция, управляемым нами, милостью Божией королем Франции Карлом VI де Валуа, истощают хозяйство обеих стран и изнуряют сословия, нами, Генрихом Английским, Филиппом Бургундским, нашим дражайшим и возлюбленным сыном, и нашей спутницей жизни королевой, решено нажеследующим соглашением положить конец ненависти, противоречиям и раздорам и установить между двумя королевствами мир, согласие, спокойствие, взаимную любовь и крепкую дружбу, чтобы не возникало никаких споров и разногласий в будущем, а отношения между двумя странами строились на основах взаимопомощи и обоюдного уважения, как угодно Богу и приличествует христианским государствам.
1. Во-первых, мир между двумя королевствами скрепляется брачным союзом между королем Генрихом и нашей дорогой и возлюбленной дочерью Екатериной. Король Генрих становится сыном нам и нашей дорогой и горячо любимой спутнице жизни, королеве, и будет почитать нас как отца и мать.
2. Далее, на время, отпущенное нам Богом, мы будем считаться королем Франции, нам будут принадлежать доходы, необходимые для нашего личного содержания и для покрытия расходов государства, подобным же образом нашей супруге будет принадлежать титул королевы и причитающаяся часть ренты и доходов. И король Генрих не должен препятствовать такому положению вещей.
3. Далее, наша дочь Екатерина, пребывая в Англии, будет получать сорок тысяч экю ежегодно в качестве наследства, оставленного ей мужем, как и другие английские королевы традиционно получали; две тысячи из этой суммы будут отчисляться в пользу английской знати.
4. Далее, наш сын Генрих должен позаботиться и сделать все от него зависящее, чтобы гарантировать, что наша возлюбленная дочь Екатерина будет исправно и регулярно получать вышеназванную сумму после его смерти, и что ничто не сможет изменить данное положение вещей.
5. Далее, если случится так, что наша дочь переживет нашего сына Генриха, то она, пребывая во Франции, будет получать двадцать тысяч франков в год и обладать землями и сеньориями.
6. Далее, сразу же после нашей смерти корона и королевство Франция со всеми привилегиями и доходами перейдет сыну нашему Генриху и его наследникам.
7. Далее, так как мы не можем единолично справляться с делами государства, наш сын Генрих будет управлять королевством Франция от нашего имени, опираясь на принципы законности и справедливости и в соответствии с законами, обычаями и правами, принятыми в данном королевстве, прибегая к помощи и советам великих и мудрых сеньоров, во славу Бога, для блага нашего и нашей супруги и во имя процветания Франции.
8. Далее, наш сын Генрих обязуется гарантировать, что за судом парламента Франции будут сохранены его исконные авторитет и власть ныне и в будущем.
9. Далее, наш сын король Генрих будет заботиться о наших подданых: о пэрах, дворянах, горожанах, общинах, защищать и уважать их права, обычаи, привилегии и свободы ныне и в будущем.
10. Далее, наш сын король Генрих будет праведно управлять страной в соответствии с законами, обычаями и правами, принятыми в данном королевстве, без каких-либо исключений, и он должен охранять мир и спокойствие наших подданых и защищать их от жестокости и угнетения.
11. Далее, наш сын король Генрих должен заботиться о том, чтобы на должности бальи, прево, сенешалей и на другие посты, относящиеся к сеньоральной администрации и в другие институты королевства, в том числе и в суд Парламента, назначались люди сведущие, полезные и способные, чтобы гарантировать добрый, мирный и спокойный режим в королевстве и благополучие наших подданых – пэров, дворян, горожан и общин. Назначение на должности должно проходить в соответствии с принятыми в данном королевстве законами и правами, которые наш сын король Генрих обязуется уважать, соблюдать и охранять.
12. Далее, наш сын король Генрих должен как можно скорее склонить к покорности или заставить силой повиноваться нам, королю Карлу, непокорные и мятежные города, замки и провинции, выступающие за дофина и Арманьяка.
