Декрет турецкого правительства об Оттоманском государственном долге (Константинополь, 20 декабря 1881 г.)
Внешний государственный долг Оттоманской империи был образован в результате кабальных займов турецкого правительства у капиталистов Англии, Франции, Австрии и других стран.
Декрет об Оттоманском государственном долге (называемый также Мухарремский декрет, подписанный 28 мухаррема 1299 г. Хиджры) явился результатом переговоров, происходивших в сентябре – декабре 1881 г. между турецкой делегацией (официально она называлась комиссией) во главе с Серветом-пашой и представителями английских, нидерландских, французских, австро-венгерских, германских и итальянских держателей долга. Таким образом, декрет имел характер международного соглашения, ставившего Турцию под иностранный финансовый контроль.
В соответствии с декретом сумма Оттоманского долга была снижена с 5,3 млрд. франков до 2,4 млрд. франков. Однако это снижение имело лишь символическое значение, поскольку из 5,3 млрд. франков, составлявших к 1881 г. номинальную сумму долга, Турция фактически (за вычетом процентов, комиссионных и т. д.) получила всего 3 млрд. франков. Кроме того, за время, истекшее с момента получения первого займа и до банкротства (1875 г.), Турция уплатила кредиторам около 900 млн. франков. Таким образом, остаток фактической задолженности составлял 2,1 млрд. франков.
[Статьи 1-7 предусматривают уменьшение капитального долга, остающегося невыплаченным по каждому из заключенных ранее Портой займов, перечисляют составные части сокращенного долга и излагают условия регистрации бумаг и конверсии отдельных частей долга. В частности, согласно статье 1 (§ «С») капитальный долг по каждому из перечисленных ниже займов (с учетом процентов по ним) уменьшался в следующем размере:
заем 1858 г. – до 93,15%,
заем 1860 г. – до 62,90%,
заем 1862 г. – до 74,50%,
заем 1863-1864 гг. – до 76,30%,
заем 1865 г. – до 71%,
заем 1869 г. – до 62,40%,
заем 1872 г. – до 107,75%,
заем 1873 г. – до 55,25%
Общий долг – до 50,25%
Турецкие части – до 45,09%]
Уступка доходов для оплаты по долгу
Ст. 8. Для оплаты по долгу ...правительство настоящим уступает, безусловно и бесповоротно, начиная с 1-13 января 1882 г. и до полного погашения ...долга:
[1) поступления от монополий и косвенных налогов, а именно от табачной и соляной монополии, от гербового сбора, от сбора со спиртных напитков, от налога на рыбу в Константинополе и его пригороде и от шелковой десятины в Константинополе, Адрианополе, Бурсе и Самсуне; 2) поступления от шелковой десятины в ряде других городов; 3) дополнительные поступления от таможенных пошлин при увеличении последних в результате пересмотра торговых договоров; 4) дополнительные поступления в результате замены налога Теметтю1 сборами по закону о патентах; 5) дань с Болгарского княжества; 6) излишек доходов острова Кипр2; 7) поступления из Восточной Румелии; 8) доход с пошлин на импортируемый табак «тумбекки»; 9) взносы с балканских государств по причитающейся с них части турецкого долга.]
...Учреждение Административного Совета
Его образование.
Ст. 15. Чтобы представлять держателей и соблюдать их интересы, учреждается Административный Совет.
Резиденция этого Совета устанавливается в Константинополе.
Вышеупомянутый Совет должен быть составлен так, как об этом сказано ниже:
один член, представляющий английских держателей, который представляет также и нидерландских держателей; ...
один член, представляющий французских держателей;
один член, представляющий немецких держателей;
один член, представляющий австро-венгерских держателей;...
один член, представляющий итальянских держателей;...
один член, представляющий оттоманских держателей;...
один член, ...который должен быть назначен имп. Оттоманским банком, пли, в его отсутствие, решением, принятым общим собранием вышеназванных держателей в Константинополе ...
Принимая во внимание, что значительная часть ценных оттоманских бумаг – и по числу и по важности их – хранится в Англии и Франции, ежегодный председатель Совета будет выбираться в течение пятилетнего периода, ...альтернативно из представителей Анг-лии и Франции.
...Каждый член Совета будет иметь право одного голоса. Его решения будут приниматься большинством голосов. В случае разделения голосов, председатель будет иметь предпочтительное право голоса....
Совет прекратит свою деятельность только с полным погашением Долга, которому посвящается настоящий декрет.
Полномочия Совета
Ст. 16. Административный Совет для расчета с держателями и с помощью агентов, выделенных его властью, будет ведать непосредственными управлением, взиманием и инкассированием доходов и других рессурсов, перечисленных в ст. 8, §§ 1, 2, 5, 6, 7 и 9...
Совет будет иметь право сдать на откуп или в аренду третьим лицам тот или иной из уступленных ему доходов; но в этом случае он остается непосредственно ответственным перед имп. правительством.
Совет будет назначать главного директора Администрации, который под руководством Совета будет вести его дела.
...Контроль правительства
Ст. 18. Управление уступленными доходами будет подчинено контролю правительства. Этот контроль будет осуществляться ко-миссаром и контролерами, назначенными правительством и аккредитованными при вышеназванном Управлении... Споры между правительством и Советом
Ст. 19. Все споры, которые могут возникнуть между имп. правительством и Советом по поводу толкования и исполнения настоящего декрета, будут представляться на рассмотрение четырех третейских судей, назначенных с той и другой стороны; эти третейские судьи изберут суперарбитра для того, чтобы принимать определенные решения, если возникнет разделение голосов пополам.
Третейские решения будут окончательными и не будут подлежать апелляции. ...
1 Промысловый налог; взимался с лиц, занимавшихся торговлей, искусством и ремеслом, а также со служащих. Налоговые ставки были различные, но обычно не превышали 5% годового дохода.
2 В соответствии со ст. 3 англо-турецкого договора от 1 июля 1878 г., по которому остров Кипр переходил во владение Англии, последняя обещала платить Порте излишки доходов с острова, за вычетом административных издержек.