Императору Вильгельму II, Берлин, 23 июля 1914 г.

Посол в Лондоне телеграфирует:

«Я секретным образом узнал, что сэр Эдуард Грей заявит графу Менсдорфу, что британское правительство использует свое влияние для того, чтобы сербское правительство приняло австро-венгерские требования, если они умеренные и совместимы с самостоятельностью сербского государства».

(Пометка Вильгельма: «Не его дело решать этот вопрос, это дело императора Франца-Иосифа!»)

Между прочим. Грей сегодня вновь просил меня передать, что он старается в Петербурге влиять в интересах австрийской точки зрения.

(Пометка Вильгельма: «Это невероятное британское бесстыдство…»)

Посол в Лондоне получает инструкции говорить в том духе, что мы не знали австрийских требований, но рассматривали их, как и утренний вопрос Австро-Венгрии, на который мы не компетентны воздействовать.

(Пометка Вильгельма: «Правильно. Это нужно ясно и отчетливо заявить Грею! Для того чтобы он понял, что я не признаю никаких шуток. Грей совершает ошибку, ставя Сербию на один уровень с Австрией и другими великими державами! Это неслыханно! Сербия – это банда грабителей, которых нужно прибрать к рукам за их преступления, Я не стану вмешиваться в вопросы, которые вправе решать лишь сам император! Я ожидал эту телеграмму, и она меня не удивила! Чисто британская манера мышления, манера приказывать свысока, которой нужно дать должный отпор! Вильгельм».)

Германский посол в Вене фон Чиршки (Чиршский) –

министерству иностранных дед Германии, Вена, 24 июля 1914 г.

...Для того чтобы демонстрировать свои хорошие намерения по отношению к России, граф Берхтольд вызвал к себе сегодня русского поверенного в делах, чтобы с ним подробно поговорить об отношении Австро-Венгрии к Сербии…

Он заявил, что Австрия отнюдь не претендует на сербскую территорию. (Пометка Вильгельма: "Осел! Санджак Австрия должна взять, иначе сербы подойдут к Адриатическому морю".)

Берхтольд далее заявил, что он не помышляет об изменении существующего соотношения сил на Балканах к в Европе. (Пометка Вильгельма: "Это изменение придет и должно прийти само собой. Австрия должна получить на Балканах господствующее положение по отношению к другим меньшим странам за счет России, иначе не будет покоя".)

Чиршскии

Германский посол в Лондоне К. М. Лыхновский –

Министру иностранных дел Германии фон Ягову, Лондон, 24 июля 1914 г.

Сэр Эдуард Грей вызвал меня к себе… Он заявил, что государство, которое примет такие требования, перестало бы рассматриваться как самостоятельная страна, (Пометка Вильгельма: "Это было бы весьма желательно- Это не государство в европейском смысле, а банда разбойников!") Ему, Грею, трудно в настоящий момент давать в Петербурге какие-либо советы…

Если Австрия вступит на сербскую территорию, то, по его мнению, возникнет опасность европейской войны. (Пометка Вильгельма: "Это, без сомнения, будет",) Невозможно даже представить себе следствия подобной войны четырех — он подчеркнул слово «четыре», — имея в виду Россию, Австро-Венгрию" Германию и Францию, (Пометка Вильгельма: "Он забывает Италию".)

Лихновский

Англия и Франция

Телеграмма министра иностранных дел Великобритании Э. Грея британскому послу в Берлине Гошену

Мы узнаем, что Германия обратилась к бельгийскому министру иностранных дел с нотой о том, что германское правительство будет вынуждено привести в исполнение, если нужно, силою оружия, меры, признаваемые им необходимыми.

Мы также получили сведения, что неприкосновенность бельгийской территории была нарушена в Геммерихе. При этих обстоятельствах ввиду того, что Германия отказалась дать в отношении Бельгии те же заверения, которые Франция дала на прошлой неделе в ответ на нашу просьбу, обращенную одновременно к Берлину и к Парижу, мы должны повторить эту просьбу и просить, чтобы удовлетворенный ответ на нее и на мою телеграмму от сегодняшнего утра был получен здесь в 12 часов ночи. Если нет, то Вам поручается заявить, что правительство его величества считает себя вынужденным принять все находящиеся в его власти меры для поддержания нейтралитета Бельгии и для соблюдения договора, в котором Германия является таким же участником, как и мы сами.

4 августа (22 июля) 1914 г.

Россия

Телеграмма, отправленная в министерство иностранных дел России

Наши рекомендации