Декрет хедива Тауфика (Каир, 15 ноября 1879 г.)
Тауфик-паша – хедив Египта с 1879 г.
Ст. 1. Генеральные контролеры будут пользоваться в области финансов самыми широкими полномочиями по обследованию деятельности государственных служб, включая и те, доходы которых, в силу декретов или контракта, имеют специальное назначение.
Министры и служащие всех рангов обязаны сообщать все сведения и представлять все документы, которые у них потребуют генеральные контролеры или их представители.
В частности, министр финансов будет еженедельно предъявлять службе генерального контролера подробный перечень доходов и расходов, произведенных кассой министерства. Равным образом, каждое управление будет представлять в конце месяца детальный отчет о доходах и расходах.
Ст. 2. Генеральные контролеры распределят между собой, с общего согласия, государственные службы, над которыми они будут осуществлять права надзора и контроля, данные им настоящим декретом.
Ст. 3. Так как правительства Франции и Великобритании согласились с тем, что в настоящий момент генеральные контролеры не будут принимать участия в управлении административными учреждениями, генеральные контролеры ограничатся тем, что будут сообщать нам или нашим министрам замечания, которые возникнут в связи с проводимыми ими обследованиями.
Равным образом они будут сообщать комиссии долга факты, представляющие интерес для кредиторов объединенного долга.
Кроме того, они могут, в связи с этими фактами, объединиться в комиссию с комиссарами долга с тем, чтобы сообща рассматривать вопросы, которые генеральные контролеры или комиссары долга найдут полезным обсуждать вместе.
Ст. 4. Генеральные контролеры будут иметь ранг членов Совета Министров и будут принимать участие в его заседаниях с правом со-нещательного голоса.
Ст. 5. В конце каждого года и чаще, если они сочтут необходимым, генеральные контролеры будут представлять нам отчеты о своей работе в форме докладов, которые будут публиковаться при их участии и печататься в «Моniteur Egyptien»1.
Ст. 6. Генеральные контролеры могут быть смещены со своих постов только с согласия соответствующих правительств.
Они будут назначать и смещать агентов и чиновников службы контроля и определять размер их жалованья.
Ст. 7. Бюджет службы контроля будет устанавливаться генеральными контролерами и утверждаться Советом Министров...
1 Официальный орган египетского правительства.
Нота правительств Англии и Франции хедиву Египта Тауфику,
Врученная 8 января 1882 г.
Со времени сентябрьского восстания в Каире (1881 г.) Египет переживал подъем национального движения, которым руководила демократическая Национальная партия (ватанисты). Против этого движения, подрывавшего установленный Англией и Францией полуколониальный режим, и была направлена январская нота 1882 г. После прихода к власти ватанистов (февраль 1882 г.) во главе с Ораби-пашой Англия и Франция усилили нажим на Египет, послав в мае 1882 г. к берегам Александрии свои эскадры.
...Английское и французское правительство считают сохранение за его выс. [хедивом] престола – на условиях, установленных фирманами султана и официально признанных обеими державами, – единственной гарантией в настоящем и в будущем должного порядка в Египте и развития его общего благосостояния, в чем Франция и Великобритания одинаково заинтересованы. Оба правительства, тесно объединенные стремлением защищать общими усилиями существующий в Египте режим против всех внутренних и внешних осложнений, могущих угрожать ему, не сомневаются, что публично сделанное ими заявление об их намерениях в этом отношении предотвратит опасности, которым могло бы подвергнуться правительство хедива и против которых Англия и Франция будут, конечно, совместно бороться.
Письмо русского представителя в Каирском смешанном суде И. Пашкова вице-директору Азиатского департамента МИД России А.А. Мельникову,
Каир, 25 мая / 6 июня 1882 г.
Письмо И. Пашкова интересно как свидетельство очевидца, находившегося в Египте в критический момент его истории.
Смешанные (международные) суды учреждены в 1876 г. для рассмотрения гражданских дел, в которых одной или обеими сторонами были иностранные подданные.
Число сторонников Араби1 за последнее время постоянно возрастает; …многие готовы следовать за ним как за сторонником самостоятельности Египта и противником иностранного вмешательства во внутренние дела государства и даже иностранного влияния. Большинство европейцев, проживающих в Египте, представляет собой толпу эксплуататоров, которая всевозможными способами грабит народ, где можно на законном, а где и не на законном основании. В мою кратковременную судебную практику здесь я имел уже Возможность убедиться в основательности жалоб египтян. Вы не можете вообразить себе, какие каверзные и возмутительные дела поступают в суд, облеченные, однако, и законную форму. Вы видите открытый грабеж со стороны какого-нибудь грека или итальянца, грабеж, благодаря которому целая семья феллахов должна идти по миру, и решительно не знаете, как защитить эту семью. Признаюсь, я поставил себе за правило, где только можно и на сколько закон позволяет, обуздывать этих хищников, разоряющих Египет.
...Англичане и французы, являющиеся эксплуататорами высших и правительственных сфер, естественно, более обращают на себя внимание, чем мелкие греки и итальянцы; поэтому в более интеллигентных арабских кружках первые обвинения падают, конечно, на Англию с Францией. Политические же интриги этих государств, желающих приобрести здесь подавляющее влияние в делах, конечно еще более восстановляют общественное мнение против них.
...Национальная партия приобрела громадное влияние. Народ первое время не вполне сознавал или вернее почти не понимал, что это за партия. Теперь же, убедившись, что она против европейцев, начинает примыкать к ней и, безусловно, давно бы сделался орудием ее, если бы не обаяние хедива, который является, конечно, противником этой партии; но нелюбовь к европейцам начинает преобладать над чувством преданности к хедиву и теперь уже по деревням и в городках ходят толки о том, что недурноб выжить европейцев. Надо отдать справедливость Араби, он много способствовал тому, чтобы поставить вопрос на эту почву.
1 Ахмед Ораби (Араби)-паша – руководитель национального движения в Египте.