Восстание в провинции Джокьякарта

Сообщение посланника России в Голландии Ф.П. Мальтица

(Гаага, 16 (28) августа 1840 г.)

Восстание в Джокьякарте явилось отголоском событий 1825-1830 гг.

Письма с. Явы от 10 апреля сообщают о восстании в провинции Джокьякарта, где некий служитель мусульманской религии, сподвижник известного Дипапегары, смог разжечь фанатизм местных жителей и собрал вооруженный отряд из 800-1000 человек. Военному губернатору Джокьякарты, который встал во главе 300 солдат, удалось взять в плен главу бунтовщиков и 70 его сторонников, а остальные бунтовщики разбежались. Сколь бы ни был обнадеживающим этот успех, тем не менее прискорбно узнать, что ростки недовольства существуют среди народа, насчитывающего 8 миллионов душ, который считали вполне преданным голландскому правительству и который, осознав секрет своей силы, может поддаться искушению достичь независимости.

5.4.

КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Колониальная политика в целом

Из Навигационных актов

Навигационные акты – ряд постановлений английского парламента, направленных на поощрение и охрану от иностранной конкуренции морской торговли и промышленности Англии. Навигационные акты издавались в 1381, 1382, 1488-1489, 1532, 1540, 1563 1650, 1651, 1660, 1663, 1672 и 1696 гг. Важнейшие из них Навигационный акт 1651 г., относящийся к эпохе Английской буржуазной революции XVII в., и Навигационные акты 1660 и 1663 гг., изданныйе после Реставрации.

В соответствии с Навигационным актом «О поощрении и об упорядочении торговли английского государства», изданным 1 августа 1650 г., были назначены комиссары, составлявшие постоянный совет, который должен был наблюдать за производством отечественных товаров и за торговлей, заботиться о поддержании активного торгового баланса, установлении пошлин и т. п. Навигационный акт 1650 г. был издан сроком на 1 год. В том же году был издан другой Навигационный акт, запрещавший иностранцам торговать в английских колониях без правительственного разрешения.

В узком смысле Навигационным актом называется изданный 9 октября 1651 г. «Акт об увеличении торгового флота и поощрении мореплавания английской нации». Издание этого акта было вызвано обострением англо-голландского морского и торгового соперничества. К середине XVII в. Голландия захватила в свои руки как рыболовство в Северном море, так и мировую транзитную торговлю. Создалась угроза английской торговле, промышленности и мореплаванию, переживавшим кризис в результате гражданской войны, предшествовавшей провозглашению в Англии республики (1649 г.). Стремясь парализовать голландскую конкуренцию, Англия предложила Голландии объединиться в одно государство. Это на деле означало бы полное хозяйственное и политическое подчинение Голландии её конкуренту. Голландская буржуазия, естественно, не могла согласиться на английское предложение, и переговоры были прекращены. XVII в. Навигационный акт устанавливал следующие правила ввоза в Англию и ее владения иностранных товаров: 1) товары, произведённые в Азии, Африке или Америке, могли быть доставлены исключительно на английских кораблях, причём капитан и большинство матросов должны были быть английскими гражданами; 2) товары, произведённые в Европе, могли доставляться либо на английских кораблях, либо на кораблях, принадлежащих гражданам той страны, где эти товары произведены. Далее, иностранцам запрещалось перевозить товары из одного английского порта в другой. Английским гражданам было разрешено вывозить товары из портов Испании и Португалии и вывозить из голландских портов шёлковые товары, купленные англичанами в Италии. Специальный раздел акта был посвящен рыболовству. В Англию и её владения разрешалось ввозить на английских судах рыбу, пойманную англичанами. Нарушение постановлений акта влекло за собой конфискацию товаров и корабля. Навигационный акт 1651, равно как и предыдущий акт, направленный в первую очередь против Голландии, был расценён голландскими Генеральными штатами как враждебный акт. В начавшейся войне (1651-1654 гг.) Голландия была Англией побеждена и договором 1654 г. признала Навигационные акты, наносившие большой ущерб её морской торговле и облегчавшие дальнейшее развитие английского мореплавания и торговли с колониями.

Навигационные акты сыграли важную роль в осуществлении общей политики меркантилизма и протекционизма и в успешной борьбе Англии против Голландии. Навигационные акты были отменены лишь в середине XIX в., когда быстро развившийся английский капитализм перестал нуждаться в законодательной охране от иностранной конкуренции.

Наши рекомендации