13. Далее, для того, чтобы наш сын Генрих смог справиться со своими обязанностями наиболее эффективно, все сословия – великие сеньоры, бароны, дворяне, горожане и другие,- должны поклясться в следующем:
Во-первых, вышеназванные сословия – великие сеньоры, бароны, дворяне, горожане и другие,– должны подчиняться, покорствовать и всячески содействовать нашему сыну Генриху, чтобы последний смог как можно скорее водворить мир и спокойствие в королевстве и управлять им на благо и процветание Франции.
Все постановления и решения, которые оговариваются здесь и будут оговорены и согласованы впоследствии между нами, нашей спутницей жизни королевой и королем Генрихом, нашим сыном, принимая во внимание советы специально на то уполномоченных лиц, касательно положения различных сословий в королевстве, будут ими неукоснительно соблюдаться и исполняться.
Сразу же после нашей кончины и впредь все сословия в королевстве Франция – великие сеньоры, бароны, дворяне и горожане, – станут верными вассалами нашего сына Генриха и его наследников. Наш сын Генрих будет беспрекословно и беспрепятственно наречен сувереном и истинным королем Франции, и ничто не сможет изменить данное положение вещей.
Чтобы воспрепятствовать злоумышленникам войти в сговор или соглашение с целью нанести физический или материальный ущерб нашему сыну королю Генриху – убить, опорочить или ограбить,– лица, знающие о готовящемся заговоре, должны незамедлительно сообщить об этом в послании или письме.
14. Решено, все завоевания, который наш сын король Генрих сделает в королевстве Франция вне герцогства Нормандия – на территориях, контролируемых нашими непокорными вассалами, будут считаться подвластными нам землями. Кроме того, он обязуется гарантировать, что все земли и сеньории, захваченные у лиц, честно нам преданных, и подчиняющихся, и готовых придерживаться данного соглашения, будут им возвращены.
15-16. Далее, все те священнослужители в Нормандии и в любых других областях королевства Франция, подчиняющиеся нам, нашему сыну королю Генриху и поддерживающие нашего дорогого и горячо любимого сына герцога Бургундского, которые дадут клятву придерживаться настоящего соглашения, будут продолжать мирно пользоваться своими привилегиями и доходами.
17. Далее, все церкви, университеты, образовательные учреждения и другие духовные колледжи, находящиеся на подвластной нам территории, в герцогстве Нормандия или в других частях королевства Франция, подчиняющихся нашему сыну королю Генриху, будут располагать правами, владениями, рентами, привилегиями, свободами и приемуществами, причитающимся им как божественным институтам, кроме права на трон Франции и прочее.
18. Далее, когда наш сын король Генрих станет королем Франции, герцогство Нормандия и другие земли, завоеванные им в королевстве Франция, воссоединятся с последним.
19. Далее, наш сын король Генрих гарантирует, что людям, подчиняющимся нам и поддерживающим бургундскую партию, которым принадлежат земли, сеньории, доходы, владения, данные им нашим сыном Генрихом в герцогстве Нормандия или в других областях королевства Франция, завоеванных им, будет сделана компенсация, без урезания территории Франции, за счет земель непокорных и восставших вассалов. Данная компенсация не будет производиться в течение нашей жизни, а будет осуществляться нашим сыном королем Генрихом, когда он унаследует французский престол. Но если земли, сеньории, ренты и владения, принадлежащие данным людям на вышеуказанной территории не были даны им нашим сыном королем Генрихом, то эти люди будут восстановлены в своих правах немедленно.
20. Далее, в течение нашей жизни на подвластных нам территориях совместные письма законотворческого характера, акты дарения, пожалования бенефиция, привилегий, назначения на должности, помилования и прочее должны будут подписываться нашим именем, заверяться нашей печатью и реализовываться от нашего имени, но в отдельных официальных случаях для нашего блага и для обеспечения эффективного управления, которое, как уже было сказано, будет осуществляться нашим сыном Генрихом, и во избежание административных ошибок королю Генриху будет позволено подписывать документы регулирующего и охранительного характера.
