Усиление зависимости Турции от европейских держав
(Из книги Фредерика Миллингена)
Англичанин Фредерик Миллинген в течение долгого времени жил в Турции, принял ислам и под именем Османа Сейфи-бея служил офицером в турецкой армии. В своей книге, вышедшей в 1868 г., вскоре после его возвращения из Турции, он подробно рассказал о проникновении иностранного капитала в экономику Турции и об усилении зависимости Османской империи от европейских держав.
Концессии, выданные иностранным компаниям на строительство многих линий железных дорог, обычно рассматри-ваются как меры, которые непременно вернут Турции ее былое богатство и процветание. Ничто не может так способствовать развитию внутренних ресурсов страны, как разумно составленная система железных дорог. Однако, когда железные дороги сооружаются лишь с целью облегчить ввоз товаров из-за границы (в чем можно убедиться, бросив взгляд на карты, которые показывают построенные в Турции железнодорожные пути), когда местное население находится на грани полного разорения, в подобных обстоятельствах выгоды, которые Турция должна получить от железных дорог, очень эфемерны.
...К несчастью, надо признать, что как в Турции, так и в странах, находящихся под турецким господством, население пребывает в состоянии полной нищеты. Во-первых, потому, что торговля полностью сосредоточена в руках иностранцев, которые, как паразиты, живут за счет местного населения, которое они довели до полного истощения. Во-вторых, потому, что сельское хозяйство и ремесла находятся в самом примитивном состоянии, а старинные промыслы разрушены конкуренцией иностранных мануфактур. В-третьих, потому, что полностью отсутствуют капиталы, необходимые для разви-тия сельского хозяйства и промышленности.
В подобных условиях богатеют лишь биржевые дельцы, железнодорожные подрядчики, столоначальники и писари. Что касается акционеров и прочего населения, то им при-дется еще очень долго ждать, прежде чем они смогут принять участие в прибылях.
Оттоманский банк и Генеральное общество кредита – по существу заведения1 того же рода. Эти учреждения, покровителем которых является Фуад2, призваны служить целям облегчения и упорядочения торговых сделок между Востоком и Западом. Однако торговля, как это уже было сказано, является монополией иностранцев, поэтому ясно, что подобные учреждения созданы почти исключительно в пользу последних, а в отношении местных интересов их влияние сугубо ограничено, если не пагубно. Одним словом, эти учреждения созданы и руководятся иностранцами в целях облегчения торговли иностранцев.в иностранных государствах. Ясно, что при таком положении вещей местное население можно сравнить лишь с топливом, которое необходимо для питания машины.
Оттоманский банк превосходно организован для того, чтобы выжимать из Турции последние су. Способы, применявшиеся до сих пор алчными финансистами, все же оставляли что-то. Новый банк – это мощный насос, который высасывает все до последней капли. Чтобы распространить свои благодеяния в самые удаленные уголки империи, банк открыл свои отделения в различных провинциях, которые призваны ускорять выкачку денег до тех пор, пока не погасла последняя вспышка «восточного вопроса».
1 Автор имеет в виду иностранные банки, появившиеся в то время в Турции. Крупнейшим среди них был Оттоманский банк, основанный англо-французским капиталом. В 1863 г. он был объявлен имперским банком и благодаря огромным привилегиям сумел фактически подчинить себе все финансы страны.
2 Фуад-паша (1815-1861 гг.) – великий везир, проводивший политику подчинения Турции интересам западноевропейского капитала.
(Из записок Я.Я. Игнатьева)
Приводимый ниже отрывок из записок Я.Я. Игнатьева (1842-1906 гг.) – известного русского дипломата и государственного деятеля, бывшего в 1864-1877 гг. послом в Турции, показывает истинное назначение реформ второго периода танзимата.
Обширный план реформ, от которых, по мнению французского правительства, зависело возрождение Турции, заключал в себе серию мероприятий, каждое из них можно было осуществить вполне независимо от других, но все они предназначались для подготовки реализации последующих планов Запада. Вначале Порте было внушено, что необходимо создать по образцам аналогичных французских институтов два важных правительственных учреждения: Государственный совет и Верховный суд, в которых христианским представителям было бы дозволено заседать наряду с мусульманами, хотя и в самом ничтожном меньшинстве. Затем французы заставили турок развить систему вилайетов без предоставления каких-либо новых возможностей для христиан. Наконец они попытались применить свои идеи о смешении рас посредством школ, создав лицей Галатасарай под патронажем Франции. Одновременно у османского правительства были затребованы необходимые гарантии для железных дорог, заводов, фабрик, земледельческих и лесных хозяйств, шахт, финансовых обществ и т. п., созданных на земле Турции, с тем чтобы приспособить страну с точки зрения промышленности и торговли к потребностям Запада. Я много писал в своих докладах о проводимых с этой целью различных мероприятиях, среди которых предоставление иностранцам прав собственности на недвижимое имущество, несомненно, занимает первое место. За отсутствием других возможностей османское правительство рассчитывает, что нашествие англичан и французов поможет, с одной стороны, улучшить состояние государственных финансов, а с другой – наложит узду на национальные устремления христиан. Оно надеется найти новую гарантию сохранения целостности империи, заинтересовав Запад возможностью эксплуатировать страну по своему усмотрению в том случае, если бы турки остались ее поминальными хозяевами.
(Из официального сообщения турецкого правительства