Договор о мире и дружбе между Россией и Персией
(Гюлистан, 12/24 октября 1813 г.)
Гюлистанский мирный договор, завершивший русско-иранскую войну 1804-1813 гг., подписали: со стороны России – главнокомандующий войсками в Грузии и на Кавказе Н.Ф. Ртищев, со стороны Ирана – Мирза Абдул-Хасан-хан. Договор оформил включение в состав Российской империи Дагестана, Грузии, Имеретии, Гурии, Мингрелии и Абхазии, а также ханств Карабахского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышинского, предоставляя России исключительное право иметь военный флот на Каспийском море, а также ряд льгот и привилегий в области торговли.
Ст. 1. [Постановляет о прекращении вражды между обоими государствами и провозглашает между ними вечный мир, дружбу и доброе согласие.]
Ст. 2. [Постановляет, что в основу при установлении границ должен быть положен принцип… и определяет границы.]
Ст. 3. Его шахское вел. ...сим торжественно признает... принадле-жащими в собственность Российской империи ханства: Карабагское и Ганджинское, обращенное ныне в провинцию под названием Елиса-ветпольской; также ханства: Шекинское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышинское с теми землями сего ханства, кои ныне состоят во власти Российской империи. Притом весь Дагестан, Грузию с Шурагельскою провинциею, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абха-зию, равным образом все владения и земли, находящиеся между постановленною ныне границею и Кавказскою Линиею, с прикосновен-ными к сей последней и к Каспийскому морю землями и народами.
Ст. 4. Его вел. имп. всерос., в оказание взаимной привязанности своей к его вел. шаху персидскому, и в доказательство искреннего желания своего видеть в Персии, сем соседнем ему государстве, самодержавие и господственную власть на прочном основании, сим торжественно за себя и преемников своих обещает тому из сыновей персидского шаха, который от него назначен будет наследником персидского государства, оказывать помощь в случае надобности, дабы никакие внешние неприятели не могли мешаться в дела персидского государства п дабы помощию высочайшего российского двора персидский двор был бы подкрепляем. Впрочем, естьли по делам персидского государства произойдут споры между шахскими сыновьями, то Российская империя по войдет в оные до того времени, пока владеющий тогда шах не будет просить об оной.
Ст. 5. Российским купеческим судам по прежнему обычаю предо-ггаиляется право плавать у берегов Каспийского моря и приставать к оным; при чем со стороны персиян должна быть подаваема дружественная помощь во время кораблекрушения. Сие же самое право предоставляется и персидским купеческим судам по прежнему обычаю плавать по Каспийскому морю и приставать к берегам российским, где возможно, в случае кораблекрушения, должно быть оказываемо персиянам всякое пособие. В рассуждении же военных судов: то как прежде во время войны, так равно во время мира и всегда российский военный флаг один существовал на Каспийском море, то в сем уважении и теперь предоставляется ему одному прежнее право с тем, что, кроме российской державы, никакая другая держава не может иметь на Каспийском море военного флага.
Ст. 6. [Постановляет о возвращении военнопленных и прочего населения в течение 3-х месяцев после заключения договора.]
Ст. 8. Что касается до торговых сношений между обоюдными подданными их вел., кои будут иметь от своих правительств... письменные виды в доказательство, что они подлинно купцы, подданные российские или персидские, позволено будет ездить сухим путем или морем свободно в оба высокодоговаривающиеся государства, жить в оных, сколько кто пожелает, и купечество отправлять, также и обратный выезд иметь без всякого задержания. Товары, привозимые в Персию из мест, Российской империи принадлежащих, и взаимно из Персии в оные вывозимые, продавать и на другие товары менять. В спорах, случающихся между купцами обеих высоких держав, в долгах и других жалобах ведаться обыкновенным порядком, относясь к консулу или агенту, а где оного не будет, то к местному начальнику, которые и обязаны, рассмотрев просьбы их по сущей справедливости, сами ли делать, или требовать через кого следует должное удовлетворение и отнюдь не допускать, чтоб им оказана была какая-либо обида и притеснение.
Купцам российским подданным, приехавшим в Персию, свободно будет ездить оттуда с товарами и в другие государства, дружественные с Персиею, естьли пожелают; ...и что также взаимно соблюдаемо будет российским правительством в рассуждении персидских купцов, кои пожелают через Россию с торговым делом своим отправиться в другие государства, дружественные с Россиею.
Ст. 9. Пошлин с товаров, российскими купцами привозимых в персидские города или порты, взимать не более пяти процентов со ста, не требуя оных вторично, куда бы те купцы с тем товаром своим ни ехали, и столько же с вывозимых оттуда персидских товаров, а более никаких сборов, податей, налогов и пошлин ни под каким предлогом и вымыслом не требовать, каковые пошлины и на таком же основании взаимно должны быть единожды взыскиваемы и с. персидских товаров, привозимых персидскими подданными в российские города или порты, так как и с вывозимых.
Ст. 10. По привозе товаров на берег или в порт, либо сухим путем в пограничные города обеих договаривающихся держав, предоставляется свобода обоюдному купечеству продавать свои товары и другие покупать, или на мену получать, не спрашивая на то позволения от таможенных правителей или откупщиков, коих долг есть смотреть, чтобы торговля имела безпрепятственное обращение и чтобы исправно взыскиваемы были узаконенные пошлины в казну с продавца или с покупщика, по добровольному их в том условию.