21. Далее, в течение нашей жизни наш сын король Генрих будет носить вышеуказанное имя и титул и не будет именоваться королем Франции или присваивать себе какое-либо другое имя.
22. Далее, в течение нашей жизни мы будем именовать нашего сына короля Генриха на французском языке в следующей форме: «наш дражайший сын Генрих, король Англии, наследник Франции», и по латыни в следующей форме: «noster precarissimus filius, Henricus, rex Anglie, heres Francie».
23. Далее, наш сын Генрих не будет безосновательно облагать наших подданых новыми налогами и поборами, а будет прибегать к этому средству лишь когда это будет необходимо для блага королевства Франция и в соответствии с ордонансом, законами и обычаями данного королевства.
24. Далее, для того, чтобы между двумя королевствами установился мир, согласие и спокойствие, и чтобы не возникало никаких споров, разногласий и раздоров в будущем (что не угодно Богу), решено с согласия трех сословий, что с того времени как наш сын король Генрих или его наследники получат корону Франции, Франция и Англия объединятся навечно как неделимое образование под властью одного короля и суверенного сеньора. Права, законы, традиции и обычаи каждого королевства будут почитаться, не будут попираться ни одним из них и никогда не будут насильно навязываться и переноситься на другую почву.
25. Далее, с этого времени и навечно между королевствами Англия и Франция прекращаются раздоры, ненависть, противоречия и войны и устанавливаются мир, согласие, спокойствие, взаимная любовь и крепкая дружба. Они должны оказывать друг другу взаимопомощь и совместно бороться против врагов, свободно и беспрепятственно торговать друг с другом, соблюдая торговые обычаи и принципы взаимного уважения, ибо это принесет им взаимные процветание и благо.
26. Далее, все союзники королевств Англия и Франция, которые в течение восьми месяцев после ратификации и оглашения данного мирного договора заявят о своем желании присоединиться к нему, будут приняты в конфедерацию.
27. Далее, наш сын король Генрих, сообразуясь с советами нашего дражайшего сына Филиппа, герцога Бургундского, и других сеньоров королевства, специально на то уполономоченных, окружит нашу особу достойной и честной заботой и вниманием, соответствующими нашему состоянию здоровья и королевскому достоинству, во славу Господа, нас, королевства Франция и наших подданых. К нам в услужение будут выбираться люди благоразумные, послушные, скромные и подходящие для данного рода деятельности и непременно уроженцы Франции или других франкоязычных областей.
28. Далее, наша резиденция будет находиться в достойном нашей королевской особы месте, и на подвластной нам территории, и не в каком-либо другом месте.
29. Далее, принимая во внимание бесчисленное количество преступлений и бесчинств, содеянных на территории Франции Карлом, так называемым дофином Вьеннуа, решено, что ни мы, наш сын король Генрих, ни наш дражайший сын герцог Бургундский Филипп не будем заключать ни мирного соглашения, ни договоров с этим Карлом.
30. Далее, если наш сын король Генрих пожелает, то жалованные грамоты нашей супруги королевы, нашего дражайшего сына герцога Бургундского Филиппа и других особ королевской крови, великих сеньоров, баронов, городов и других по вышеупомянутым вопросам (за исключением королевских грамот, заверенных нашей Большой печатью) будут подаваться нашему сыну королю Генриху для согласования перед утверждением.
31. Далее, подобным же образом наш сын король Генрих будет подавать нам на рассмотрение перед утверждением жалованные грамоты его братьев, особ королевской крови, великих сеньоров, баронов, городов и других (за исключением королевских грамот, заверенных его Большой печатью).
Мы, Карл король Франции от своего имени и за своих наследников даем королевское слово и клянемся именем Бога выполнять условия данного соглашения, никоим образом не нарушать его и не отказываться от данных нами обязательств. И чтобы гарантировать, что данный договор является окончательным, а союз крепким и вечным, мы заверили документ нашей печатью. Договор ратифицирован в Труа 21 мая 1420 года, на сороковом году нашего правления.