Послание о Божьем мире св. Ивона, 1041 г.
Ивон, милостью божией служитель церкви в Шартре, всем верным своего диоцеза приветь!
О мире.
Знайте, мои дражайшие братья, если вы верите в достижение небесного Иерусалима, что для достижения такого дара верховного владыки, вы должны хранить мир, удаляя от вас далеко бич раздора. Христос, вступая в мер, открыл ему учение мира, при песнопении ангелов: «Слава в вышних Богу и на земле мир, к человекам благоволение! Христос, готовый оставить мир и возвратиться на небо, советовал тоже ученикам, говоря им: «Я даю вам мой мир, я оставляю вам мой мир». Апостол повелевает сохранять его: «Сохраните со всеми святость и мир, без чего никто не узрит Бога». Пришествие Христа имело целью не только примирить небо с землею, но и установить мир на земле, чтобы люди соделались единым телом во Христе в единении веры. Как может быть полезно сошетвие Христа для того, кто остается вне мира? Вы сами исповедали мир, когда став пред лицом Господа, виновника и друга всякого мира, отказались у купели крещения от дьявола, виновника и друга всякого раздора, и от всех его дел. И так, братия, если вы не хотите нарушить своих обязательству то вы должны сохранять мир, так-как вы клялись пред царем небесным, и Он воздаст вам за то вечною наградой. Знайте, братия, что нет раздоров в царстве небесном. Эти раздоры пришли к нам от виновника зла; христианское государство должно сохранять вечный мир, удалять всякую злую мысль, воздерживаться от всякого дурного поступка. Посмотрите, как вы далеки от такого совершенства, проводя дни, назначенные для спасения и добрых дел, в том, чтобы наносить и совершать дела, достойный осуждения.
Скажите, братия, если кто нибудь из вас употреблял бы свою жизнь на то, чтобы увечить свое тело железом, огнем и подвергать всяким мучениям, а потом прекратил бы такие жестокости на четыре дня, то как вы думаете, не связали-ли бы его друзья, и как умопомешанного не отвели-ли бы к врачу? Не должно-ли еще более связывать святыми правилами религии того, кто является убийцею своей души? Но всякий возраст склонен ко злу, и извращенность людей заставляете их предпочитать злодеев друзьям мира, а потому, подобно сумасшедшим, они обращаются против врачей. Вследствие такой причины мы хотим снизойти к вашей слабости, рассчитывая на лучшее поведение с вашей стороны, когда вы будете более способны к спасению; мы закрываем глаза на ваше нечестие и в этом потоке несправедливостей не имея возможности исцелить вас совершенно, мы предпочитаем видеть вас лучше изнуренными и израненными, нежели полумертвыми.
Мы умоляем и просим вас, властью Господа нашего Иисуса Христа, кого мы считаемся представителями, хотя и недостойными, мы повелеваем вам подумать о своем спасении и сохранить мир по крайней мере в течении четырех дней, когда наш Господь и Спасатель учредил таинство нашего искупления, и пусть ваши сердца, ваши руки и ваш язык воздержатся от всякого оскорбления друзей и даже врагов.
Кто повинуется предписаниям христианской религии, тот знает, что в пятый день (четверг) Господь Иисус совершил последнюю вечерю с своими учениками, что на этой вечере он даль им свое тело и кровь в знак примирения и исцеления нас от зол, и повелеть совершать такую вечерь в память о нем. Вечерь кончилась; он омыл ученикам ноги в знак покаяния и отпущения грехов; этим обрядом он показал, что сердца людей, даже преданных религии замараны пылью мира сего, и что нет смертного, который не нуждался бы в покаянии и снисходительности других. В конце того же дня, выданный своим учеником, он был предан в руки евреев; но и при этом он обнаружил столько кротости, что нисколько не сопротивлялся и исцелил ухо служителю первосвященника. Точно также в конце пятого дня, окончив свою земную жизнь, Он преславно вознесся на небо в виду своих учеников. Он молить за нас пред отцом, чтобы смиренное стадо последовало за славою своего божественного пастыря. Что хотел сказать всеми этими деяниями ваш Учитель? В чем он не подал нам примера мирной жизни? Потому надобно в этот день, когда предложено было такое исцеление христианам, чтобы никто не ранил себя, нанося рану брату, чтобы никто не осудил себя на вечную смерть, лишая жизни брата, и чтобы Иисус не погиб в его середе.
В шестой день (пятница), первый Адам быль сотворен из праха земли, и второй Адам, прийдя искупить род человеческий, воплотился в утробе Девы. В этот же день произошли страсти Христа, и падший человек кровью Иисуса воспринял на себя образ божий. В такой день, когда на землю был ниспослан мир, всякий человек обязан заботиться о мире, чтобы не впасть в руки смерти, которую привесь злой дух.
В седьмой день (суббота), Бог опочил от дел своих; тем самым св. Дух поучает нас, что мы должны воздерживаться от всякого дурного поступка и ожидать того дня, когда должно избегать тяжелых работ. А любить Бога и воспевать ему хвалу не может быть названо тяжелою работой. В знак того же покоя, в этот день тело Иисуса опочило в гробнице, а дух его, поправь ад, одержал победу над древним врагом. Христианин, искупленный кровью Христа, не будь неблагодарным к Иисусу, твоему благотворителю! в этот день спасения не призывай ада, похищая имущество ближнего и преследуя Того, кто не только не похищал чужого, но и своим пожертвовал за тебя.
В восьмой день и вместе первый (воскресенье), несомненно для всякого христианина Бог воскрес и своим воскресением преобразил наше воскресение, когда избранным будет дан вечный мир, и плот ее будет бороться с духом, ни дух с плотью.
Вследствие этих причин и других, которая, я не ногу привести по краткости своего послания, наши отцы определили, чтобы мир сохранялся особенно в эти дни, и нарушителей приговорили ее тяжким наказаниям, смотря по качествам лица и тяжести проступка. Следуй по их стопам, мы повелеваем прося, и просим повелевая, чтобы вы сохранили мир, учреждения которого мы послали вам письменно, и сохранение его обещайте нам с клятвою над святыми мощами. Это будет спасительно для ваших земных благ и для приобретения благ небесных. Повинующимся мир и благодать именем Бога, тем же, которые не послушаются нами постановленного, анафема, marathanata!
Будьте здравы!