Нормы международного гуманитарного права

В 1899 г. и 1907 г. в Гааге состоялись, соответственно, 1-я и 2-я мирные конференции, на которых были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права, представляющего собой совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Инициатива по созыву конференции исходила от императора России Николая II (29 августа 1899 г.). В связи с быстрым ростом вооружения и военной техники капиталистических стран и невозможностью России быть в числе первых из них русское правительство выступило с проектом созыва первой международной конференции по ограничению вооружений.

1-я Гаагская конференция проходила в течение 18 (6) мая – 29 (17) июля 1899 г.). Участие в ней приняло 26 государств: Австро-Венгрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Китай, Лихтенштейн, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Османская империя, Персия, Португалия, Россия, Сербия, Сиам, США,Франция, Черногория, Швейцария, Швеция, Япония. Было принято 3 конвенции (О мирном решении международных столкновений; О законах и обычаях сухопутной войны; О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 г.) и 3 декларации (О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов; О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы; О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле).

2-я Гаагская конференция 1907 г. проходила в течение 2/15 июня по 5/18 октября 1907 г. Участвовали представители 44 государств: Австро-Венгрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Германия, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Италия, Испания, Китай, Колумбия, Куба, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Османская империя, Панама, Парагвай, Персия, Перу, Португалия, Россия, Румыния, Сальвадор, Сербия, Сиам, США, Уругвай, Франция, Черногория, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Япония).

Было принято 13 конвенций (О мирном решении международных столкновений; Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам; Об открытии военных действий; О законах и обычаях сухопутной войны; О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий; Об обращении торговых судов в суда военные; О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин; О бомбардировании морскими силами во время войны; О применении к морской войне начал Женевской конвенции; О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне; Об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу); О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны) и 1 декларация (О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров).

Конвенции и декларации, подписанные на конференции мира в Гааге

Июля 1899 г.

Конвенция о мирном решении международных столкновений

Раздел I. О сохранении всеобщего мира

Ст. 1. С целью предупредить, по возможности, обращение к силе во взаимных отношениях между государствами подписавшиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий.

Раздел II. О добрых услугах и посредничестве

Ст. 2. Подписавшиеся державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной из нескольких дружественных держав.

Ст. 3. Независимо от этого обращения, подписавшиеся державы признают полезным, чтобы одна или несколько держав, непричастных столкновению, по собственному почину предлагали находящимся в споре государствам, насколько позволят обстоятельства, свои добрые услуги или посредничество.

Право предлагать добрые услуги или посредничество принадлежит непричастным столкновению державам даже во время военных действий.

Применение этого права отнюдь не должно быть почитаемо тою или другою из спорящих сторон за действие недружелюбное.

Ст. 4. Задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно позникло между государствами, находящимися в споре.

Ст. 5. Обязанности посредника прекращаются с того времени, когда одна из спорящих сторон или сам посредник удостоверяется, что предложенные средства примирения не были приняты.

Ст. 6. Добрые услуги и посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих сторон, или по почину непричастных столкновению держав, имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными.

Ст. 7. Принятие посредничества, при отсутствии иного соглашения, не может иметь последствием приостановку, замедление или задержание мобилизации и прочих приготовленных к войне мер.

Если посредничество последует по открытии военных действий, то оно, при отсутствии иного соглашения, не приостанавливает текущих военных операций.

Ст. 8. Подписавшиеся державы, по взаимному согласию, предлагают применение в тех случаях, когда позволят обстоятельства, следующего особого посредничества.

В случае важного несогласия, представляющего опасность для мира, находящиеся в споре государства избирают, каждое со своей стороны, державу, которой они поручают войти в непосредственные сношения с державою, избранною другой стороной, с целью предупредить нарушение мирных отношений.

Пока длится это поручение, срок коего, если не будет поста-новлено иначе, не может превышать тридцати дней, находящиеся в споре государства прекращают всякие непосредственные между собою сношения по предмету спора, каковой считается переданным исключительно на обсуждение держав-посредниц. Последние должны приложить все свои старания к решению несогласия.

В случае действительного нарушения мирных сношений, на этих державах продолжает лежать общая для них обязанность пользоваться всяким случаем для восстановления мира.

Раздел III. О международных следственных комиссиях

Ст. 9. В международных несогласиях, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов и проистекающих из разногласия в оценке фактических данных дела, подписавшиеся державы признают полезным, чтобы стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей будет лежать обязанность облегчать разрешение этих несогласий выяснением вопросов факта, посредством беспристрастного и добросовестного их расследования...

(Остальные статьи этого раздела касаются роли и форм работы комиссии.)

О международном третейском суде

Глава I. О третейском разбирательстве

Ст. 15. Международный третейский суд имеет предметом решения споров между государствами-судьями по их выбору и на основании уважения к праву.

Ст. 16. В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров третейский суд признается подписавшимися державами самым действительным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не улаженных дипломатическим путем.

Наши рекомендации