Из речи канцлера казначейства Ллойд-Джорджа на банкете

(Меншенхауз, 21 июля 1911 г.)

Исход Агадирского кризиса в большой мере определила позиция Англии, открыто поддержавшей Францию. Особое значение в этом смысле приобрела речь Ллойд-Джорджа на паи кете банковских деятелей в Меншенхаузе, произнесенная по решению правительства. Не в восхвалениях британской политики (не имеющих ничего общего с действительностью) смысл этой речи. Она была расценена во всем мире как своего рода ультиматум берлинскому кабинету, хотя в ней не упоминались ни Германия, ни Марокко.

Меншенхауз – резиденция лорда – мэра Лондона.

...Я считаю необходимым, в высших интересах не только Англии, но и всего мира, чтобы Англия при всех условиях сохранила свое место и свой престиж среди великих держав мира. Ее могущественное влияние в прошлом не раз оказывалось неоценимым для дела свободы человечества и может быть таковым и в будущем. Влияние Англии в прошлом не раз спасало народы континента, которые иногда готовы забывать об этом, от катастрофы и даже от полного национального уничтожения. Я пошел бы на большие жертвы для того, чтобы сохранить мир. Я считаю, что ничто не может оправдать нарушение международного мира за исключением вопросов крупнейшего национального значения. Но если бы мы были поставлены в такое положение, при котором сохранение мира зависело от сдачи нами той великой и благотворной позиции, которую Англия завоевала в течение столетий героических достижений, при котором сохранение мира требовало бы допустить такое отношение к Англии в тех случаях, когда затрагиваются ее жизненные интересы, как если бы Англия не имела никакого веса в совете народов, то в этом случае я заявляю со всей настойчивостью, что мир этой ценой являлся бы нестерпимым унижением для такой великой страны, как наша. Честь нации не вопрос партийной политики. Безопасность нашей великой международной торговли не вопрос партийной политики. Международный мир лучше будет обеспечен, если все нации ясно поймут, каковы должны быть условия сохранения мира.

Телеграмма временно управляющего МИД России А.А. Нератова

Послу в Берлине Н.Д. Остен-Сакену, 17/30 июля 1911 г.

Наряду с Англией серьезное давление на Германию оказала и Россия, о чем свидетельствует, в частности, телеграмма Не-ратоваОстен-Сакену. Вместе с тем, царская дипломатия пыталась склонить Францию к уступчивости в переговорах о предоставлении немцам «компенсации» в Экваториальной Африке, подчеркивая, что Россия, недавно приступившая к реорганизации своей армии, не может в данный момент эффективно вести войну против Германии.

С возвращением канцлера и Кидерлена из Свинемюнде1 следует ожидать, что переговоры между Германией и Францией примут более решительный характер. Наши союзные отношения с Францией, что признавалось и в объяснениях Пурталеса со мной2, побуждают нас близко интересоваться ходом этих переговоров, а в особенности дальнейшим их направлением... По-видимому, Кидерлен полагал до сих пор возможным требовать от Франции всю береговую часть Конго, уступая со своей стороны небольшие участки на севере от Камеруна, в коих Франция не нуждается, и не обещая признать за Францией прав на мероприятия в Марокко, необходимые для водворения порядка в случае анархии. Таковое предложение не устанавливает полного невмешательства Германии в мароккские дела, а, с другой стороны, лишает Францию всей колонии Конго, теряющей всякое значение в случае уступки береговой полосы. Ясно, что в глазах общественного мнения и палат во Франции такое решение вопроса будет неприемлемо и что французское правительство должно будет его отвергнуть. Тогда создастся весьма тревожное положение для обеих держав, опасное, может быть, и для мира в Европе. Мы не можем допустить мысли, что это условие соответствовало бы намерениям германского правительства, и желали бы слышать от него успокоительное слово.

1 Бетман-Гольвег и Кидерлен-Вехтер выезжали в Свинемюнде для совещания с находившимся там Вильгельмом II по марокканскому вопросу.

2 Речь идет о беседе Нератова с германским послом в Петербурге 5 июля 1911 г., во время которой Нератов напомнил Пурталесу о существующих между Россией и Францией союзных отношениях.

Наши рекомендации